Лекция 23. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (1895-1925)
С. А. Есенин - великий русский национальный поэт, отразивший в своем творчестве основные проблемы жизни не только России. Художественная картина мира с его образным пространством, временем и движением, землей и небом, концепция человека, его внутреннего мира, духовных ценностей человечества, темы родины и революции, войны и мира, любви и ненависти, повседневных радостей и горестей жизни простых людей составляют целостный художественно-философский мир Есенина. Унаследовав фольклорные традиции разных народов, русской и мировой классики, поэт внес значительный вклад в золотой фонд всемирной литературы. Его лирику, "маленькие" и большие поэмы отличают "половодье чувств" и яркая органическая образность, глубина и масштабность поэтического мышления, сочетающиеся с гениальной простотой выражения.
Творческая биография С. А. Есенина
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове, что на Рязанщине, среди Мещёрских лесов и болот. Разнообразная природа среднерусской полосы явилась первым важным источником творчества будущего поэта. Рожденный и воспитанный в крестьянской среде, он с детства впитал в себя богатство и многообразие устного народного поэтического творчества. С 1904 по 1912 г. будущий поэт учился сначала в Константиновской, а затем в Спас-Клепиковской школе, много занимался самообразованием, постигая русскую и зарубежную литературу, христианскую и языческую мифологию народов мира. В эти же годы (особенно активно с 1910-го) Есенин начинает писать стихи, подражая А. В. Кольцову, Н. А. Некрасову, М. Ю. Лермонтову, И. С. Никитину, С. Я. Надсону и др.
Большое влияние на Есенина оказала Москва, куда он переехал летом 1912 г. Огромный город поразил деревенского паренька своей каменной мощью и скоплением "пустых людей", но Москва многому научила поэта. Здесь он работал в типографии И. Д. Сытина, соприкоснулся с рабочей средой, приохотился к общественной деятельности, чтению научной и философской литературы. Есенин посещал собрания Суриковского литературно-музыкального кружка, слушал лекции историко-философского цикла на академическом отделении в народном Университете им. А. Л. Шанявского (сентябрь 1913 - март 1915), завязал знакомства с литераторами, сотрудниками редакций журналов и газет. Здесь в начале 1914 г. впервые были напечатаны его стихи.
Есенин упорно занимается самообразованием. Среди сохранившихся книг и журналов из личной библиотеки поэта, кроме русской и современной ему литературы, - работы таких авторов, как И. Кант, А. Шопенгауэр, И. Тэн, П. Гольбах, Р. Штейнер, Г. Лебон, П. Мильфорд, Г. Шваб,
Г. Спенсер, С. Смайлс, Конфуций. Известно, что поэт читал произведения Овидия, Р. Бёрнса, Г. Лонгфелло, К. Гамсуна, Г. Гейне, У. Уитмена, поэтов Франции. Большое влияние на формирование художественного мировоззрения Есенина оказала русская религиозно-философская литература рубежа XIX-XX вв.
Однако главными для поэта оставались народные истоки, "художественное народознание". Есенин сочетал в своих произведениях разные жанры фольклора, соединял фольклорные художественные принципы, мотивы, сюжеты, образы и средства с языческими, библейскими и литературными. Все стороны крестьянской жизни (быт, религию, мифологию, философию) Есенин воспринимает с эстетической точки зрения, с позиции фольклорной "эстетики праздничности". И уже в начале 1910-х гг. Есенин находит свой путь в русской поэзии. С самого начала его стихотворный мир предстает перед читателем ярким, звучным, "душистым" и "живым": многие предметы и даже абстрактные понятия с помощью приема персонификации наделяются качествами живых существ ("карандаш в его руке / Ведет с ним тайно разговоры"; звезды мыслят, река и лес дремлют, "В природе все спит"; "осень улетела"; "Усталый день склонился к ночи"; заря слушает песни, земля улыбается; плачет, нахмурившись, даль; ночь стелет росистую постель, вьюга злится и т.п.).
