Шестнадцатифакторный личностный опросник (16-PF)
Методика предназначена для определения некоторых черт, отражающих характерологические особенности личности и объединенных в 16 функционально связанных факторов. Эти факторы, по мысли авторов, во многом обусловливают поведение человека в разнообразных ситуациях. Авторский вариант опросника состоит из 187 пунктов.
Существуют несколько модификаций этого опросника: формы А, В, С, D и F. В России распространено несколько вариантов формы А и но крайней мере по два варианта форм В и С.
Полученные личностные факторы Кеттелл назвал основными первичными свойствами личности, или факторами первого порядка. Из факторов первого порядка автор с помощью факторного анализа вывел восемь факторов второго порядка, которые он считал более общими. Факторы второго порядка рассчитываются на основе факторов первого порядка с помощью специальных формул. Вследствие усложнения расчетов они практически не используются в психодиагностике, в том числе и в отечественных работах.
Для диагностики взрослых людей применяется опросник, имеющий три эквивалентные формы для людей с разным уровнем образования. Формы А и В рассчитаны на учащихся старших классов средней школы, студентов и взрослых с образованием не менее семи-восьми классов. Формы С и D включают но 105 вопросов и предназначены для диагностики личностных черт испытуемых с образованием на уровне пяти-семи классов, словарный запас которых несколько ниже, чем у испытуемых первой группы. Формы Е и F (по 128 вопросов) предназначены для испытуемых с очень низким словарным запасом и образованием три-четыре класса.
К 16-факторному опроснику прилагается "Патологическое дополнение" (Pg), состоящее из 12 клинических шкал – общего психоза, ипохондрии, паранойи, психастении, психопатических отклонений, шизофрении – и шести шкал депрессии. Эти 12 шкал вместе с сокращенным вариантом опросника (105) образуют "Опросник клинического анализа"[1], состоящий из 28 шкал-факторов, предназначенных для использования в психопатологии, а также для тех исследователей, "кто стремится к максимальному охвату личности"[2]. Сам же Кеттелл считал, что для диагностики психопатологии достаточно применение 16-PF и MMPI. В отечественной практической психодиагностике наиболее популярна форма С опросника. Этот сокращенный вариант теста, состоящий из 105 пунктов, представляет собой экспериментальную шестнадцатифакторную модель структуры личности Р. Кеттелла.
Наименования факторов даются в биполярной форме, имеющей алфавитную систему обозначения: А (общительность – замкнутость), В (высокий – низкий интеллект), С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость), Е (доминантность – покорность), F (беспечность – озабоченность), G (высокая совестливость – недобросовестность), H (смелость – робость), I (мягкосердечность – суровость), L (подозрительность – доверчивость), М (мечтательность – практичность), N (проницательность – наивность), О (склонность к чувству вины – самоуверенность), Q1 (гибкость – ригидность), Q2 (самостоятельность – зависимость от группы), Q3 (высокий – низкий самоконтроль поведения), Q4 (напряженность – расслабленность). Факторы D (беспокойство – уравновешенность), J (осторожный индивидуализм – интерес к участию в общих делах), К (культурная зависимость – неприятие культуры) присутствуют только в детском варианте опросника. Подробная психологическая характеристика показателей, использующихся в практике психодиагностики, приведена в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Психологическая характеристика факторов у лиц, получивших оценки противоположного значения по iG-PF(S-оценки)
Фактор |
Оценка |
|||
низкая (1–3 балла) |
высокая (7–9 баллов) |
|||
А (замкнутость – общительность) |
Необщителен, замкнут, эмоционально холоден. Сдержан и осторожен. Предпочитает работать один, избегает компромиссов. В делах склонен к точности, аккуратности и обязателен, но недостаточно гибок. Свойственны критичность, непреклонность, твердость |
Общительный, отзывчивый, внимательный к людям, активен в установлении контактов, непринужден в обществе, эмоционально экспрессивен. Хорошо уживается в коллективе, любит работать с людьми |
||
В (интеллектуальность: конкретность – абстрактность мышления) |
Конкретно думающий, склонен к немедленному обучению и усвоению новых понятий. Снижен уровень абстрактного мышления |
Абстрактно мыслящий, быстро схватывающий идею и быстро обучающийся. Высокий уровень интеллектуальных способностей |
||
С (эмоциональная уравновешенность) |
Эмоционально неуравновешен, подвержен чувствам, легко расстраивается. Переменчив в отношениях и неустойчив в интересах. Имеет тенденции уклоняться от необходимых требований действительности. Склонен не доводить дело до конца. Раздражителен |
Эмоционально уравновешенный, выдержанный, спокойный. Уверен в себе, склонен к лидерству. Реалистически настроен, способен следовать групповой морали. Склонен к постоянству своих планов и привязанностей. Смело смотрит фактам в лицо. Хорошо осознает требования действительности. Устойчив к стрессу |
||
