Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений. Традиционные подходы в педагогической пауке описывали взаимодействие образовательных учреждений и семьи в аспекте привлечения семьи к решению проблемных вопросов ребенка, с которыми сталкивались педагоги при организации образовательного процесса, решая профессиональные задачи. Как правило, контакты семьи и педагогического корпуса образовательных учреждений происходили но поводу успеваемости их детей, поведения в образовательном учреждении, повышения психолого-педагогических знаний родителей и других подобных вопросов.
В XXI в. этих отношений оказывается далеко не достаточно. Причин этому много: изменились сами образовательные учреждения, появилось множество их видов (гимназии, лицеи, профильные школы и др.), модифицировались установки при сохранении традиционных, трансформировалось отношение к образовательным учреждениям в социуме, произошла резкая дифференциация семей как по экономическому состоянию, по социальному статусу, так и по целевым установкам, которые ставят родители, воспитывая своих детей, и тем самым предъявляют новые требования к образовательным учреждениям.
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов – производственных, профессиональных, политических – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен[1].
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения[2].
Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. Уровень духовной культуры семьи зависит и в то же время в некоторой степени определяет уровень духовной культуры общества. С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья нс только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.
Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению.
Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Тип семьи определяется родственными связями. Различают простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, которые состоят из родителей и детей (из двух поколений).
Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В такой семье много детей, строго соблюдаются традиции и обычаи (религиозные и национальные), совместно живут разные поколения родственников. Патриархальная семья имеет прочные авторитарные основы. Семьи с ярко выраженными чертами патриархальности чаще всего можно встретить в сельской местности или же в малых городах.
Существуют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:
– общественно-прогрессивная (поддерживаются ценности общества, единство взглядов у членов семьи, хорошие межличностные отношения);
– противоречивая (отсутствует единство взглядов, межличностные отношения строятся на борьбе одних тенденций с другими);
– антиобщественная (противопоставление ценностных идеалов семьи идеалам общества).
Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи. Именно активность может выступать в роли ресурса. Выделяют три вида активности:
– собственно активность (способность ориентироваться на свои силы, высокая мобильность, высокий уровень развития адаптационных способностей);
– ограниченная активность;
– пассивность (неспособность ориентироваться на собственные ресурсы, ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).
Социально-педагогическая поддержка может быть необходима абсолютно любой семье. Вопрос будет заключаться в том, в какой степени она будет оптимальной. Больше, чем другие, в помощи нуждаются пассивные семьи. Это связано с малым собственным потенциалом, необходимым для разрешения проблемных, кризисных ситуаций. Разделяют семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основе такого разделения лежит феномен психологического здоровья семьи – интегрального показателя ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей[3].
К благополучным семьям относятся те, чьи проблемы чаще всего возникают из-за внутренних противоречий и конфликтов, связанных с изменяющимися условиями жизнедеятельности в обществе:
1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, оказать помощь другим членам семьи (например, "чрезмерная опека");
2) со сложностью соотнесения своих собственных представлений о том, как должна выглядеть семья, с социальными требованиями, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (здесь речь идет о трудностях восприятия и принятия противоречий современного общества).
Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные. Психологические проблемы в таких семьях возникают из-за невозможности удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи в связи с воздействием сильных внутрисемейных и социальных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Часто в неблагополучных семьях у родителей выявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Значимая характеристика семьи – ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальную роль и социальный статус.
Единственной, общепринятой классификации семейных функций не существует. Тем не менее между различными вариантами типологизаций прослеживается определенная взаимодополняемость и взаимозависимость. Жизнь каждой семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый новый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением характера социальной деятельности ее членов.
К основным функциям семьи можно отнести: репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода; воспитательную – духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни; хозяйственно-бытовую – поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми; экономически-материальную – поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных; функцию организации досуга – поддержание семьи как целостной системы; ОГЛАВЛЕНИЕ и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов; функцию социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах[2].
