Сеть мегамаркетов Media Markt

Media Markt немецкая торговая сеть[1].

По замыслу основателей сети Хельги и Эриха Келлерхальс, Леопольда Штифеля и Вальтера Гунца, центральной идеей магазина должны были стать широкий выбор товаров по низким ценам, качественное консультирование, компетентные обслуживание и ремонт техники, а также возможность возврата купленного товара. Эта концепция действует до сих пор.

В настоящее время Media Markt лидер европейского розничного рынка бытовой техники и электроники.

По состоянию на ноябрь 2006 г. сеть объединяла около 600 гипермаркетов-дискаунтеров под брендами Media Markt и Saturn в 15 странах Европы. Оборот в 2005 г. составил 13,3 млрд евро.

Средняя торговая площадь магазина – 3 тыс, кв. м, иногда она достигает 15,5 тыс. кв. м.

Считается, что успех Media Markt основан на уникальном ассортименте товаров известных марок (более 45 000 наименований), предлагаемых по низким ценам, компетентности персонала, качественном обслуживании, яркой рекламе и децентрализованной организационной структуре.

Беглый взгляд на историю развития сети Media Markt красноречиво показывает, насколько успешна ее стратегия[2].

1961 г. – открыт первый магазин Saturn площадью 120 кв. м в Кельне. Изначально магазин ориентирован на дипломатов, а с 1969 г. обслуживает и частных клиентов.

1979 г. – Леопольд ПТтифель, Вальтер Ганс, Эрих и Хельга Келлсрхальс открыли первый Media Markt в Мюнхене. Уникальность его заключалась в том, что здесь в отличие от других торговых объектов, продававших только отдельные виды техники и электроники, было представлено все то, что существовало на рынке. В первом магазине сети работали всего 15 человек.

1980–1984 гг. – история Media-Markt-Saturn – история постоянного развития, когда особо тщательно и со всей немецкой обстоятельностью решался вопрос выбора мест расположения будущих магазинов.

1985–1988 гг. – Kaufhof Warenhaus AG приобрел 54% акций холдинга Media Markt. Сеть Media Markt насчитывала уже более 10 магазинов.

1989 г. – Media Markt начинает экспансию за границу – открывается первый магазин во Франции.

1990–1992 гг. – холдинг Media Markt поглощает Satum-Hansa Handels Gmbh, управляющую сетью Saturn, и закладывает основу будущей стратегии управления двумя брендами. Первый Media Markt появляется в Австрии. Сеть открывает первый магазин в Италии под брендом Media World.

1993–1995 гг. – завершается объединение сетей Media Markt и Saturn в холдинг Media-Saturn. Media Markt запускает одну из самых нашумевших кампаний в истории рекламы со слоганом "Ich bin dock nicht blod!" ("Я же не дурак!"). Она ставит в центр внимания умного клиента, который не позволит ввести себя в заблуждение и точно знает, где можно найти самые низкие цены и гарантированно высокое качество.

1996 г. – несколько немецких торговых компаний формируют группу Metro AG. Этому концерну принадлежит 70% Media-Saturn- Holding Gmbh.

1997–1999 гг. – сотый немецкий Media Markt открывается в Мюнхене. Сеть выходит на рынок Польши. Выше показан магазин сети в Варшаве.

2000 г. – открылся первый Media Markt в Нидерландах. Магазин в Амстердаме стал трехсотым магазином холдинга Media – Saturn Group.

2001 г. – открылся первый магазин Saturn в Италии. А магазин сети в Гамбурге расширил площади до 18 тыс. кв. м. и стал самым большим магазином бытовой техники и электроники в мире.

2002 г. – Saturn запустил рекламную кампанию "Geiz ist geil!" ("Жадность – это круто!"), что отражает дух времени. Media Markt начинает работу в Бельгии.

2003 г. – Media Markt и Saturn выбирают путь инновационных решений. В мегамагазинах сети представлен широчайший выбор товаров по мизерным ценам, в том числе последние технические новинки.

