Сен-симонистские истоки формационного подхода
Хотя формационный подход как вариант линейно-стадиальной периодизации истории связан прежде всего с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, основателями его были французский мыслитель К. А. Сен-Симон и его ученики С,-А. Базар и Б. П. Анфантен, составившие "Изложение учения Сен-Симона" (1828–1829 гг.).
Сен-симонизм обосновал такие стадиальные критерии, как:
– смягчение эксплуатации человека человеком (рабовладение, крепостное право, наемный труд);
– прогресс знания (религиозное, метафизическое, научное);
– убывание антагонизма классов (от греч. антагонизма – "непримиримая борьба") и возрастание ассоциации (от лат. associatio – "соединение");
– замещение вследствие ряда научных и политических революций власти привилегированных сословий, т.е. поземельной наследственной знати и духовенства (военно-теократическое общество), ведущим положением класса индустриалов (индустриальное общество).
Будущую индустриальную ассоциацию на основе научного плана работ сен-симонисты в начале 1830-х гг. предложили называть социализмом, а К. Маркс и Ф. Энгельс объявили целью революционного движения (коммунизма), направленного на уничтожение частной собственности на средства производства ("Манифест коммунистической партии", 1848 г.).
У сен-симонизма Маркс и Энгельс заимствовали эталонный подход к анализу классовых антагонистических формаций, отождествленных с тремя главными эпохами писаной истории:
Древностью (рабовладельческий строй), Средневековьем (феодализм) и Новым временем (капиталистический способ производства). Характеристика формаций выводилась из опыта отдельных, "образцовых", "классических" европейских стран и регионов: рабовладельческих античных Греции и Римской империи, феодально-сословной средневековой Франции, торгово-капиталистической Голландии, индустриально-капиталистической Англии. Более того, в своем главном труде "Капитал" (1867, Т. 1) Маркс утверждал (подразумевая Новое время), что страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране картину се собственного будущего.
Ф. Энгельс же, опираясь на труд американского этнографа Льюиса Генри Моргана "Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" (1877 г.), опубликовал книгу "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.) с изложением марксистского взгляда на переход к антагонистическим формациям от первобытнообщинной. Энгельс сформулировал понятие о трех крупных формах общественного разделения труда: 1) отделения земледелия от скотоводства; 2) отделения ремесла от земледелия; 3) обособления торговли. Обособление занятий позволило регулярно получать прибавочный продукт сверх необходимого, но также повлекло и неравенство в распределении, а вместе с тем – эксплуатацию чужого труда, грабительские варварские набеги на соседние племена ради захвата имущества и, наконец, выделение сильного меньшинства, которое закрепило формированием государства изъятие и закрепление прибавочного продукта в собственность господствующих классов.
В XX в. английский археолог-марксист Вир Гордон Чайлд обосновал концепцию перехода от первобытнообщинной формации к антагонистическим через две архаические революции – неолитическую (переход от бродячего присваивающего хозяйства к оседлому производящему с каменными составными орудиями труда), и городскую (возникновение городов и структур классового господства-подчинения). Города возникли в местах сгущения производящего хозяйства с переходом к векам металлов, ресурса далеко не повсеместного (медь, олово, свинец) – первого стратегического сырья.