Е (покорность – доминантность) |
Конформен, склонен к подчинению в интерперсональных отношениях. Застенчивый, послушный, тревожится о возможных ошибках, часто берет вину на себя. Тактичный, мягкий. Скромный, робкий, неуверенный в себе и своих способностях. Доброжелательный. Не умеет отстаивать свою точку зрения |
Доминантен, склонен властвовать в интерперсональных отношениях. Самоуверенный, агрессивный, упрям в конфликтах, стремится к самостоятельности и независимости. Настойчив. Склонен действовать смело, энергично и активно, но при этом часто агрессивен и груб. Склонен игнорировать мнения общества и авторитеты. Имеет и умеет отстаивать собственное мнение |
||
F (рассудительность – беспечность) |
Рассудительный, серьезный и благоразумный. Склонен к сдержанности, самообладанию и пессимизму. Часто все усложняет, подходит ко всему серьезно и осторожно. Озабочен последствиями своих поступков. Старательно планирует свои действия. Интровертирован, медлителен задумчив. Вял |
Импульсивен, беспечен, активен и разговорчив. Экстравертирован. Жизнерадостный, бодрый, легко воспринимает жизнь, беззаботен. Откровенный, верит в удачу, мало заботится о будущем. Подвижный и веселый. Часто бывает неформальным лидером |
||
G (нормативность поведения) |
Низкий моральный контроль поведения, не склонен к соблюдению общепринятых норм и правил поведения. Приспосабливающийся, эгоистичный, склонный к непостоянству. Подвержен влиянию случая, не делает усилий для выполнения групповых требований |
Высокий моральный контроль поведения. Сознательный, упорный, уравновешенный, следует общепринятым нормам, требователен к себе и людям. Обязателен, ответствен и добросовестен. Точен и аккуратен в деталях |
||
Н (застенчивость – уверенность, смелость в общении) |
Застенчивый, сдержанный, скромный, предпочитает находиться в тени, осторожен. Не любит работать в контакте с другими, робок в общении, большому обществу предпочитает одного-двух друзей. Сенситивен, нерешителен. Неустойчив к стрессу |
Смелый, склонный к риску, расторможенный, легко переносит жизненные трудности, импульсивен. Успешно справляется с эмоциональными нагрузками. Непринужденный в общении, отзывчивый. Активный, предприимчивый, однако невнимателен к деталям. Часто бывает лидером. Устойчив к стрессу |
||
Г (жесткость – мягкость) |
Самоуверенный, реалистичный, мужественный. Независимый, практичный. Суровый, жесткий, твердый. Склонен действовать по логическим законам. Больше верит рассудку, чем чувствам. Скептически настроен |
Мягкий, чувствительный, нетерпеливый, зависимый. Склонен к мечтательности, фантазер. Часто действует интуитивно. Мягкий к себе и окружающим. Ииохондричен. Отличается образным, художественным восприятием |
||
L (доверчивость – подозрительность) |
Доверчивый, откровенный, уживчивый. Свободен от зависти, легко ладит с людьми. Весел, не стремится превзойти других, хорошо работает в коллективе, заботится о других. Покладист, терпим |
Подозрительный, с большим самомнением. Во всем ищет тайну, все подвергает сомнению. Интересы обращены на самого себя. Мало заботится о других, в коллективе держится обособленно. |
||
Ревнив, завистлив, раздражителен. Склонен к соперничеству, обладает повышенной самооценкой. Осмотрителен в действиях, склонен фиксироваться на неудачах |
||||
М (практичность – мечтательность) |
Практичный, добросовестный, руководствуется объективной реальностью, надежен в практических делах. Беспокоится о том, чтобы сделать все правильно, ориентируется на наиболее вероятное, реально достижимое. Спокойный, твердый. Как правило, хорошо разбирается в житейски важных вопросах, трезво оценивает обстоятельства и людей. Часто не хватает воображения |
Обладает богатым воображением, погружен в себя, склонен не обращать внимания на важные вещи и дела. Обладает творческим воображением, самоуглублен, часто витает в облаках. Экспрессивен, индивидуалист, что затрудняет групповую деятельность. Может быть несдержанным в поведении. Рассеян |
||
N (наивность – хитрость) |
Прямолинейный, естественный, безыскусный. Откровенный, сентиментальный. Прост, медлителен. Эмоционально недисциплинирован. Обладает неконкретным умом. Непроницателен. Доволен достигнутым. Склонен к бестактности. Часто мешает выработке групповых решений |
Расчетливый, проницательный, хитрый. Опытный, часто жестокий, к событиям подходит разумно. Точный ум. Эмоционально сдержан, честолюбив, осторожен. Склонен к искусственному, наигранному поведению. Способствует выработке групповых решений |
||
О (спокойствие – тревожность) |
Спокойный, уверенный в себе и своих способностях. С ровным настроением, его трудно вывести из себя. Невозмутимый. Свои способности направляет на вещи и внешние обстоятельства. Веселый, жизнерадостный, нечувствительный к оценке группы. Иногда самонадеян и беспечен. Бодрый и энергичный |
Тревожный, беспокоящийся, озабоченный, с плохим настроением, трудности встречает с тревогой. Легкоранимый, чувствителен к оценкам окружающих. В обществе чувствует себя неуверенно, мнителен. Склонен к ипохондрии |
||
Ql (консерватизм – радикализм) |