2004 г. – Satum открывает сотый магазин в немецком городе Оберхаузене, а также выходит на рынок Польши и Венгрии. Первый магазин Media Markt открывает двери для жителей Португалии. Пятисотый магазин группы компаний Media-Saturn открывается в Бильбао, Испания

2005 г. – в Гамбурге открыт двухсотый немецкий Media Markt. Сеть вышла на рынок Греции.

2006 г. – в только что открытом магазине в Стокгольме, Швеция зафиксирован рекорд: за первые четыре дня работы его посетили более 150 тыс. человек. 2 декабря празднуется открытие Media Markt в Москве в ТЦ "Рамстор Капитолий" и ТЦ "Рамстор Сити". 21 декабря первый Media Markt открыт в Санкт-Петербурге, в семейном торговом центре "Мега Дыбенко".

2007 г. – самый большой Media Markt открыт на Александр- платц. Сеть выходит на рынок Турции. Группа компаний Media- Saturn представлена уже в 15 странах. В России Media Markt открывает еще три магазина в Санкт-Петербурге и по одному в Ростове-на-Дону и Самаре. В декабре в Москве с грандиозным успехом одновременно открылись три новых мегамагазина Media Markt.

2008 г. – открыт шестой Media Markt в Москве. Сеть вышла на рынок Краснодара и открыт второй магазин в Ростове-на-Дону. Saturn открыл двухсотый магазин в пригороде Парижа Ивре.

2009 г. – Media Markt празднует 30-летний юбилей. Открыт второй Media Markt в Самаре, в ТРК "Московский". Продолжается экспансия сети в регионы России – начинают работу магазины в Тольятти, Екатеринбурге, Омске, Казани. Число магазинов в Москве достигает семи.

2010 г. – Media Markt в России анонсирует открытие новых магазинов сети в Воронеже, Липецке и Москве.

По состоянию на сентябрь 2010 г. в России работают 23 магазина в 11 городах: в Москве – 8; Санкт-Петербурге – 4; Самаре – 2; Ростове-на-Дону – 2; Екатеринбурге – 1; Казани – 1; Омске – 1; Воронеже – 1; Краснодаре – 1; Тольятти – 1; Липецке – 1.

Media Markt была вынуждена сменить цвета в России, так как сеть "Эльдорадо" полностью копировала ее стиль, дизайн, цветовую гамму, оформление и рекламные ролики.

Об итогах кризисного года и планах развития в России, в том числе о намерениях открыть интернет-магазин, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор Media-Markt-Satum Бернд Гуральчик (18:20 22/07/2010)[3].

– Какой объем продаж у компании Media Markt в России в 2009 г. и как эта цифра изменилась по сравнению с 2008 г.?

– Объем продаж в 2009 г. в России достиг 405 млн евро, что на 8,3% больше результатов 2008 г. В целом 2009 г. был сложным дня всех ритейлеров, но некоторым из них удалось подготовиться к нему заранее. Кризис не начинается неожиданно, и те, кто давно работают на рынке, знают об этом. Совет директоров Media- Saturn совместно с остальными управляющими подготовил программу по предотвращению влияния кризиса на компанию.

В 2008 г. Media Markt развивалась в России без привлечения кредитов, и за год мы открыли 6 магазинов. Результаты компании по итогам 2009 г. были самыми лучшими в группе в период кризиса. В целом сеть Media Markt развивается в 14 странах, а холдинг Media-Satum присутствует в 16.

– Были ли в антикризисной программе какие-то специальные положения, касающиеся России?

– Нет, она была схожей для всех стран. В первую очередь наша задача – не допустить увольнения людей, сохранить ту команду, которая у нас была до кризиса. Кризис, конечно, – непростое время, но он также дает новые возможности. Если мы сравним показатели различных операторов российского рынка, работающих в сегменте продажи бытовой техники, то увидим, что наши результаты были лучше, чем у других игроков. Когда мы вышли на российский рынок, на нем уже вовсю работали компании "Эльдорадо", "М.Видео", "Техносила", "Мир". Однако посмотрите, как сильно они пострадали от кризиса.

Наши акционеры верят в российский рынок. Развитие, которое демонстрирует наша сеть с конца 2006 г. по сегодняшний день, было неожиданно хорошим.

