Лекция 6. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков
Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая X. Лейнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948—195-1 гг. Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Г. Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии (МОКПО). Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования в ряде европейских стран.
Показания для использования символдрамы в работе с детьми и подростками
• Стрессы как неотъемлемые спутники современной жизни.
• Трудности в учебе, плохая концентрация внимания в школе и дома.
• Проблемы во взаимоотношениях с родителями, братьями и сестрами.
• Тяжелое переживание развода родителей.
• Переживание смерти близкого человека, бабушки, дедушки.
• Трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
• Трудности, связанные с переживанием первой любви.
• Рассеянность ребенка.
• Агрессивное поведение детей.
• Навязчивые состояния, тики и навязчивые ритуалы.
• Ночной и дневной энурез, энкапрез.
• Страхи и фобии.
• Различные психосоматические расстройства.
• Кожные высыпания, угри и бородавки.
• Нарушения пищевого поведения, вплоть до анорексии, ведущей к истощению.
• Заикание.
• Неуверенность в себе и своих силах.
• Проблемы профессионального выбора.
Противопоказания для использования символдрамы
• Психозы и шизофрения, в том числе в компенсированной форме.
• Серьезные органические нарушения головного мозга и центральной нервной системы, эпилепсия.
• Низкий интеллект ( не менее 80 единиц).
• Отсутствие мотивации.
• Соматические заболевания, представляющие опасность для жизни (онкология, тяжелые аутоиммунные заболевания).
• Возраст менее шести лет.
Описание метода
Предварительным условием проведения психотерапии является установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).
Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле, вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости — последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним, достаточно попросить ребенка сесть, закрыть глаза и расслабиться.
После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Последний как бы "сопровождает" пациента в его образах, при необходимости направляя их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи слов тина "да", "так", "угу", восклицаний типа "Вот как?!", повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.
Для того чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того чтобы спросить: "Дерево большое?" или "Далеко ли это дерево?" (что уже предполагает определенное ожидание ответа), следует спрашивать: "Какого размера дерево?" или "На каком расстоянии находится это дерево?"
Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 мин, но не должна превышать 35—40 мин. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от их возраста от 5 до 20 мин.
Курс психотерапии состоит, как правило, из 8—30 сеансов, в некоторых случаях бывает более длительная психотерапия. Существенные улучшения часто наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.
Частота сеансов составляет от одного до трех сеансов в неделю. Поскольку метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно, а тем более несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже чем раз в педелю.
Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги (партнеры), либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии. Данный метод хороню сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.