Семейные отношения и этика

Семейные отношения горцев строятся на признании верховенства старшего мужчины. Вся полнота власти в семье принадлежит ее главе – отцу, а в большой семье после смерти отца – старшему сыну. Строгие принципы разделения труда в семье основаны на выработанных веками нормах обычного права. Мужчины всегда трудились в поле, ухаживали за скотом, охотились, занимались ремеслами. Женщины вели более скрытую от постороннего глаза жизнь – ухаживали за детьми и стариками, готовили пищу, мастерили одежду, занимались валянием шерсти для бурок, ткачеством, изготовлением ковров, работали в саду и огороде. В обществе и семье женщина занимала подчиненное положение, не дававшее ей права самостоятельно решать жизненно важные семейные проблемы; ее поведение в семье регламентировалось рядом запретов. Молодая жена не называла по имени своего мужа и его родителей, с которыми не могла даже разговаривать, и избегала встречи с ними. Только совершение особых обрядов снимало с нее некоторые запреты.

Поведение родителей по отношению к детям определялось установками ислама и адатом. Вспомним, что им не позволялось – особенно отцу – в присутствии посторонних людей брать своих детей на руки, проявлять к ним нежность. Такое поведение считалось мужественным, выдержанным, скромным.

Однако подобные запреты вовсе не ослабляли родительскую любовь к детям и касались лишь внешних проявлений чувств по отношению к ним. Отцы терпеливо и с любовью готовили своих сыновей к жизни, учили их трудиться, брали с собой на охоту, приобщали к традициям, этикету – обо всем этом говорят произведения фольклора. Матери пестовали своих детей, пели им колыбельные песни, полные любви и ласки.

Детей приучали уважать старших, молодым не позволялось сидеть в их присутствии, дети должны были выполнять просьбы и приказы взрослых. Даже подросшие сыновья беспрекословно подчинялись главе семьи и вели себя подчеркнуто почтительно: не спорили, не заговаривали первыми. В случае развода дети оставались с отцом. Воспитание детей покоилось на обычаях и традициях предков, вся жизнь и деятельность человека с момента его рождения и до смерти была подчинена им. Незнание обычаев считалось позором, а несоблюдение их строго каралось. В силу безусловного подчинения младших старшим по возрасту личный пример, благочестие, благонравие старших, знание и неукоснительное следование обычаям служили для молодых горцев как бы наглядной иллюстрацией должного поведения в быту и общественной жизни. Уважение, почет и послушание младших требовали, в свою очередь, от старших постоянного самоконтроля в словах и делах. Если в младенческом возрасте дети познавали мир в семье от матерей, тетушек и бабушек, слушая их нравоучения, легенды, мифы, сказки, то с 6–7 лет их школой становилось все окружение, весь род, природа и люди. Каждый взрослый человек, родственник он или нет, нес ответственность за поступки несовершеннолетних, свидетелем которых он был. Каждый взрослый не только имел право, но был обязан наказать любого ребенка за неблаговидный поступок, поощрять за хорошие, а в случае надобности дать урок должного поведения.

Особенно важной обязанностью семьи была подготовка детей к взрослой жизни, прежде всего к труду. Детей привлекали к труду очень рано – с 3–4 лет, а уже в 6–7 лет они выполняли определенные хозяйственные функции. Сельская семилетняя девочка приносила воду, хворост, ходила по различным поручениям матери к односельчанам, помогала готовить пищу, убирать жилое помещение, двор, стирать одежду, училась прясть, ткать, работать на огороде, в поле. К 10–12 годам она, как правило, уже умела делать все по дому и в поле. С этого возраста начинался новый этап ее жизненного цикла – подростковый, когда она активно помогала матери в уходе за малышами, во всех домашних делах,в полевой работе.

В идеале женщина-горянка считалась хранительницей семейных устоев, а потому должна была быть опорой мужу, верной женой, чуждой порокам, постоянно занятой делом. Ей не следовало проявлять при посторонних свою печаль, нужно было быть мягкой, относиться с уважением к мужчинам, с которыми ей полагалось вести себя скромно, не вступать в беседу на равных.