В марте 1915 г. Есенин едет в Петроград: "к Блоку - он меня поймет". И действительно А. А. Блок оценил "свежие, чистые, голосистые" стихи юного поэта и помог его вхождению в большую литературу.
В есенинском творчестве можно выделить два периода: мифопоэтический (1910-е гг.) и реалистический (1920-е гг.), каждый из которых имеет свои этапы (1910-1917; 1917- 1919; 1919-1921; 1921-1923; 1924-1925).
Художественно-философский мир Есенина строится на двух основаниях: реалистическом отражении жизни (прежде всего крестьянского быта и сельской природы с точки зрения здравого смысла) и мифопоэтическом мышлении, вобравшем в себя языческие, фольклорные и религиозно-мифологические идеи; языческо-христианском синкретизме, составляющем сущность русской народной веры. Две эти основы, переработанные художественным сознанием поэта, переплетаются в его творчестве и дают новый образный сплав - цельный реалистически-романтический мир Есенина, который впервые поэт создал в книге "Радуница" (1916). В художественном мире сборника, состоящего из 32 стихотворений и "маленькой поэмы" "Микола", написанных в первой половине 1910-х гг., доминирует религиозно-мифологическая составляющая. Об этом говорят уже заголовки произведений: "Микола", "Инок", "Калики", "Богомолки", "Поминки", "Шел Господь...", "Матушка в Купальницу...", "Троица", "Чую Радуницу Божью...", "Край родной, поля, как святцы...".
В этих зачастую чисто пейзажных и бытовых зарисовках содержится хотя бы по одному библейско-мифологическому образу: "Кто-то помолился: Господи Исусе"; "На дворе обедню стройную / Запевают петухи"; "Запахла-дана от рощи ели льют, / Звонки ветры панихидную поют"; "И под плач панихид, под кадильный канон..." и др. На первый план выдвинулись стихотворения с церковной тематикой, а лейтмотивом всего сборника стал библейский образ молитвы, возникавший даже там, где поэтический мир стихотворения не требовал и, более того, не предполагал этого ("Пастух", "Базар" и др.). Религиозной лексикой, образностью насыщаются и реалистические стихи, в церковные тона окрашиваются детали деревенского быта: стога похожи на церкви, солома - на ризу, вода в ручье - святая, в благовесте ветра рощи кадят дымом и т.п. В этой богомольной атмосфере петухи запевают "обедню", а "черная глухарка к всенощной зовет".
После "Радуницы" Есенин составил большое количество стихотворных сборников и книг, только часть из которых вышла в свет в разных российских и зарубежных издательствах: "Голубень", "Преображение" и "Сельский часослов" (все - 1918), "Трерядница" и "Триптих" (оба - 1920), "Исповедь хулигана" (1921), "Пугачев", "Избранное" и "Собрание стихов и поэм. Том 1" (все - 1922), "Стихи скандалиста" (1923), "Москва кабацкая" и "Стихи" (оба - 1924), "Русь Советская", "Страна Советская", "Песнь о великом походе", "О России и революции", "Персидские мотивы", "Березовый ситец" и "Избранные стихи" (все - 1925) и др.
Он писал и разнообразную прозу: повесть "Яр", рассказы, киносценарий "Зовущие зори" (1918), автобиографии, художественно-философские трактаты "Ключи Марии" (1918), "Быт и искусство" (1920), статьи, очерк "Железный
Миргород" (1923). После выхода академического полного собрания сочинений поэта (1995-2001) прозу Есенина можно рассматривать как составную часть его художественно-философского мира. Проза поэта, как и его стихи, образна и поэтична. То же относится и к значительному числу его писем. Есенинское эстетическое мышление изначально было масштабным, глобальным, космическим. В своем творчестве поэт стремился отразить весь мир: "Полюбил я мир и вечность, / Как родительский очаг", "Я сегодня рукой упругою / Готов повернуть весь мир". Особенности своего поэтического мышления Есенин раскрыл в трактатах "Ключи Марии" и "Быт и искусство".