Семья как пациент психологического воздействия
С начала XX в. в психологии нарастает интерес к роли семейных факторов, которые порождают те или иные проблемные области людей. Выделяемые факторы и их роль в различных теориях могут отличаться. Так, в психоанализе наибольшее внимание уделяется раннему детскому опыту человека и его взаимоотношениям с родителями. И существующие трудности рассматриваются как пассивное отражение отношений в раннем детстве.
Однако большинство авторов признает значимость активности личности, ее субъектной позиции. При этом в зависимости от теоретических позиций выделяются трудности, которые определяются детским опытом. Поэтому психологу нужно понимать, какой вклад вносит детство клиента в имеющуюся проблему. Однако это не означает, что фокусировать работу нужно именно на детстве. Вполне возможно, что психолог транслирует свое понимание клиенту сто трудности в поле его актуального опыта. Поэтому обсудим несколько теорий, удобных для применения в практической психологии.
В концепции А. Адлера (1870-1937), австрийского психолога, психиатра и мыслителя, ключевое понятие - жизненный стиль. Стиль жизни - это значение, которое человек придает миру и самому себе, его важнейшие цели, направленность его устремлений. Именно стиль жизни во многом определяет качество и удовлетворенность человека жизнью в период взрослости. Однако, по мнению А. Адлера, значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. Он уже закрепил для себя, чего ждать от мира и от самого себя. Стиль жизни складывается на всю жизнь, а от повторения становится еще прочнее. И если даже он обрекает его на страдания, человек никогда от него легко не отказывается.
В качестве методического приема А. Адлер предлагает использовать метод ранних воспоминаний, когда клиенту предлагают рассказать какое-либо воспоминание, которое он считает самым ранним. Затем психолог на его основе определяет стиль жизни клиента, показывает его неадекватность и предлагает переформулировать. Подробно схема анализа воспоминаний описана Е. В. Сидоренко.
Пример использования этого метода. Девушка 20 лет испытывает трудности в самораскрытии с окружающими. В раннем воспоминании она рассказывает о том, что в ее окружении было мало девочек, и она играла с любимым мишкой. Как-то раз мама рассердилась на нее и в порыве чувств стала стучать мишкой по столу и оторвала ему голову. Голову, конечно, пришили, но с тех пор девочка стала его прятать от всех. Формулируем жизненный стиль девушки: "Жить - значит прятать самое сокровенное подальше от всех". Обсуждаем его с ней и вместе переформулируем так: "Жить - значит доверять самое сокровенное близким людям". По ее словам, отношения с окружающими стали постепенно улучшаться.
Понятие судьбы сделал центром своей теории Леопольд Зонди (1893-1986) - швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики.
По мнению Л. Зонди, человек подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, но по мере возрастания зрелости получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовывать свою свободу. Поэтому психология судьбы делает различие между навязанной и свободной судьбой. Л. Зонди считал, что к навязанной судьбе человека относится наследственность, т.е. все то, что было получено им от своих предков. Наряду с наследственностью на навязанную судьбу человека оказывает влияние окружающая среда. Под этим в первую очередь подразумевается профессиональный или материальный статус, который имеет в обществе семья. К факторам, оказывающим влияние на навязанную судьбу человека, относится также ментальная среда, т.е. политическое и религиозное мировоззрение, воспитание и возможность получения образования, которые предоставляет семья своим детям.
Очень важную роль в формировании навязанной судьбы, по Л. Зонди, играет родовое бессознательное, которое проявляется в притязаниях предков, в стремлении фигуры предка полностью повториться в жизни потомка. Введение влияния родового бессознательного является отличительной чертой теории Л. Зонди. По его мнению, действие родового бессознательного можно наблюдать главным образом в пяти различных жизненных сферах: при выборе супруга, друзей, профессии и хобби, в болезни и смерти. Таким образом, человек должен рассматриваться не изолированно, а будучи включенным в видимый и невидимый контекст рода и родственных отношений. Влияние родового бессознательного нельзя трактовать только как негативное. Ответственность за родовое наследство придает жизни смысл, сознание родовой идентичности и солидарности.
Однако если ожидания предков были приняты бессознательно и проявились в слепой необходимости, то они могут тормозить и даже блокировать самореализацию и саморазвитие отдельных членов рода. В этом случае человек не руководит собственной жизнью, а слепо подвергается действию испытаний, следуя жизненным стереотипам предков. Кроме того, "поручения" предков могут превышать способности и возможности человека или же быть несовместимыми с ОГЛАВЛЕНИЕм других родовых "поручений", вызывать мучительные конфликты, заболевания.
