Шесть постулатов теории Доу
Наблюдение за поведением индексов и отдельных акций позволили Доу сформулировать несколько важных принципов (постулатов), которые легли в основу теории технического анализа.
1. Индексы учитывают все. Это означает, что все участники рынка имеют информацию обо всех происходящих или ожидаемых событиях, которые могут повлиять на цены, и их одновременные решения и действия объективно влияют на цены. Это принципиальный постулат, объясняющий, что цена не меняется случайно, а является результатом сложения зачастую разнонаправленных действий различных групп участников рынка.
На рынке существует три типа тенденций. Под тенденцией или трендом Доу понимал устойчивое движение цен в определенном направлении в течение определенного периода времени. По утверждению Доу, тренд считается продолжающимся, пока каждая поВперед вершина выше (для восходящего тренда) или ниже (для нисходящего тренда), чем Назад, и каждое последующее основание выше (ниже) предыдущего. Кроме того, Доу выделил три типа тенденций – первичную или долгосрочную тенденцию (рис. 14.1), вторичную или среднесрочную, и малую или краткосрочную.
Чарльз Доу сравнивал три категории тенденций с приливом, волнами и рябью на море. Наиболее важная – первичная или долгосрочная тенденция, которая может длиться от года до нескольких лет. Вторичная или среднесрочная тенденция длится от трех недель до трех месяцев, а малая тенденция – от нескольких дней до трех недель. Вторичная и малая тенденции могут идти в направлениях, несовпадающих и даже противоположных первичной тенденции. В основном инвесторы стремятся торговать в направлении долгосрочной тенденции, но используют также и возможности, предоставляемые вторичной и малой тенденциями.
Рис. 14.1. Долгосрочная восходящая тенденция на графике цен обыкновенных акций ОАО "ЛУКойл" (ноябрь 2001 – июль 2005 гг.)
2. Основная тенденция имеет три фазы. Рассмотрим эти фазы на примере восходящей тенденции. На рис. 14.2 изображен график цен обыкновенных акций компании American Express. Фаза 1 называется "накопление" ("accumulation"). Она возникает после длительного периода спада и бокового движения рынка, и для ее формирования необходимо, чтобы участники рынка были готовы продавать имеющиеся на руках бумаги по низким ценам. В этой фазе отдельные наиболее прозорливые участники рынка, которыми, как правило, являются профессиональные участники, изучив рынок и определив, что он достиг дна, начинают потихоньку скупать акции у менее грамотных инвесторов, которыми, как правило, являются частные лица. Объемы торгов в этой фазе невелики и не вызывают ожиданий у большинства участников.
Рис. 14.2. Три фазы тенденции
В фазе 2 рынок начинает оживать, участники, долго ожидавшие подъема, начинают продавать ценные бумаги, а увидев, что рынок продолжает расти, вновь приобретают и вновь продают их. На рынке возникает ажиотаж. В торговлю вовлекается все большее количество участников. Наконец, в фазе 3, на вершине подъема наиболее информированные инвесторы начинают пользоваться сложившейся ситуацией активного спроса, постепенно избавляются от бумаг, ранее купленных на дне рынка, и фиксируют прибыль. Эта фаза называется "распределение" ("distribution").
3. Индексы должны подтверждать друг друга. Этот постулат Доу предполагает, что при принятии конкретного инвестиционного решения инвестор должен ознакомиться с ситуацией в других секторах рынка. Сам Доу предполагал, что такое сравнение можно проводить на основе предложенных им двух индексов, например, решение о входе в рынок следует принимать, выяснив, что рост рынка начался не только в выбранном секторе, но и в соседних секторах, что говорит о начале экономического подъема.