Консервативный, придерживается установившихся понятий. Склонен следовать традициям и противиться переменам. Принимает все на веру. Не имеет выраженных аналитических интересов. Склонен к нравоучениям и наставлениям |
Экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий, свободно думающий. Ко всему относится скептически, имеет разнообразные интеллектуальные интересы. Не доверяет авторитетам, старается все проанализировать и понять сам. Не терпит однообразия, склонен к переменам |
||
Q2 (зависимость от группы – самостоятельность) |
Зависит от группы, следует за общественных) мнением. Предпочитает работать и принимать решения вместе с другими, нуждается в поддержке группы. Часто нс хватает самостоятельности и инициативы. Общителен |
Независимый, самостоятельный. Предпочитает все делать сам: принимать решения, добиваться их исполнения, нести ответственность. Твердый, решительный, не нуждается в одобрении и поддержке группы, имеет тенденцию к отрицанию. Склонен к ограничению социальных контактов |
||
Q3 (самоконтроль) |
Низкий самоконтроль, недостаточный уровень интеграции и обдуманности поведения. Плохо организован, часто не доводит дело до конца. Склонен не считаться с общепринятыми нормами. Часто следует своим побуждениям. Подчиняется собственным страстям |
Высокий уровень самоконтроля. Хорошо контролирует свои эмоции и поведение. Точен в выполнении социальных требований. Заботится о своей социальной репутации. Внимателен к людям. Решительный, волевой, но иногда склонен к упрямству. Часто является лидером. Действует планомерно и упорядоченно, нс разбрасывается. Начатое дело доводит до конца |
||
Q4 (расслабленность – напряженность) |
Расслабленный, спокойный, невозмутимый. Не склонен стремиться к достижениям и переменам. Часто удовлетворен любым положением дел. Флегматичен. Чрезмерная успокоенность может проявляться в апатии, лени и низком уровне выполнения работ |
Напряженный, взвинченный, беспокойный. Раздражителен, нетерпелив. Часто преобладает пониженное настроение. Чувствует себя усталым, но не может оставаться без дела даже в обстановке, благоприятной для отдыха |
||
Биполярная структура факторов предполагает наличие у каждого фактора двух противоположных осей. Преобладание показателей по той или иной оси позволяет соответствующим образом интерпретировать его. При этом следует иметь в виду, что определение концов оси как положительных, так и отрицательных условно и не наполнено этическим смыслом, т.е. предполагается, что не существует отрицательных или положительных психологических оценок характера человека. Они могут определяться только степенью выраженности и условиями реальной деятельности субъекта. В этом смысле одна и та же личностная характеристика в одних условиях может быть позитивной, а в других – негативной. Например, гибкость в многоальтериативиой сложной ситуации, когда требуется применять инновационный подход и принимать нестандартное решение, играет положительную роль, но в регламентированной деятельности, связанной с точным соблюдением алгоритма, положительным может быть такое качество личности, как ригидность.
Методика Р. Кеттелла может использоваться в бланковом и автоматизированном, компьютерном вариантах.
ОГЛАВЛЕНИЕ работы испытуемого в процессе диагностики при помощи 16-PF состоит в его ответе на ряд высказываний-утверждений, характеризующих некоторые особенности поведения человека и его отношение к различным сторонам жизнедеятельности.
Пункты опросника представляют собой утверждения с вариантами ответов типа: "да" – "нечто среднее" – "нет".
Обследуемый должен из трех предложенных ответов выбрать тот, который наиболее полно отражает его мнение, и зафиксировать его в регистрационном бланке. При этом в инструкции к тесту указывается, что в ходе ответов на опросник нейтральных ответов должно быть не больше 30.
Например:
В процессе обработки результатов исследования учитывается совпадение ответов испытуемых с вариантом, изложенным в "ключе" (приложение 8). В случае совпадения отрицательного или положительного ответа с предусмотренным в "ключе" вариантом ответу присваивается 2 балла; если испытуемый дал нейтральный, промежуточный вариант, – 1 балл. Полученное значение (сырой балл) переводится в стандартную шкалу и соответствующим образом интерпретируется.
Для определения степени выраженности у испытуемого того или иного качества подсчитывается сумма баллов, исходя из его ответов. Выраженность характерологической черты определяется в соответствии со шкалой, которая указывает на два интерпретационно-метрических факта: 1) если полученная сумма для становой шкалы равна семи и более баллам, то это свидетельствует о значительном преобладании данной черты; 2) сумма баллов, равная трем баллам и менее, указывает на преобладание противоположного качества, принадлежащего данному фактору.
Относительно фактора В следует заметить следующее: он сконструирован так, что не имеет нейтральных ответов, поэтому учитывается только совпадение ответов с правильным ответом по "ключу", за каждый из которых начисляется по одному баллу.