– Какой год был самым успешным по сопоставимым продажам?

– Это был 2009 г.

– Чего уже удалось достигнуть компании в России в 2010 г.?

– Прошлый год мы закончили с 20 магазинами. Последний магазин в 2009 г. открыт в Казани. В 2010 г. мы уже открыли три магазина – в Воронеже, Липецке и в Москве, в Вутово. В Москве открылся уже восьмой магазин. В 2010 г. мы откроем еще один магазин в Москве, два в Казани, первый магазин в Саратове, пятый в Санкт-Петербурге.

В 2011 г. мы будем развиваться активнее, в том числе в азиатской части России. Сейчас у нас там два магазина: в Екатеринбурге и Омске. В 2011 г. откроется магазин в Оренбурге.

В 2010 г. мы запускаем в России сеть магазинов бытовой техники и электроники Saturn. До конца года первые два магазина будут открыты в Москве и Воронеже. Россия стала 14-й страной, где будет запущена сеть. По итогам 2010 г. у нас совокупно будет 30 объектов. Если текущие переговоры по некоторым объектам завершатся успешно, то, возможно, мы откроем еще 1–2 магазина, и общее количество магазинов обеих сетей составит 31–32.

– Почему у Media Markt нет интернет-магазина?

– В России представлено от 4 тыс. до 10 тыс. интернет-магазинов. Их совокупный оборот в 2009 г. составил, по разным данным, от 110 млрд до 200 млрд руб. Если мы говорим о компаниях розничного сегмента бытовой техники – "Эльдорадо", "М.Видео", то сейчас они работают в формате бизнес-модели Brick-and-mortar, когда у компании есть и онлайновые, и офлайновые магазины. Мы также заинтересованы в том, чтобы развивать нашу работу в различных направлениях. На данный момент интернет-магазины у Media Markt есть в Австрии и Нидерландах, но они работают в тестовом режиме. После того, как тестирование закончится, будут сделаны определенные выводы, исправлены возможные ошибки, а интернет-магазины заработают и в других странах.

Мы планируем открыть интернет-магазин и в России, ведь за Интернетом будущее. Но пока мы лишь изучаем эту возможность. На наш взгляд, развивать присутствие в Интернете надо под тем же брендом, под которым сейчас работают наши магазины. Но это будут не только товары, которые продаются у нас в магазинах, мы намерены продавать и цифровой контент. Сейчас мы работаем над тем, чтобы свести в интернет-магазине то, что мы продаем в офлайне, с тем, что мы можем предложить через Интернет.

Кстати, в ближайшем будущем в наших российских магазинах мы также предоставим возможность потребителям покупать не только технику, но и фильмы, музыку, игры – все это можно будет скачать на свое устройство, придя в магазин. Сейчас мы тщательно прорабатываем этот вопрос с юридической точки зрения. Потребитель сможет прийти в магазин и скачать, например, десятку наиболее популярных песен.

– А вы не боитесь, что в России, где люди подчас обращают не слишком пристальное внимание на юридические тонкости и где масса возможностей скачивания в Интернете, такая инициатива не будет пользоваться большой популярностью?

– Нет, люди покупают лицензионные диски, которые продаются у нас в магазинах. Да, они стоят дороже, но качество легальной продукции в сотни раз лучше, и разумный потребитель это ценит.

– Как меняются продажи товаров в кредит в последние годы?

– Потребительские кредиты в России пользуются большим спросом, что для меня как для европейца даже не всегда понятно – ведь кредитные ставки очень высоки. Люди, которые приходят в наш магазин, заинтересованы в покупке новинки, а значит, человеку нужна вещь "здесь и сейчас", и желание иногда гораздо сильнее возможностей.

2009 г. был достаточно сложным в этом плане, но в 2010 г. потребительское настроение сильно поменялось – мы видим, что с начала года люди более активны в покупках.

– Планирует ли компания развивать собственные торговые марки?

– У нас есть видение, как надо развивать private label в России. Самый яркий пример развития собственного бренда в России – это история бренда BORK (создан в 2001 г. розничной компанией "Технопарк"). Это полноценный бренд, он пользуется спросом у покупателей.

