Сетевое партнерство детского сада
Современный детский сад развивается как открытая социально-образовательная система. Это означает, что постепенно на первый план выходит формирование сетевого партнерства дошкольного образовательного учреждения: с родителями воспитанников и коллегами из других детских садов, образовательных и социальных структур и организаций, с органами управления образованием. С другой стороны, появляются задачи овладения интерактивными методами и технологиями взаимодействия и задачи формирования сетевого имиджа дошкольного образовательного учреждения.
Начинать формировать интернет-представительства детского сада следует с создания сайта-визитки. При этом можно воспользоваться бесплатными конструкторами сайтов на серверах: narod.yandex.ru и http//ucoz.ru или в системе WordPress. В итоге можно разместить в интернет-поле дошкольного образовательного учреждения информацию практически любого формата: текстовую, фото, видео, аудио, аудиовизуальную. Она структурируется в виде информации об образовательном учреждении, режиме дня в разных возрастных группах и об особенностях программы воспитания и обучения детей в детском саду, о специалистах детского сада и разных вариантах взаимодействия с ними.
Благодаря сайту детского сада появляется возможность проводить в интернет-пространстве консультации и форумы, конференции, анкетирование родителей, конкурсы фотографий и детско-родительских медиапроектов и голосование как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме.
Если такая необходимость возникает, можно разработать отдельные электронные странички для каждой возрастной группы и инновационных форм дошкольного образования: ЦИПРа, лекотеки и др. При этом можно ориентироваться на пошаговый план, разработанный Т. Л. Пасальской, который состоит из следующих пунктов:
– постановки цели, связанной с повышением психолого-педагогической культуры родителей, возможностью для членов семьи увидеть жизнь детей в детском саду "изнутри";
– изучение запросов родителей, которое даст возможность воспитателям и специалистам определиться с темами предстоящих консультаций;
– разработки макета шаблона страниц: например, заглавная страница может содержать название сайта, описание его цели, фотографию группы, характеристику программы воспитания и обучения, расписание занятий, место для объявлений, форум и фотогалерею для родителей и ссылки на все разделы сайта. Нажатием на любой раздел открывается соответствующая страница. В этот момент страницы еще не содержат конечного наполнения. На языке дизайнеров это называется "рыбой". После того как сайт готов к эксплуатации, он наполняется информацией;
– подготовки и проведения презентации сайта для родителей воспитанников. Родителей знакомят с адресом сайта и его структурой. На примере заглавной страницы показывают принцип работы;
– постепенное внесение изменений и включение в оформление и наполнение электронной страницы или сайта родителей воспитанников и коллег из других групп или детских садов (например если создается клуб но интересам, развивающий, образовательный или научный центр на базе инновационной формы дошкольного образования);
– создание электронной почты (гостиной) и блога (интернет-журнала для освещения, обсуждения и комментария событий из жизни группы);
– создание электронной библиотеки для детей и родителей с гиперссылками на мультфильмы и художественные фильмы, флеш-игры.
Благодаря такому сетевому партнерству расширяется круг интересов родителей, происходит согласование педагогических установок семьи и представителей детского сада.
На этой стадии взаимодействия родителей можно вовлечь в разработку сайт-программы сотрудничества семьи и детского сада, которая может быть построена следующим образом.
1. Блок информационной поддержки семьи. Выполняет следующие функции взаимодействия детского сада и семьи: охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция); развивающую функцию (воспитывающую и обучающую); координирующую функцию.
В блоке содержится информация о детском саде, его кадровом составе и специфике образовательной программы. Дается информация о том, как можно устроить ребенка в детский сад.
2. Блок включения семьи в образовательное пространство детского сада. Он поддерживает коммуникативную (определяющую стиль взаимоотношений); диагностическую и коррекционную; конструкторско-организаторскую функции взаимодействия детского сада и семьи.
В соответствии с запросами родителей на основании результатов диагностики, оказывается возможным разработать систему мер по психолого-педагогической поддержке дифференцированных групп семей.
Дифференцированный подход также обеспечивается за счет организации работы педагогического форума на каждом сайте. Поддерживаются возможности такого диалога за счет организации интерактивных консультаций специалистов детского сада (с возможностями одновременного диалога на форуме). В частности, их можно проводить на основе тематического дайджест-журнала с консультациями специалистов и комплектами развивающих и обучающих мультимедийных презентаций.