Как считал Л. Зонди, все факторы навязанной формы судьбы преодолеть полностью нельзя, да и не нужно. Но сущность психического заключается в стремлении человека к свободе. Благодаря личностно обусловленным способностям решать и выбирать, человек не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира. Он может осознать данные ему "поручения", принять их с чувством личной ответственности и в соответствии с собственными возможностями. Для этого он должен ответить на главные вопросы судьботерапии:
- в чем заключается моя родовая судьба;
- что я хочу передать из родовой наследственности и задач своего рода потомкам;
- к чему я ни в коем случае не хотел бы прийти;
- как я хотел бы изменить односторонность и гипертрофированность притязаний своего рода;
- какой я вижу свою будущую жизнь в контексте родового наследия.
Проиллюстрируем судьбоанализ Л. Зонди выдержками из бесед с детьми бывших нацистских преступников. Действительно, все они ощущали собственную несвободу и зависимость от судьбы родителей. Эта зависимость проявлялась по-разному, чаще - в стремлении прожить по антисценарию (например, породниться с еврейской семьей, вступив в брак, или же "удариться" в сексуальную распущенность).
Примеры. Мужчина, 36 лет: "Вы знаете, вина меня преследует. А кто виновен, того и накажут. Если не здесь, то в какое-нибудь другое время и в другом месте. Наказание меня еще догонит. Мне его не избежать. Вина лежит сегодня только на мне. Мои родители уже в аду. Они давно мертвы, их жизнь уже позади. А меня оставили жить. Рожденный виновным, я и остаюсь виновным".
Женщина, 40 лет: "Самая большая трудность для меня, несмотря на прошлое моих родителей, - не стать такой, какими были они. Я вижу в себе их частичку... Теперь и я знаю, что и во мне есть нечто от их преступности".
Мужчина, 29 лет: "О вас - евреях - всегда говорят, как о настоящих жертвах войны. Но для тех из них, кто ее пережил, война осталась позади, когда Гитлер покончил с собой. Только для нас, детей нацистов, война продолжается".
Мужчина, 29 лет: "Я - калека в среде настоящих спортсменов, которые говорят только о рекордах. Они не замечают меня, сидящего в инвалидном кресле. Этот мир - чужой мне".
Часто очень удобно при анализе трудностей взаимоотношений с окружающими использовать теорию привязанности известного английского психиатра и психоаналитика Джона Боулби (1907- 1990). Согласно этой теории тин привязанности к матери, сформировавшийся в первый год жизни, является устойчивым образованием. Он определяет способность человека устанавливать близкие доверительные отношения в течение всей жизни и поэтому влияет на дальнейшую семейную жизнь, дружеские отношения, профессиональные достижения, т.е. на социальную сферу человека.
Привязанность к матери, согласно Дж. Боулби, формируется у ребенка примерно в 6-8 месяцев и является достаточно стойким образованием. Им выделено три основных типа привязанности. Определение типа привязанности происходит через так называемый тест чужого человека (М. Эйнсворт и С. Белл). Он включает наблюдение за реакциями ребенка на чужого человека сначала в присутствии матери, затем один на один, затем снова с матерью. Уверенная привязанность проявляется как позитивная реакция на незнакомца в присутствии матери, небольшое огорчение при ее уходе и возобновление активности при ее возвращении. Тревожно-требующая привязанность проявляется как настороженность при появлении незнакомца даже в присутствии матери, острая реакция на ее уход и требование долгого успокаивания после возвращения. Дети с тревожно-избегающей привязанностью, напротив, не ищут близости с матерью ни до ее ухода, ни после, слабо реагируют на присутствие незнакомца.
Последствия формирования тревожно-требующей и тревожно-избегающей привязанности описаны следующим образом. Дети с тревожно-избегающим типом привязанности могут научиться организовывать свое поведение без использования эмоциональных сигналов извне (от матери), подавляя собственное эмоциональное реагирование. Они воспринимают в основном интеллектуальную информацию (вытесняя в подсознание эмоциональные сигналы), чтобы не испытывать запредельную боль отвержения.
Взрослея, при наличии избегающего типа привязанности, человек становится замкнутым, часто угрюмым, псевдозаносчивым ("комплекс Печорина"), что часто обусловлено скрытой депрессивной симптоматикой и попыткой отгородиться от ранящего мира. Такие люди не допускают доверительных отношений с окружающими. Основной паттерн их поведения - "никому нельзя доверять". У многих присутствует выраженные диспропорциональное преобладание интеллектуального развития над неадекватно формирующимся эмоциональным развитием.