Ребенок находится в постоянном взаимодействии с двумя наиболее значимыми для него средами – семьей и школой.
Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению, – научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей.
Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи развития гармоничной личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий семьи и школы. Часто, действуя во благо ребенку, родители и педагоги используют совершенно различные, иногда противоречивые методы воздействия на него. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия[1].
Сотрудничество семьи и школы приобретает совершенно разные направления в зависимости от возраста ребенка. Важнейшая задача родителей младшего школьника заключается в том, чтобы создать такие условия для ребенка, при которых поступление в школу и дальнейшее обучение в ней воспринималось как желанное и значимое событие, становилось свидетельством взросления. Семья может способствовать созданию реального образа школы и правильного отношения к учебной деятельности (отношения взятой на себя ответственности).
Литовский психолог А. Гучас следующим образом охарактеризовал те трудности, с которыми встречается первоклассник: "Дети, пришедшие в школу, с первых же дней попадают в неблагоприятные условия для их психического развития: программы для всех одинаковые, темп обучения очень быстрый, а физические и психологические способности не у всех одинаковые. Поэтому часть детей начинает отставать, что вызывает отрицательные переживания и усложняет взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помочь ребенку может совместная деятельность учителя и родителей"[6].
Таким образом, переход к школьному обучению способствует перестройке социальной ситуации развития ребенка, расширению круга значимых лиц. Учитель становится центральной фигурой. Именно он предъявляет требования, является представителем общества.
В этот период одним из наиболее значимых факторов, определяющих социальные отношения ребенка, является школьная успешность. Безусловная родительская любовь подвергается испытанию первыми многочисленными школьными трудностями. Родители следят за успехами своих детей в школе и часто выражают недовольство, если что-то идет не так. В такой ситуации для ребенка важна поддержка родителей, помощь в преодолении трудностей, связанных с адаптацией к новым условиям и особенностями новой учебной деятельности. Семье важно пересмотреть бывшие формы взаимоотношений с детьми. Таким образом, основная задача заключается в построении новой гармоничной модели взаимодействия родителя и ребенка-школьника, основанной на помощи ему в преодолении трудностей адаптации к началу школьного обучения (новый режим дня; новый, иногда даже первый, коллектив – школьный класс), к различным перипетиям взаимоотношений с одноклассниками; к своду школьных правил и ограничений; к появлению большого количества обязанностей, к совершенно новому уровню требований во взаимоотношениях с учителем.
"Современные школы переходят к тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы “школа – семья”. Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности. Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, – выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных триместров и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т.д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы"[7].
Цель работы педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
Он проводит психолого-педагогическую диагностику семей, просвещает родителей в вопросах воспитания детей (университет психолого-педагогических знаний; лекции, семинары, практикумы; конференции; открытые уроки и классные мероприятия; индивидуальные тематические консультации; творческие группы, группы по интересам), вовлекает родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания; организация кружков, секций, клубов; совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками), вовлекает родителей в управление школой (совет школы; классные советы, классные родительские комитеты; совет содействия семье и школе)[8].
Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен "транслировать" родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или нс даст им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может представить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
Для современной семьи характерны возросший образовательный уровень родителей и занятость служебной деятельностью, что выдвинуло перед школой и педагогической наукой новые проблемы. В частности, родители стали предъявлять больше требований к школе при заметном ослаблении своего внимания к ним.
Не отрицая важности социума и микросоциума, можно сказать, что без школы развитие личности ребенка осталось бы неполным, никем не компенсируемым. А значит, необходимо выстраивать такое сотрудничество, взаимодействие, при котором каждая сторона, уважая цели и усилия другой, делает свое дело, эффективно справляется со своими обязанностями, шаг за шагом движется к намеченной цели. Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее отношений с детьми и их родителями. Ведь многие годы на протяжении всего срока их обучения совместные усилия учителей и родителей направлены на создание полноценной и гармонично развитой личности. Их взаимодействие осуществляется в наиболее важные для ребенка годы, когда закладываются основы формирования личности.