Шкала одиночества
Опросник предложен Д. Расселом, Л. Пепло, М. Фергюсоном.
Цель методики: исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нем.
Испытуемому предлагается рассмотреть ряд утверждений последовательно и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к его жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда" (табл. 10).
Таблица 10. Опросник "Шкала одиночества"
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
|||||
Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|||||||||
Мне не С кем поговорить |
|||||||||
Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|||||||||
Мне не хватает общения |
|||||||||
Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня |
|||||||||
Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне |
|||||||||
Нет никого, к кому я мог бы обратиться |
|||||||||
Я сейчас больше ни с кем не близок |
|||||||||
Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи |
|||||||||
Я чувствую себя покинутым |
|||||||||
Я неспособен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает |
|||||||||
Я чувствую себя совершенно одиноким |
|||||||||
Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|||||||||
Я умираю по компании |
|||||||||
В действительности никто как следует не знает меня |
|
||||||||
Я чувствую себя изолированным от других |
|
||||||||
Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
||||||||
Мне трудно заводить друзей |
|
||||||||
Я чувствую себя исключенным и изолированным другими |
|
||||||||
Люди вокруг меня, но не со мной |
|
||||||||
Обработка результатов: подсчитываете количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" на два, "редко" — на один и "никогда" — на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества -60 баллов.
Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.
Тест "Незаконченные предложения"
Этот тест относится к методикам, изучающим мотивационную сферу и направленность личности (рис. 16). Мотивы — это побуждения, связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить, случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.
Рис. 16. Структура уровня притязаний
Мотивы отличаются друг от друга видом потребностей, которые в них проявляются, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности, в которой они реализуются.
Центральным элементом мотивационной сферы личности является ее направленность. Направленность — это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. К. К. Патонов выделяет следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.
Уровень — это общественная значимость направленности человека, зависящая от того, в какой мере цели деятельности личности соотносятся с общественными идеалами. Это качество направленности связано с моральным обликом и идейностью личности.
Широта направленности связана с разнообразием целей, которые ставит перед собой человек.
Интенсивность направленности определяется степенью оформленности, осознанности и активности, лежащих в основе ее побуждений.
Устойчивость направленности — это ее устойчивость во времени, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям. Устойчивость направленности связана с волевыми свойствами личности.
Действенность — это степень реализации целей направленности в практической деятельности.
Целью теста является исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений, каждое из которых направленно на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и притязаний.
Обработка результатов. Все предложения в соответствии с ключом (табл. 11) разносятся по шкалам, после чего производится качественный анализ каждого предложения. Если в предложении четко выражено положительное отношение, то оно оценивается в один балл. Если высказывается отрицательное отношение, предложению приписывается оценка Если предложение нейтрально, оно оценивается в 0 баллов. Данные отмечаются на бланке, где графически изображается профиль личности.
Таблица 11. Ключ к тесту "Незаконченные предложения"