Школьные программы
Постоянным изменениям и корректировкам подвергаются школьные программы. Ядро школьных программ достаточно устойчиво. Вместе с тем имеется потребность в постоянном их обновлении. В общеобразовательной школе сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционный тип – обязательные программы. Обязательных курсов в общеобразовательной школе насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее специальные программы, адресованные той или иной части учащихся: факультативы, курсы, программы особых учебных заведений. Отдельные программы могут переходить из обязательных в специальные в зависимости от назначения и ступеней образования, например программы трудового обучения. Специальные курсы могут быть углубленными и облегченными. Наряду с традиционными обязательными и специальными программами все большее распространение получают так называемые интегративные программы. Классический пример интегративного курса – программа естествознания в элементарной школе, куда включены начала различных знаний. Задача интегративного курса – ознакомить с основными явлениями и закономерностями тех или иных наук и видов деятельности в их взаимосвязи.
Во второй половине XX в. мировая общеобразовательная школа приступила к реформам учебных программ. При пересмотре школьных программ предлагается гибкая политика создания "незаполненных позиций", куда отдельные школы и учителя по своему усмотрению могут включать дидактические материалы. Американские педагоги – сторонники подобных перемен пишут в книге "Структуры школьного обновления": "Разумеется, программы третьего тысячелетия по-прежнему будут включать изучение родного языка, естественных и математических знаний, физическую подготовку и т.п. Но эти программы должны быть и результатом новых подходов".
ОГЛАВЛЕНИЕ школьных программ, по мнению Маделен Хантер (США), должно быть практическим, что означает настройку на требования жизни и потребности школьников, выработку навыков и умений, которые содействуют развитию способностей, творческому поиску, принятию ответственных решений. Хантер недоумевает, почему в программе американской начальной школы отсутствуют важнейшие, на ее взгляд, разделы, предусматривающие прежде всего приобретение "знания о себе как физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном индивиде".
Учебные программы обогащаются антиалкогольной, природоохранной, сексуальной тематикой. Обычно эту тематику включают в традиционные предметы школьного образования. Разрабатываются программы образования для иммигрантов, коренных этнических и расовых меньшинств. Программами предусмотрена педагогическая компенсирующая поддержка представителей различных этнокультурных групп; педагогические меры против этноцентризма. Эпизодические педагогические мероприятия в учебных заведениях с информацией о быте и жизни малых этнокультурных групп сменяются систематической учебной деятельностью, направленной против расизма и национальных предрассудков, на восприятие истории, традиций, духовных ценностей как доминирующих, так и малых культур. При отказе государства участвовать в такой деятельности практическое осуществление подобных программ берут на себя этнические меньшинства.
При сохранении известного консерватизма в вопросах содержания образования реформы направлены на то, чтобы сделать программы обучения более гибкими, способными к обновлению, придать им иной баланс обязательности и элективности, общего и дифференцированного. Изменения в программах производились двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь – традиционный. Он предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, увеличивается объем), качественно такое обучение одинаково для всех учебных дисциплин. Интенсивный путь – создание программ, иных по целям, структуре и содержанию. Программы интенсивного типа ориентированы прежде всего на полноту переживания, осознания и осмысления учебного материала.
Учебными программами многих стран предусмотрены специальные занятия по нравственному воспитанию. В воспитании на особом месте стоят предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки и пр.). Эти предметы рассматриваются как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.
Мировая педагогика и школа уделяют значительное внимание воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). В зарубежной педагогике традиционно сильны стремления осуществлять воспитание вне политико-идеологических установок. Но, как показывает опыт, подобное воспитание является скорее декларацией, чем действительностью. Для этого в учебные программы предлагается включать учебные ролевые игры ("Выборы", "Стачка", "Суд" и пр.), отводить больше места в учебном процессе общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980–1990-е гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.
Зарубежная педагогика занята аранжировкой действующих программ гражданского воспитания. Так, в школах США запланированы обязательные уроки, где детей знакомят с правами и обязанностями граждан. Программы гражданского воспитания предусматривают приобретение определенных знаний и навыков. Юные американцы должны знать основы государственного устройства, Билль о правах, что такое политика. Им надлежит приобрести навыки критического политического мышления: идентифицировать государственные символы, оценивать общественные события, анализировать деятельность ветвей власти и т.д. Программами предложена модель ответственного гражданского поведения. В элементарной школе постигают начальные представления о таких структурах, как семья, школьный класс, штат, государство, мировое сообщество. В младшей средней школе изучают всеобщую историю и место в ней США. В старшей средней школе знакомятся с деятельностью правительства. Цель подобных занятий – помочь ученику стать членом гражданского общества, поверить в свои права и возможности влиять на общественную жизнь. В ряде колледжей среднего образования преподается учебный концентр, именуемый "социальные науки", а также интегративные курсы, которые, в частности, включают такие темы, как: "Американское наследие", "Человек и общество", "Демократические процессы", "Гражданские права и ответственность".
Претерпевают изменения программы по учебным дисциплинам, связанным с эстетическим воспитанием. Во Франции, например, в коллежах и лицеях реализуется программа "воспитание через искусство", определяющая три главных цели: нравственно-духовное становление и создание эмоциональной воспитательной атмосферы; формирование художественно-эстетической культуры; накопление опыта культурной деятельности. У этих целей есть конкретные задачи: эмоционально развивать через изучение дисциплин художественно-эстетического цикла; формировать на основе изучения произведений искусства критерии собственного нравственного поведения; развивать творческие способности в различных областях искусства через импровизацию и самовыражение. Помимо традиционных дисциплин "музыка" и "изобразительное искусство", в программу общеобразовательной школы входят живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.
Таким образом, в мире накоплено немало ценного при разработке учебных программ. Разрабатываются учебные программы, которые позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность мире. Однако создание соответствующих учебных программ находится в начале пути.
Приобретает все большую актуальность вопрос о стандартизации учебных программ. Мировая школа сталкивается с глубоким и противоречиями между стандартизированным обучением и необходимостью учета интересов и способностей учащихся. В централизованных системах образования издавна существуют учебные планы и программы, обязательные для всей страны. Такова, к примеру, система образования во Франции.
Иное дело – США и Великобритания, где национальные стандарты общего образования – явление сравнительно новое. В США стандарты образования необязательны для учебных заведений. Американская педагогика предлагает разные трактовки понятия "стандарт образования". Чаще речь идет о минимуме знаний и умений, которым должны овладеть школьники. Есть и более широкая интерпретация. Национальный комитет по стандартам и тестированию выделяет два взаимосвязанных типа образовательных стандартов: содержательные (начальный уровень обучения), стандарты ученического участия (конечный уровень обучения). В США в 1990-х гг. появился образец учебного плана средней школы, состоящий из двух частей: для 1–8-х классов и 9–12-х классов. В восьмилетней школе действует единый учебный план. В 9–12-х классах предусмотрено повышение роли обязательных академических дисциплин и ограничение элективного обучения 25–30% учебного времени.