Отец служил для сына примером, поощрял стремление мальчика преодолевать слабость, боль, страх. Воспитание мальчика находилось в руках мужчины и состояло в подготовке будущего джигита. Поначалу в игре, потом в реальных делах дети учились кормить и пасти лошадей и овец, ухаживали за скотом, выгоняли его на летние пастбища, готовили продукты из молока, а те, кто постарше, работали в поле. Мальчики постигали ремесла, учились шить сбруи, обрабатывать кожу, изготавливать оружие; овладевали искусством джигитовки, умением выполнять сложнейшие трюки на полном скаку, обращаться оружием; с детства знали танцы, без которых не обходился пи один праздник.

С взрослыми мужчинами мальчики ходили на охоту, заготавливали дрова, строительный материал. Одновременно они учились держать себя в кругу взрослых, в присутствии односельчан, гостей. С 12 лет – с наступлением подросткового возраста – к мальчикам предъявлялись особенно строгие требования. Достоинствами их считались, а следовательно и воспитывались, храбрость, ловкость в верховой езде, стрельбе, владении шашкой, кинжалом; у девочек ценилась красота, поощрялось трудолюбие, мастерство в рукоделии. У тех и других одинаково превыше всего ценились скромность, благонравие, знание обычаев и умение им следовать.

Основные предписания традиционного застольного этикета горцев, во многом сохранившегося и сегодня, рассмотрим на примере осетин. В употреблении пищи полагалось быть умеренным. Осуждалось не только обжорство, но и "многоедение". Один из бытописателей народов Кавказа отмечал, что осетины довольствуются таким количеством пищи, при котором европеец едва ли продержится сколь-нибудь продолжительное время. Как правило, даже если трапеза проходила в домашнем кругу, мужчины и женщины за один стол не садились. Сперва ели мужчины, затем женщины и дети. Впрочем, на праздниках всем разрешалось есть одновременно, но в разных помещениях или за разными столами. Старшие и младшие тоже не садились за один стол, а если садились, то в установленном порядке – старшие в "верхнем", младшие в "нижнем" конце стола. Праздничное застолье всегда прерывалось песнями и танцами. Большое значение придавалось распределению мяса. Лучшие, почетные куски полагались старейшинам и гостям. Отказ от еды считался неприличным. Хозяин никогда не прекращал есть раньше гостей. Застольный этикет предусматривает стандартные формы приглашения и отказа. Никогда не отвечали: "Я сыт, я наелся". Следовало сказать: "Благодарю, я не стесняюсь, я хорошо попотчевал себя". Съедать всю поданную на стол пищу также считалось неприличным. Блюда, оставшиеся нетронутыми, у осетин назывались "долей убирающего стол".

Рассмотрим отношение к женщине. Женщина-мать на Кавказе всегда имела особый общественный статус. Издревле она – хозяйка очага, мужчина – хозяин дома. Самое страшное проклятие горцев – "чтобы потух в доме огонь". Осетины, ингуши, чеченцы традиционно придают большое значение женщине как хранительнице домашнего очага. И в этом своем качестве она наделена совершенно особыми правами. Никто, кроме женщины, не может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь и бряцает оружие, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться. Женщина может остановить кровопролитие, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны – теперь он под ее защитой. Чтобы прекратить ссору или драку, женщине достаточно велеть своим детям вынести поссорившимся зеркало, что означает запрет на междоусобицу.

Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, поздороваться первым. Величайшим позором всегда считалось непочитание матери и ее родственников. А для зятя почитание родственников жены засчитывалось как добродетель.

Согласно древним обычаям у некоторых народов мужчина всегда идет впереди женщины. Считается, что так он оберегает ее от опасностей на горных тропах.

Что касается отношения к старшим членам семьи, непоколебимым правилом является уважительное отношение к старшим и забота о них, особенно о родителях. Обычно родители жили вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинала на половине стариков и только после этого приступала к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и другие члены семьи, в том числе и внуки, проявляли заботу о стариках.

Дети могли порой ослушаться отца или мать, и их за это прощали, но не послушаться дедушки или бабушки, других старших родственников или соседей было недопустимо.

Совершенно невозможно было не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения. Нельзя было разговаривать со старшими в повышенном тоне или развязно вести себя в их присутствии. Старшим всегда отводили лучшие места за столом.

