"Сферная" теория Ф. Фрёбеля

Фридрих Фрёбель, как он сам отмечал, осознал свое педагогическое призвание благодаря знакомству с теорией Песталоцци, в школе которого он проработал три года. Оригинальный мыслитель, Фрёбель всю свою сознательную жизнь посвятил разработке теории, ключевые моменты которой представляют первостепенный интерес.

Фрёбель руководствовался парадигмой, предполагавшей переход: религия → философиянаукипедагогика. Разумеется, каждая из этих составляющих определенным образом конкретизировалась. С учетом этого обстоятельства указанный выше переход можно представить в следующем виде: протестантизм → философия Шеллинганауки о природе в первую очередьпедагогика семейного воспитания. Все этапы этого перехода заслуживают особого комментария.

Протестантизм противостоял католицизму, ему были свойственны концепты свободы и активной трудовой деятельности. Творчество Фрёбеля вызывало энергичное противодействие со стороны католических ортодоксов.

Либерализм Фрёбеля сближал его с философией Фихте, самого яростного адепта идеала гражданской свободы. Слушая его лекции, Фрёбель, несомненно, улучшал свою философскую подготовку. Но идеалом для него стала пантеистическая философия Фридриха Шеллинга, согласно которой мир, являясь результатом свободного творения Бога, во всех своих частях выступает его собственным символом. Объективное совпадает с субъективным, т.е. с Богом. Но человек, повторял Фрёбель вслед за своим философским учителем, в одном отношении кардинально отличается от всех других существ: он способен понять те законы, в которых воплощена свобода Бога. А для этого необходимы науки, без которых невозможно подлинное образование. Хотя Фрёбель выступал за всестороннее образование, учитывающее достижения буквально всех наук, его симпатии явно находились на стороне математики и естествознания, по его мнению, выражающих божественный замысел в более непосредственной форме, чем общественные науки, отчасти искажаемые произволом людей.

Философская составляющая в педагогической парадигме Фрёбеля, в частности, в его основном труде "О воспитании человека" (1826) неустранима. Поэтому следовало бы определиться с ее названием. Философию Шеллинга часто называют философией тождества (читайте: Бога и природы – В. К.) или же объективным идеализмом. Имея это в виду, концепцию Фрёбеля можно считать педагогической теорий тождества. С меньшим основанием ее можно назвать пантеистической теорией, восходящей к специфике учения не столько Шеллинга, сколько Спинозы. Вряд ли можно характеризовать теорию Фрёбеля как объективно-идеалистическую: объективный идеализм в наибольшей степени характерен для Гегеля, а Фрёбель был шеллингианцем. Давая название его теории, стоит, пожалуй, использовать собственную терминологию Фрёбеля. Он часто называл универсум сферой. Его теория сферы, по сути, объединяла философские и педагогические идеи. В связи с этим его теорию предпочтительно называть "сферной".

Педагогическая теория Фрёбеля изначально напоминала теорию Песталоцци (следует всемерно развивать способности человека, его сердце, голову и руку). Но Фрёбель был более подготовленным в научном отношении, чем Песталоцци. Что касается практической деятельности детей, то ее он ставил не так высоко как Песталоцци. В соответствии со своими первоначальными философско-педагогическими идеями Фрёбель уделял особое внимание десимволизации мира. Если мир есть символ Бога, то необходимо показать те формы, в которых человек распознает это обстоятельство. Причем это следовало сделать в педагогическом стиле. Если бы Фрёбелю удалось добиться успеха, то, надо полагать, принципиальное своеобразие его теории стало бы всем заметно. Но этого не произошло, и исследователь оставался в тени авторитета Песталоцци.

Решающие изменения наступили после 1835 г. Полный энтузиазма, Фрёбель провозгласил новую идею. На этот раз он решил, что простор для искомого им универсального, или, как он выражался, сферического образования, открывает воспитание в семье, т.е. в организации, которая меньше всего зависит от назойливого контроля государства. Формой же воспитания оказывается игра. Дело в том, что по наблюдениям Фрёбеля основной деятельностью идей является игра. Следовательно, именно она и должна стать формой воспитания. Не следует навязывать детям чуждые им формы занятий, например, заставлять их трудиться в той же самой манере, что взрослых.

Но игра игре – рознь. Для Фрёбеля было очевидно, что игра должна иметь обучающий характер. В связи с этим он создал своеобразный раздаточный материал: разноцветные шары, кубы, цилиндры, оперируя которыми, можно было обучать малышей возраста трех-шести лет азам различных учебных предметов, в частности, учить их считать и писать, рассказывать об устройстве мира. Игра детей как раз и является той формой, в которой происходит десимволизация божественнопредметного универсума, фрёбелевской сферы. Познание приобретает такие особые черты, которые отсутствуют, например, в теории Песталоцци. Именно концепт обучающей игры принес Фрёбелю мировую славу, которая, однако, пришла уже после его кончины. Он стал лейтмотивом смысловой организации детских садов во многих странах мира, включая Россию. Термин "детский сад" придумал Фрёбель, поручавший малышам ухаживать за растениями. Детский дом становился местом ухаживания за детьми, т.е. детским садом. Следует отметить, что первоначально Фрёбель относил концепт педагогической игры исключительно к семейному воспитанию. Отчасти неожиданно для него он был распространен на детские сады.

Выводы

1. Согласно Фрёбелю, дети осуществляют десимволизацию божественно-космического мира ("сферы") иначе, чем взрослые, а именно посредством игры.

2. Концепту игры придается дидактическая значимость.

3. "Сфера" Фрёбеля является не научным, а пантеистическим концептом.