В межполовых отношениях такие люди склонны либо к частой смене половых партнеров без глубоких отношений, либо к прерыванию глубоких отношений без объективных причин из-за страха "потерять собственное лицо".
Пример. Мужчина, 34 лет. Успешный специалист в области компьютерных технологий, четыре года посещает психоаналитика, принимает участие в психологическом тренинге. Его пожелание - через тренинг прийти к возможности найти партнера для создания семьи. На тренинге он знакомится с девушкой, завязываются романтические отношения. Они проводят вместе выходные в течение пяти месяцев. Принимают решение жить вместе, обсуждают вопрос покупки квартиры, выбора школы для детей. Неожиданно в один из выходных он сообщает девушке, что им надо расстаться. Причина - с ней он не был самим собой. Девушка переживает, предлагает встретиться через неделю. Но и на этой встрече он подтверждает разрыв, говоря о том, что он не готов к длительным взаимоотношениям.
Тревожно-требующая привязанность проявляется у детей как стремление постоянно быть с матерью и просить у нее подтверждения своей любви. В младшем школьном и подростковом возрасте при наличии такой привязанности становятся возможными различные формы оппозиционно-протестного поведения ("Меня никто не любит, я никому не нужен").
Другой вариант - полное отсутствие оппозиционного поведения и, как следствие, - отсутствие подросткового кризиса. Взрослые люди также проявляют либо демонстративное требование любви и внимания либо застенчивое или детское поведение, которое на самом деле принуждает окружающих эту любовь проявлять. В межполовых отношениях такие люди склонны к стремлению обладать всеми чувствами, мыслями, временем партнера, нарушая при этом его границы. Сопротивление партнера может вызвать бурные эмоциональные не всегда адекватные ситуации реакции, которых трудно ожидать у застенчивого обычно человека.
Пример. Молодой человек, 27 лет. Жалуется на свою гражданскую жену. По его словам, все свободное время она хочет проводить только с ним, не желая покидать дом. Если он пытается провести время с приятелями (ее тоже приглашают в компанию) либо пригласить их к себе, это вызывает у нее слезы, крики, обиды.
Как показывает опыт, люди нередко склонны повторять неудачные отношения с определенным типом привязанности, поэтому необходимо проанализировать, почему, в силу какой внутренней трудности человек находит партнера с таким типом привязанности, который для него является дискомфортным. Из приведенных примеров может создаться впечатление, что тип привязанности влияет только на межполовые отношения. Как уже ранее говорилось, он определяет основную модель взаимодействия с окружающими, причем нередко человек, следуя этой модели, поступает во вред самому себе.
Пример. Женщина, 35 лет, жена бизнесмена, не работает, привела в 1-й класс элитной школы свою дочь. С первых дней она пытается стать лидером среди родителей. Для этого настраивает их против учительницы, старательно пытается найти ее недостатки. Организует встречи и обсуждение положения в классе, в школе, в соседнем кафе. Ко 2-му классу родителям это надоело, они полностью успокоились, потому что дети полюбили свою учительницу, отношения между ребятами сложились хорошие. Однако женщину это только раззадорило, она вступила с учительницей в переписку по электронной почте, содержащую открытые угрозы. Учительнице это надоело, и она ушла из школы. Родители попросили администрацию перевести дочь этой женщины в другой класс. Попятно, что женщина обладает тревожно-требующей привязанностью, которая определяет ее стремление быть в центре внимания.
В ситуации нарушения привязанности консультант должен особое внимание обратить на установление отношений и качество контакта. В случае тревожно-требующей привязанности клиент может нарушать границу практического психолога. Здесь главное - проявление к нему безусловного принятия. В случае тревожно-избегающей привязанности клиент, напротив, все силы будет тратить на "защиту своих границ". Здесь важны неспешные действия консультанта, не угрожающие нарушению границ клиента.
Одна из наиболее известных концепций родительского программирования - концепция американского психолога и психиатра Эрика Берна (1910-1970). Он опирается на понятие "жизненный сценарий". Жизненный сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который сформировался в детстве в основном под влиянием родителей. Так же, как и Л. Зонди, Э. Берн допускал, что помимо родительской семьи существует влияние прародителей, поэтому полезным в психологической беседе будет вопрос: "А вы знаете, как жили ваши прабабушка и прадедушка?"
В качестве механизмов передачи сценария от предков он выделял гордость за предков, идеализацию, соперничество и личный опыт. Гордость за предков вызывает у человека желание подражать ему при понимании того, что его нельзя превзойти. Идеализация вызывает желание полностью повторить судьбу предка. Соперничество заставляет человека стремиться к обязательному превосходству над прародителями. Личный опыт основывается на реальном взаимодействии в детстве между человеком и его дедушками и бабушками, его роль определяется тем, насколько это было позитивно или конфликтно. В позитивном варианте также возможно стремление к подражанию, в негативном - к формированию антисценария.