3. Блок активизации социальной и педагогической позиции семьи в процессе взаимодействия с детским садом: он позволяет реализовать следующие функции взаимодействия педагогов и родителей: коммуникативную (определяющую стиль взаимоотношений); конструкторско-организаторскую; функцию педагогического самосовершенствования.
Особенное значение уделяется развитию способностей детей в условиях семейного воспитания и обучения и поддержке детских инициатив в процессе сотрудничества семьи и детского сада. Это провоцирует педагогов детского сада на апробацию новых форм взаимодействия с семьями воспитанников. В частности, к ним относится организация интернет-форумов, создание арт-студии и фан-клуба родителей. Результатом такой работы является включение родителей в проектное движение и активное участие в конкурсе детско-родительских творческих проектов.
Поэтому в качестве методической поддержки для такого общения на сайтах детских садов предусмотрена система интернет-ссылок и электронная библиотека для родителей (в том числе для родителей детей с проблемами в поведении и развитии).
Данный опыт создания и использования сайт-программ детских садов обогащает практику взаимодействия семьи и детского сада и создает дополнительные возможности для оптимизации их сотрудничества.
Следующий этап сотрудничества – сплочение родительского и педагогического сообщества в рамках деятельности педагогического интернет-клуба.
Интернет-клуб является формой развитого сетевого взаимодействия детского сада. Она предполагает использование ИКТ и медиатехнологий в процессе интенсивного поиска путей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в учреждении, развития инновационных потенциалов партнерства семьи, детского сада и педагогической общественности. При этом в полной мере используются возможности сайтостроения, описанные ранее.
Структура сайта педагогического интернет-клуба может выглядеть следующим образом:
1) главная страница сайта;
2) опросы;
3) каталоги статей и файлов:
– направления сотрудничества;
– наши партнеры;
– консультативно-методическая помощь;
– курсы повышения квалификации;
– дистанционные мероприятия;
– мастер-классы;
– творческие конкурсы;
– инновационные проекты;
4) фотоальбомы;
5) форумы.
На главную страницу сайта помещается "Информация о нас" и Положение о деятельности интернет-клуба.
На второй странице сайта даются гиперссылки, описывающие направления сотрудничества и сетевого партнерства:
– консультативно-методическая помощь;
– мастер-классы и педагогические мастерские;
– творческие конкурсы;
– инновационные проекты ("Детский сад Будущего – сегодня!");
– курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка;
– дистанционные мероприятия.
Кроме интернет-конференций и форумов, сайт педагогического интернет-клуба позволяет в интерактивном режиме организовать серию следующих мероприятий:
– интерактивных опросов, направленных на выявление удовлетворенности родителей образовательными услугами ДОУ – в округе и районе, педагогов – качеством дошкольного образования;
– интерактивных консультаций для педагогов ДОУ с использованием мультимедийных презентаций', например "Планирование работы по охране прав ребенка в ДОУ", "Предметно-развивающая среда в ДОУ", "Проблемы и пути совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми", "Педагогические ситуации как средство развития и воспитания детей раннего возраста", "Игры-занятия как форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении", "Диагностика развития и условий для осуществления экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ" и др.;
– очно-заочных экскурсий и мастер -классов, обучающих тренингов для родителей детей дошкольного возраста и педагогов детского сада: для этого сначала создаются мультимедийные презентации и монтируются видеоролики, которые потом "загружаются" в архив сайта, например, мастер-классы по организации семейных гостиных и родительского клуба на базе детского сада, тренинг по развитию художественных способностей дошкольников и т.д.;
– проектных мастерских по разработке тематических дайджест-журналов для родителей детей дошкольного возраста и флеш-карт для расширения возможностей проведения фронтальных и подгрупповых занятий в ДОУ и повышения эффективности домашнего обучения;
– окружных и городских конкурсов (детских поделок, фотографий и открыток на мобильные телефоны, педагогических эссе, родительских сочинений и т.д.).
Таким образом, педагогический интернет-клуб подтверждает эффективность реализации своих задач и доказывает, что он может на практике реализовать свою высокую миссию – миссию сплочения педагогической и родительской общественности и организации детско-родительского сообщества па принципах гуманизма и сотворчества.