В целом российский рынок не сильно отличается от остального европейского рынка, но если мы говорим о привязанности потребителей к брендам, то россияне скорее купят товар под известным брендом, чем что-то не менее качественное, но неизвестное. В нашем магазине ассортиментный ряд сформирован гак, чтобы потребитель мог выбрать товар по любой цене – от самой низкой до самой высокой. Но даже в 2009 г. люди были ориентированы на то, чтобы покупать качественный товар. Мы – брендоориентированная компания. Так что если мы и будем развивать товары под специальной торговой маркой, то не будем продавать чайники за 1 евро. Компания будет следовать принципу "качество по разумной цене".

– Как в целом компания развивается в России?

– Российский рынок для нас – многообещающий и очень интересный. Несколько месяцев назад в прессе появилось информация о том, что мы покупаем "М.Видео", но мы официально опровергли ее. За несколько недель до этого председатель совета директоров компании объявил, что ее глобальная цель – стать компанией "номер один" на мировом рынке. В этом контексте тема поглощений для Media Markt интересна, но в России мы будем придерживаться стратегии органичного роста.

Паши магазины в России в среднем больше объектов других игроков. Средняя торговая площадь магазина Media Markt – порядка 4,5 тыс. кв. м, ассортимент насчитывает 45–48 тыс. товарных позиций. Мы видим потенциал нашего дальнейшего развития в открытии магазинов средней площадью 4–6 тыс. кв. м, однако у нас есть опыт работы и с магазинами меньшей площади, так называемыми магазинами у дома.

В России достаточно возможностей для развития всех операторов рынка. Например, в Москве мы работаем с "М.Видео" в одном торговом центре –МЕГА Белая Дача.

Открывая магазин в новом для сети городе, мы смотрим не только за уровнем развития конкуренции, но и за возможностями региона. Липецк – первый город в нашей российской географии, где население составляет около 500 тыс. человек. Там просто нс нужен магазин площадью 8 тыс. кв. м.

– Какую долю рынка вы занимаете сейчас и какую планируете занять в будущем?

– Если мы выходим на рынок какой-либо страны, наша долгосрочная задача – стать компанией "номер один" на этом рынке. Я уверен, что мы станем первой компанией и на российском рынке.

Media Markt может открывать большее количество магазинов, но нам важно не просто открыть магазины, а выбрать место, где бы они приносили большую прибыль. Время работает на нас: когда мы только приходили в страну, мало кто знал Media Markt, а арендодатели спрашивали, что значит "номер один в Европе"? Нам приходилось слышать, что мы не представляем ничего серьезного на рынке с нашими тремя магазинами.

Сейчас ситуация меняется. Меняется и конкурентная среда: "М.Видео" подвинул "Эльдорадо", сеть "Мир" стала историей. Меняются форматы. Путь к "номеру один в стране" определенно займет не один год. На сегодняшний день у "М.Видео", которая, как мне кажется, является лидером рынка, 200 магазинов, а у нас пока 23. Но уже сейчас мы понимаем, как будем работать в России с сотней магазинов, и эго не предел.

Таковы итоги работы и планы развития Media Markt в России.

В конце 1970-х гг. в Германии началась эпоха мегамаркетов бытовой электроники. До этого люди покупали телевизоры в одних специализированных магазинах, звуковое оборудование – в других, а стиральные машины – в третьих. Выбор, как правило, был достаточно скудным, а цены довольно высокими.

"Ограниченное пространство, скудный выбор и высокая наценка" – вот как описывает философию продавцов электроники тех лет основатель Media Markt Леопольд Штифель. Все это было правдой только до того момента, пока он вместе с партнерами не воплотил новую концепцию, буквально перевернувшую представление об этом бизнесе: "Огромное торговое помещение, широчайший выбор электроники и минимальная наценка при большом товарообороте". Так появился первый мегамаркет бытовой электроники, предлагавший широчайший диапазон новейших товаров высшего качества по гарантированно низким ценам.

Media Markt входит в холдинг Metro Group, основанный в 1996 г. в результате слияния нескольких торговых компаний.