Э. Берн также уделял внимание имени человека как возможному фактору программирования. Он говорил, что имена могут приобретать сценарное значение с помощью нескольких способов: целенаправленно, по несчастью или из-за неизбежности. Целенаправленное программирование происходит тогда, когда родители дают ребенку имя известного человека с высоким статусом или же одного из родственников. При этом предполагается, что человек будет жить так же, как и его предшественники. По несчастью, дети получают красиво звучащие имена, которые будут странно произноситься, когда они вырастут. Человек в таких случаях нередко ощущает нечто вроде проклятия и более, чем другие, склонен к формированию сценария неудачника.
Так же как и исследователи, работающие в русле теории привязанности, Э. Берн большое значение придавал младенчеству. Первые сценарии, по его мнению, складываются в период кормления, а позже - купания. Краткие фразы, отдельные слова, действия матери дают ребенку ощущение благополучия или неблагополучия, которые позже приведут к тому, кем впоследствии станет ребенок: Принцем или Лягушкой (Принцессой или Гусыней). Более того, они определят основные схемы его взаимодействия с окружающим миром. Кратко опишем их.
1. Я "+", Ты "+". Это позиция гармоничной личности - Принца, Героя, Принцессы или Героини.
2. Я "+", Ты "-", т.е. Я - Принц, Ты - Лягушка. Эта позиция не дает возможность человеку иметь близких эмоциональных контактов и делает его несчастным. Точнее было бы назвать эту позицию Принц в одноместной камере.
3. Я "-", Ты "+" - это позиция самоуничижения. Такие люди часто попадают либо в больницу, либо в тюрьму.
4. Я "-" и Ты "-" . Это позиция безнадежности. Человек в ней действует неконструктивно, нанося самому себе вред.
Берн не ограничился рассмотрением влияния на сценарии младенчества. Он полагал, что важный вклад в это вносит дошкольное детство, и хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным. Приучение к горшку определит позицию человека в отношении чувства гнева и агрессии - полностью подавлять ее, открыто проявлять или терпеть, копить, а затем выплескивать на удобную мишень. Родительское программирование определит половую идентичность человека и формирует у него тенденцию к полному удовлетворению своих влечений, самоограничению или компромиссу этих тенденций. Это время формирования явных сценариев через родительские директивы. Родительская директива - это слова или действия родителя, которые содержат скрытое приказание. Исполняя директивы, ребенок, а впоследствии взрослый чувствует себя хорошим, не исполняя - виноватым. Подобный анализ проблемы директив делают В. К. Лосева и А. И. Луньков.
Первая и наиболее жесткая директива - "Не живи". Она проявляется в таких словах, как "Глаза б мои на тебя не глядели", "Ты будешь как отец" (алкоголик). Сюда же относятся и разговоры, повествующие о лишениях, которые родители получили, заведя ребенка: "Из-за тебя я не защитила диссертацию (не вышла замуж)". Такие директивы носят характер проклятия и вызывают различные варианты поведения человека - от болезни и аутоагрессии до провокационных действий, предполагающих серьезное наказание.
Вторая директива - "Не будь ребенком", "Ты ведешь себя как маленький", "Надо бы вернуть тебя в детский сад (первый класс и т.п.)". В таких и подобных высказываниях детское состояние описывается как плохое, взрослое - как единственно хорошее. Во взрослой жизни такие люди склонны к самоподавлению своих желаний, повышенному чувству вины и трудностям во взаимодействии с собственными детьми.
Третья директива - "Не расти". "Ты еще мала, чтобы так рассуждать (краситься, гулять с друзьями и т.п.)", "Повзрослеть всегда успеешь" - в таких и подобных фразах она выражается. Как правило, такую директиву дают взрослые с высоким страхом смерти и стремлением к контролю над ситуацией. Контролировать ребенка для них - символически контролировать свою смерть. Взросление ребенка - символ собственного старения. Во взрослой жизни люди, получившие такую директиву, чаще всего не умеют брать ответственность за свою жизнь на себя и ведут себя как вечные дети.
Четвертая директива - "Не думай". Она проявляется в таких фразах, как "Не бери в голову", "Забудь об этом", "Не думай о...". Взрослые, получившие такую директиву, склонны к вытеснению неприятной информации и не имеют возможности для ее аналитической проработки.