Если родители не жили с одним из сыновей, то дети старались быть подчеркнуто внимательными по отношению к ним: например, лучшие продукты относились в дом родителей. В сельской местности по давнему обычаю для стариков ставили во дворе отдельный домик, создавали им в семье максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Относительно родственных обязанностей следует отмстить, что семьи горцев в большинстве своем многодетны. К тому же в одном дворе или в одном селе нередко живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных отношений между ними складывались веками. Например, конфликтные ситуации, ссоры женщин, детей и т.д. всегда разрешал старший во дворе – мужчина или женщина. Мать детей, если их обидели, никогда не жаловалась мужу. В крайнем случае она могла обратиться к любому его родственнику, хотя правилом хорошего тона считается вообще не обращать внимания на детские обиды, ссоры, слезы.

Дети знали, что в семье именно дядя с готовностью откликнется на любую их просьбу и поможет. Скорее он откажет в чем-то собственному ребенку, но никогда без очень серьезных оснований не оставит безответной просьбу детей своих братьев и сестер.

Правила родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими и наоборот. Старшее поколение ответственно за укрепление семейных уз. Родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. При этом особая корректность требуется по отношению к невестке. Так, свекор обязан быть крайне деликатным с женами своих сыновей.

Отметим ценность соблюдения чести семьи. У народов Кавказа принято относить как заслуги, так и недостатки отдельного человека на счет всей его семьи. Неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову", а о достойном поведении обычно говорят: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать" или "Сын такого отца не мог поступить иначе".

Воспитывая детей в духе семейных традиций, чеченцы, например, прививают им качество яхъ, которое имеет значение здорового соперничества (быть лучше всех). Наставления старших звучат примерно так: "У тебя должен быть яхъ". Ни в косм случае ребенок не должен быть хуже своих товарищей, не должен обижать кого-либо первым или обижать слабого, кто бы он ни был.

Важна на Кавказе взаимопомощь, взаимовыручка. При встрече каждый вайнах первым делом спросит: "Как дома? Все ли живы, здоровы?" При расставании считается правилом хорошего тона поинтересоваться: "Нужна ли моя помощь?"

Обычай трудовой взаимопомощи уходит корнями в глубокую старину, когда суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ.

Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились за стол, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца.

Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах, например, принято, если пожилой человек начинает какую-либо работу по хозяйству, по-соседски принять в ней участие. И случается, начатое дело заканчивают добровольные помощники.

Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость. Если в чьем-то доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа – их горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо – и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане.

Нет такого аула в Дагестане, в котором люди не пришли бы поприветствовать соседа, возвратившегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в его дом, говорил "салам" и по приглашению хозяев садился. Сначала принято было задать несколько вопросов присутствующим, а потом уступить место другому и перейти к тихой беседе с ближайшим соседом. Так, одни приходили, другие уходили. Каждый при выходе из комнаты говорил: "Куда бы ты ни поехал, а возвратишься целым и здоровым". Если прощалась женщина, то к этому добавлялось: "Да исполнятся желания твоей души".

По обычаям горцев, приехав в аул после продолжительного отсутствия, нужно вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случились смерть, болезнь или какое-нибудь другое несчастье. Пока горец не нанесет необходимых визитов, потерпевшие несчастье и их ближайшие родственники будут считать себя оскорбленными.

В мужчине осетины особенно ценили умение владеть собой и управлять своими чувствами. Народ одобрял спокойных, вежливых и терпеливых людей. Браться за оружие без крайней необходимости считалось слабостью. Благородный человек не мог пролить кровь беспомощного или более слабого противника. На безоружного вообще не нападали.

Семья отвечала за своего сородича. Родственники убитого или раненого осетина мстили преступнику и его фамилии. Иногда кровная месть продолжалась несколько поколений. Чтобы остановить кровопролитие, народ уговаривал врагов помириться. Если мать осетина была жива, то для примирения она усыновляла убийцу. Он должен был губами коснуться ее груди. Признавая вину убийцы, вся его семья на коленях входила в дом убитого. Убийство человека осетины считали величайшим грехом. На женщин месть не распространялась, поэтому осетинка могла находиться среди врагов, ничего не опасаясь. Почтительное отношение к женщине было долгом осетина, а тот, кто обидел женщину, покрывал свое имя позором. В присутствии женщин не повышали голос, не применяли оружие.

