Сикхизм
Родиной сикхизма является область Пятиречья ("пандж аб" – "пять рек" – пять великих притоков Инда) на северо- западе Индии, выступавшая в Средние века в качестве буферного района на стыке двух цивилизаций и двух культур – индуистской и исламской. Сикхизм начал складываться в конце XV – начале XVI в. как своеобразное учение в рамках индуизма, синтезировавшее в себе ряд как индуистских, так и мусульманских (в особенности присущих суфизму) черт и на начальном этапе объединявшее городские торгово-ремесленные слои. Основателем сикхизма считается гуру (учитель) Нанак (1469–1538/9), последователи которого стали называть себя сикхами – учениками. После смерти Нанака проповедь его учения продолжили еще девять гуру, последним из которых был Говинд (1675– 1708). Все они считаются десятью воплощениями одного и того же гуру, проповедовавшего единое учение.
Учение сикхизма
Сикхизм – монотеистическая религия, отвергающая многобожие индуизма: один из важнейших эпитетов Бога у Нанака – "Эк" (Единственный, Единый, Один). Индуистские боги Брахма, Вишну, Шива и мусульманский Аллах – все они сливаются в Божестве. У Единственного нет собственного имени. Нанак обращается к нему, используя как индуистские, так и мусульманские имена: Хари (этот вишнуитский термин встречается наиболее часто), Гопал, Рам, Парамешвар, Аллах, Сахиб и т.д.
Бог характеризуется понятиями "ниргун" (лишенный качеств) и "сагун" (наделенный качествами). Главное его состояние – ниргун: это абсолютная сущность, лишенная каких бы то ни было атрибутов. Но чтобы люди могли познать Бога, он по своей воле превращается в сагуна (что никоим образом не связано с приобретением антропоморфного облика, он всегда невидим и проявляется через свои деяния) – ту ипостась, к которой обращается человек в общении с Всевышним, в состоянии медитации, в пении гимнов.
В сикхизме Бог воплощает в себе Создателя, Хранителя и Разрушителя (качества, присущие Брахме, Вишну и Шиве), он всемогущ и всеведущ; мир, созданный им, изменчив и невечен, а Бог вечен. Он существует в прошлом, настоящем и будущем сам по себе, о его сущности говорят такие эпитеты, как "без начала", "существующий вне времени", "нерожденный", "бессмертный". Он вне цени перерождений, вне смерти, и поэтому у него не существует видимых (изменчивых и недолговечных) воплощений – аватар (подобно аватарам божеств индуистского пантеона), он никогда не имеет видимой формы, его невозможно описать, он вне возможностей интеллекта, непознаваем, неописуем и необъясним ни с помощью произнесенного слова, ни с помощью написанного. В то же время он "Сат" (Реальность, Истина, Правда).
Постижение Бога и соединение с ним возможно для каждого человека, следующего путем любви, веры, преданности ему и размышляющего о его деяниях. Служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм, а, наоборот, предполагает активную жизнь, полную труда, выполнение дхармы (долга) домохозяина. Неотступное следование этим принципам должно привести в итоге к прерыванию цени рождений и слиянию с божеством. Каждый может общаться с Богом напрямую, без посредников.
Вызовом индуизму является стержневая идея сикхизма о равенстве всех людей перед Богом, крайне негативное отношение к кастовой иерархии и кастовому неравенству. При Нанаке была введена особая форма богослужения – сангат, подразумевавшая совместное присутствие сикхов – независимо от касты – на проповеди гуру и совместное исполнение ими гимнов. Несколько позже появилась практика проведения совместных трапез (лангар), на которых присутствовали и передавали из рук в руки чашу с водой все члены общины – также независимо от касты и социального статуса.