Пятая директива - "Не чувствуй". Ее транслируют такие слова: "Как тебе не стыдно бояться", "Не сахарный - не растаешь", "Как ты смеешь злиться". Взрослые, впитавшие такую директиву, теряют контакт со своим телом, с одной стороны, со своими чувствами - с другой. Они как никто более склонны к появлению психосоматики.
Выделяется еще несколько директив. Но нам кажется, что они менее распространены, чем вышеперечисленные.
Понятно, что воспитание ребенка неизбежно без директив. Но, взрослея, человеку необходимо научиться их распознавать и принимать те, которые находятся в согласии с его собственными стремлениями, отвергать ненужные.
Пример. На тренинге в студенческой группе делается упражнение, в процессе которого окружающие находят и называют позитивные качества друг друга. Одна студентка отказывается принимать мнение окружающих, говорит, что на самом деле она не такая, а гораздо хуже. Понятно, что она впитала схему Я "-" Ты "+". Группа усердно убеждает ее в собственной правоте. Девушка уходит радостная. На следующей встрече рассказывает, что сообщила о тех качествах, которыми ее наделила группа, маме, на что та ответила: "Они просто плохо тебя знают". Через несколько лет девушка погибла в автомобильной аварии.
Поддерживая мнение Э. Берна о влиянии на развитие взрослого родительского программирования, представитель онтопсихологии А. Менегетти рассматривал это явление с использованием понятия "негативная психология", т.е. неосознанное негативное влияние. По его мнению, она происходит от неосознанной фрустрации потребностей родителей в какой-либо жизненной сфере, например в личной или профессиональной жизни. Через прикосновения или слова родители неосознанно компенсируют через ребенка свои фрустрированные потребности, например слишком сильно ласкают его и формируют у него отношения зависимости. Как утверждал А. Менегетти, негативная психология рождается в личности, которая пытаясь помогать или заботиться о других, сама страдает от фрустрации. Получается, что человек, испытывающий неосознанную потребность в эмоциональной поддержке в такой ситуации, оказывается в роли психологического вампира. И "вампиризм" осуществляется под видом сострадания, заботы, самоотречения. Любить, давать, помогать не потому что это ему нужно, а бескорыстно может только здоровый и зрелый человек.
Менегетти приводит рассказ о женщине, которую все считали святой, так как она отправлялась в те места, где случались несчастья, эпидемии. Она отправлялась туда первой. При этом она никогда не бывала на праздниках, где люди смеются, развлекаются. Но тот, кто сам не знает, что такое радость, считает А. Менегетти, не может дать ее другим. Получается, что он питается чужой болью. Ему необходимы несчастья других людей, чтобы таким образом переживать свою славу. Когда этой женщине некого будет утешать, она попросту погибнет.
Пример. Женщина - школьный психолог, которая "летала", когда у кого-то случалась беда, и она могла оказывать поддержку. В остальное время она была достаточно сдержанной и дистанцированной от коллег.
Поэтому консультанту нужно научиться самому быть счастливым и получать радость от жизни, а не компенсировать собственные проблемы стремлением помочь другим.
Влияние детского опыта на актуальные трудности в семье рассматривается в психологическом консультировании по вопросам семьи и брака. В этой области существует очень много теоретических подходов. Так, американский психолог Вирджиния Сатир (1916-1988) полагает, что человек перенимает существующие в семье негласные правила и убеждения о том, какой должна быть семья. И если они неэффективны, то возможно нарушение коммуникации между членами семьи. Она выделяет пять базовых моделей общения - умиротворяющую (всем потакающую), обвиняющую, сверхрациональную, несообразную (раздражающую) и адекватную. Задача психолога, работающего в русле этой теории, - помочь клиентам осознать ошибочность собственной модели общения и научиться общаться адекватно, выражая свои истинные чувства и намерения.
Коммуникацию в семье как фокус работы психолога рассматривали также Джон Джексон, Пол Вацлавик и многие другие.
Ориентируясь на развитие человека, семейные отношения нужно рассматривать в аспекте их развития в течение жизни. Ввиду особой важности этого вопроса он будет рассмотрен отдельно (см. параграф 5.4 "Особенности консультирования взрослых по проблемам супружеских отношений").
Итак, практически все авторы сходятся на том, что трудности клиента определяются детским семейным опытом, с одной стороны, а также актуальной семейной ситуацией - с другой. И основные расхождения состоят в том, какой опыт - детский или актуальный - является наиболее значимым, с каким необходимо работать и на каком психологическом явлении (жизненный стиль, представление о судьбе, коммуникация и т.п.) нужно фокусироваться в работе.