Традиционный этикет соблюдался строго. Формы приветствия у горцев также основаны на жестких правилах: младшие приветствуют старшего, проходящий мимо группы людей приветствует их первым, первым полагалось высказать приветствие слабому, а также занятому делом человеку. Во время беседы неприличным и бестактным считалось проявление излишнего любопытства, каждый говорил то, что хотел сказать, и не полагалось выспрашивать его о том, о чем собеседник не говорил. Следовало вести разговор со всеми присутствующими, а не с одним из них, предпочтение отдавалось только пожилым людям и гостю. Приходилось быть терпеливым и выслушивать собеседника до конца, даже если его рассказ был неинтересен и скучен. Взрослые строго следили за тем, чтобы дети не спорили со старшими – в случае несогласия лучше было промолчать или перевести разговор на другое. Таковы были правила этикета, которые человек запоминал с детства и следовал им всю жизнь.

В общих чертах этикет горца заключается в умении строить свои отношения с людьми, не демонстрируя своего превосходства перед ними, быть учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничьего самолюбия. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же тот старше всадника, всадник должен обязательно сойти с коня.

Этикет чеченца – это неприятие любого принуждения, поэтому он с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, – "Приходи свободным!".

Мужской этикет предполагает немногословие, неторопливость, осторожность в высказываниях и в оценках людей – "Рапа от шашки заживет, рана от языка – нет"; выдержанность – "Несдержанность – глупость, терпение – воспитанность", сдержанность же – основное качество кавказского мужчины практически во всем, что касается его домашних дел. По обычаю, он даже не улыбнется жене при посторонних, очень скупо отзовется о достоинствах ее или детей. При этом он должен строго следить, чтобы на жену не пали никакие мужские дела и обязанности – "Курица, начавшая петь по-петушиному, лопнула".

Для горца там, где дело касалось нравственных требований, обычаев предков, родства, чувства и даже сама жизнь иногда приносились в жертву долгу. Он готов был умереть сам или убить всякого, кто попытается обесчестить его, и считал, что даже любимые дочь, жена, сын, преступившие требования адата, бесчестили весь род. Смыть бесчестье могла только смерть преступника. Нравственный закон, нравственный долг был настолько высок, что от него могли уклониться только трусы и негодяи.

Строгость нравственных норм, диктуемых обычаями, была непререкаемой, малейшее их несоблюдение или даже случайная в этом оплошность делали человека посмешищем. Для гордого горца легче было умереть, чем жить в бесчестье. Самым большим позором для джигита считалась трусость, даже родная мать не прощала ее своему сыну.

Отступления от общепринятых этических норм не просто не одобрялись обществом, но могли служить источником раздоров, и тогда проливалась кровь. Обида, нанесенная семье, роду, у горца вызывала бурный гнев, подталкивала его к оружию, а посягательство на свободу его родины, народа и личную свободу наталкивалось на мгновенную реакцию – с оружием в руках он становился на ее защиту.

Определяющими общими чертами национального характера всех кавказских народов являются особая эмоциональность, энергичность, темпераментность, неутомимость и подвижность. Еще в XIX в. эти качества жителей Кавказа были отмечены К. Д. Ушинским, подчеркивавшим их в сравнении с русским характером и объяснявшим отличия национального характера горцев своеобразием природы Кавказа и его истории. Этикет, основанный на национальном менталитете горцев, сам, в свою очередь, способствует консервации определенных черт личности и воспроизведению их из поколения в поколение благодаря воспитанию. Об этом много писал известный поэт России аварец Расул Гамзатов:

Скачущий на скакуне горячем.

Если встретишь старшего.

Тем паче

Мудреца, чья борода бела,

Осади коня, сойди с седла.

Поклонись и пожелай удачи.

<...>

Если, путник, женщину нагонишь,

Слезь с коня, не обходи ее.

Ты не опасайся, что уронишь

Добротой достоинство свое.

Добрым быть – и значит быть мужчиной.

Честь чужую чтить – свою сберечь.

Ты переложи ее хурджины

На свое седло или на спину.

Кладь такая не для женских плеч.