Шиваизм
Шиваизм – одно из главных направлений индуизма, в основе которого лежит культ бога Шивы. В индуистской триаде Брахма – Вишну – Шива последний выполняет функции разрушителя мира в конце каждого космического цикла, но в шиваизме он почитается как верховный бог, объединяющий все основные, космические функции (творение, охрана, разрушение) и превосходящий всех других богов.
Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности: власть над животными, в частности, над змеями, поклонение лингаму (фаллосу), практика йоги. Ведийским прообразом Шивы является Рудра – бог грома и грозы, внушавший древним ариям непреодолимый ужас. Это был гневный, неистовый и капризный бог, насылавший на людей порчу, болезни и прочие несчастья. В поклонении ему доминировали мольбы о милости, просьбы о непричинении зла. Одним из его эпитетов был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью его задабривания. Рудра – арийский бог, но его культ тесно переплелся с аборигенными верованиями, отчего его фигура выглядит в "Ригведе" отстраненной и одинокой. В целом Рудра мог пониматься древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы, враждебности и непредсказуемости.
Несмотря на страшный и странный облик Рудры арии, видимо, чувствовали в нем силу, на которую можно было опереться и к которой можно было прибегнуть для защиты (недаром он считался не только насылающим болезни, но и их целителем). В период брахманизма начинается постепенное возвышение этого бога. В "Шатапахта-брахмане" он вместе с несколькими другими богами причисляется к кшатре (т.е. к правителям), а в "Шветашватара-упанишаде" его называют не только повелителем и всеобщим владыкой, но и творцом богов, создателем Золотого зародыша Вселенной. Тем не менее процесс выдвижения Рудры на первый план индуистского пантеона шел трудно, о чем свидетельствуют мифологические истории о его конфликтах с другими богами, в частности с Праджапати и Брахмой. Особенно красноречив миф о жертвоприношении Дакши (один из вариантов бога-творца). Шива, муж его дочери Умы, в отличие от всех других богов, не был приглашен на торжественный ритуал, из-за чего в ярости сокрушил жертву и отсек Дакше голову.
Образ и мифология Шивы в основных своих чертах формируются в эпосе, в первую очередь в "Махабхарата". В ней отчетливо проявляется такая важная для индуистского бога функция, как борьба его с демонами-асурами (чего не было у ведийского Рудры). Но связь Шивы с силами зла кое-где явно сохраняется. Вообще, многоликость и противоречивость – самые характерные черты его образа. Он бог-создатель, он же разрушитель; он благ и милостив и в то же время может появиться в образе Бхайравы ("Ужасного"); он часто изображается в образе аскета или йога (он "Царь йоги", "Йогараджа"), но он же великий любовник, воплощение половой энергии (один из важных элементов его культа – поклонение лингаму). Более того, он Ардханари, наполовину мужчина, наполовину женщина. Подобный набор противоречивых черт свидетельствует прежде всего о том, что фигура Шивы исключительно сложна и представляет собой синтез многообразного мифологического и культового материала, происходящего из разных этнических источников. Вместе с тем на концептуальном уровне объединение этих черт Шивой есть обожествление многоликости самого бытия и проявление через эту многоликость фундаментального единства. Основой этого единства в шиваизме, видимо, следует считать неуемную энергию Шивы, которая наглядно воплощается в образе Шивы-танцора (Нагараджа). Его танец (в нескольких его разновидностях) – это и творение мира, и поддержание его жизнедеятельности с помощью могучего ритма, и его гибель.
Шиваизм как культовая система складывается, вероятно, во II–I вв. до н.э. К этому времени относятся сведения о древних шиваитских сектах пашупатов (от Пашупати, "Повелитель скота" – один из эпитетов Шивы), которые, чтобы услужить Шиве, подражали повадкам животных, и капаликов, поклонявшихся Шиве-Бхайраве, носивших с собой череп (капала) и, возможно, практиковавших человеческие жертвоприношения. Вообще тяготение к необычным, порой страшным формам богопочитания, к изощренной культовой технике, тайным доктринам стало неотъемлемой частью многих сект и направлений внутри шиваизма.
Во II в. до н.э. появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганга, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий (лобный) глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. В руках, число которых может доходить до десяти, топор, трезубец, маленький барабанчик и антилопа (символ его связи с животными). Один из важнейших атрибутов Шивы – лингам, ставший в шиваизме самым главным объектом поклонения. Некоторые секты (например, лингаяты) почитают лингам как единственный пластический символ Шивы. В храмах число каменных лингамов достигает иногда многих сотен. Сочетание лингама и йони (т.е. мужского и женского начал) – также типичная композиция в шиваитских святилищах. Характерной деталью шиваитского культа является белый пепел (бхасман, вибхути), который адепты шиваизма наносят на тело чаще всего в виде трех горизонтальных полос (на лоб, плечи, грудь). Аскеты и паломники покрывают им себя целиком, уподобляясь Шиве, тело которого покрыто пеплом с кремационных площадок. Пепел – символ гибели и разрушения, но он же есть знак жизни, так как содержит в концентрированном виде энергию огня. Энергией наполнены и мантры, священные речевые формулы, произносимые шиваитами при обращении к богу. Главная мантра шиваитов – "Ом налах шивая" ("Ом, слава Шиве").
Среди многочисленных образов Шивы один из наиболее привлекательных для приверженцев шиваизма – образ семьянина. Его жена, Парвати (Ума, Гаури) – дочь царя Гималаев. В развитии шиваизма она олицетворяет шакти, женскую ипостась энергии бога, ставшую объектом отдельного культа (шактизма). Его дети – Ганеша (с головой слона) и Сканда (юный предводитель войска богов). Шива нередко изображается в идиллическом единении со своим семейством на горе Кайласа. Обычно в семейном кругу присутствует еще один персонаж – бык Нандин, ездовое животное Шивы, скульптурное изображение которого непременно стоит перед входом в шиваитский храм. Примерно с середины I тысячелетия н.э. шиваизм получает мощный импульс в виде движения бхакти. С VI по XII вв. в Тамилнаде плеяда шиваитских поэтов (наянаров) создала комплекс религиозной поэзии па тамильском языке, получивший признание в качестве шиваитских Вед. В гимнах наянаров образ Шивы, сохраняя свои мифологические и иконографические черты, отраженные в эпосе и санскритских пуранах, значительно приближается к человеку, становится родным и близким. Поэты, в порыве религиозных чувств воспевая Шиву, взыскуют его ласки и милости, называют его отцом, а иногда и матерью.
Правящие династии Юга Индии охотно поддержали расцвет шиваитского бхакти, что дало толчок строительству многочисленных храмов и шиваитских монастырей, расцвету шиваитской скульптуры. Индийский юг справедливо стал считаться "землей III ивы", но позиции шиваизма сильны и в других регионах Индии, только в каждом из них он имеет свои особенности, свои культовые формы, обряды и праздники, зависящие от местного религиозного субстрата, с которым шиваизм продолжает сохранять прочные связи.