4. Объем должен подтверждать тенденцию. Это означает, что сколько бы сильным ни было движение цен, оно должно признаваться и подтверждаться рынком. На практике это проявляется в том, что объем торговли движется в направлении основной тенденции. Так, если рынок движется вверх, то при каждом очередном подъеме объемы торгов будут возрастать, а при падении – снижаться, и наоборот, если рынок движется вниз, то при каждом снижении объемы торгов должны возрастать, а при подъеме – снижаться. Если после завершения восходящего тренда цены двинутся вверх, а объем торгов не последует за ними, это означает, что рынок не воспринял движение цены как продолжение восходящего тренда и никак не отреагировал.
5. Тенденция считается неизменной, пока не получен убедительный сигнал развоврота. Тренд должен подавать сигналы о своем продолжении или завершении. Например, возрастающая тенденция продолжается, пока каждая Вперед вершина кривой цен, и каждое основание выше предыдущих. Как только очередная вершина или очередное основание становится ниже предыдущего, инвестор должен быть готовым к смене тренда. Если после такой остановки роста восходящий тренд возобновляется, то такая ситуация называется "неудавшийся размах" ("failure swing"), а если затем происходит перелом тренда, то это называется "удавшийся размах" ("nonfailure swing"). На рис. 14.3 показан "удавшийся размах" на растущем тренде графика обыкновенных акций ГМК "Норильский никель". После подъема, длившегося месяц, очередная вершина f оказалась ниже предыдущей, а затем очередное основание g также оказалось ниже предыдущего. Если бы основание g оказалось бы выше основания е, то у нас был бы "неудавшийся размах".
Рис. 14.3. "Удавшийся размах" на растущем тренде (обыкновенные акции ГМК "Норильский никель")
Аксиомы технического анализа
На основе принципов, изложенных Чарльзом Доу, можно сформулировать три аксиомы, составляющие основу технического анализа:
1) рынок учитывает все (market actions discounts everything) – эта аксиома основана на утверждении Чарльза Доу о том, что любая экономическая и неэкономическая информация, которая может повлиять на движение цен, рынком будет учтена и отразится в рыночных ценах на акции. Это говорит об обоснованности и объективности цен;
2) цены двигаются направленно (prices move in trends). В техническом анализе понятие тренда или тенденции является важнейшим. Цены изменяются в соответствии со стратегиями инвесторов, а они стремятся реализовать свои стратегии, которые часто являются противоположными, и даже при приоритетном получении новой информации инвестору нужно время для отмены старой и выбора новой стратегии. Как следствие, мгновенного изменения цены не происходит. Это позволяет отслеживать действующие тенденции и выявлять новые на ранних стадиях их развития. Кроме того, поскольку тенденция считается продолжающейся, пока не доказано обратное, это позволяет строить стратегии с учетом продолжения тенденции или ее изменения, когда поступят соответствующие сигналы;
3) история повторяется (history repeats itself) – это важнейшая аксиома технического анализа, утверждающая, что если в прошлом определенные движения цен давали сигналы о продолжении или изменении тренда, то и в дальнейшем появление аналогичных сигналов будет свидетельствовать о том же самом. Так, графические ценовые модели, выявленные более 100 лет назад, и сегодня свидетельствуют об аналогичных изменениях на рынках, поскольку построены на психологических особенностях инвесторов, которые остались такими же, как и век назад.
Первые методы технического анализа, как и многие методы, созданные значительно позже, вплоть до наших дней, были основаны на зрительном восприятии инвестором ценового графика, поэтому они получили название "методы графического анализа". За многие годы применения этих методов были выработаны приемы, основанные на выявлении на графике цены определенных фигур, или графических моделей, возникновение которых означало последующее продолжение или изменение тренда. В 1970-е гг. вследствие развития вычислительной техники появились, и сегодня наиболее распространены методы, основанные на математических расчетах. В этих методах используются подчас довольно сложные формулы, позволяющие прогнозировать краткосрочное, на несколько дней, движение цены. Инструменты, построенные на математических моделях поведения цены, получили название "индикаторы".
Кроме того, существует большая группа методов, которые нельзя отнести к первым двум группам. В этих методах используются волновая теория Эллиотта, числа Фибоначчи, углы Ганна, психологические индикаторы рынка.