Семейное воспитание

Среди малочисленных народов Севера (как, впрочем, и у других народов) передача опыта, мастерства, умений и навыков молодежи всегда считалось делом первостепенной важности. Главная ответственность, естественно, ложится в первую очередь на семью. Семейное воспитание осуществлялось в своеобразных условиях и отличалось особой специфичностью, где значительное место уделялось развитию у детей необходимых физических и моральных качеств, привитию трудовых навыков и приобщению их к накопленному опыту. Обучение детей труду и самообслуживанию, привитие им необходимых общественных навыков посредством труда всегда считалось святым долгом родителей, которые свою главную задачу видели в том, чтобы дети с раннего возраста лучше познали окружающую действительность, усвоили обычаи, традиции своего народа. Воспитание в семьях осуществлялось в процессе самой жизни и труда.

Успешному воспитанию детей в семье у народов Севера способствуют прекрасные традиции, выработанные на протяжении веков. Из поколения в поколение бережно передаются у них такие качества, как вежливость, почтительность к людям, чувства товарищества и взаимной помощи. Особым уважением у северян пользовались старшие члены семьи, и каждое их слово выполнялось детьми беспрекословно, хотя делалось это без окрика, каких-либо угроз или физического наказания. В присутствии взрослых младшие члены семьи вели себя свободно и независимо, дисциплинировали их усвоенные нормы поведения как в семье, так и в стойбище. Этому способствовало постоянное общение детей с взрослыми, участие в ведении хозяйства. Родители стремились воспитать детей рассудительными и жизнерадостными, здоровыми и работоспособными, трудолюбивыми и самостоятельными. Многовековой опыт народов Севера в условиях суровой тундры и тайги научил людей выдержке, неторопливости, так как каждая малейшая необдуманная поспешность может кончиться печально, этим качествам учили и детей. Старшими поколениями подготовлена целая программа самовоспитания, включающая в себя разные житейские правила.

В семейном воспитании одно из ведущих мест во все времена занимал труд, которому родители, старшие члены семьи начинали обучать детей с раннего возраста. Овладевать опытом родителей, учиться значит производить действия с теми же предметами, которые уже созданы в семье, обществе и которые используются взрослыми людьми.

Огромная роль в усвоении опыта трудовой деятельности принадлежит детской игре. Для ребенка на первоначальной стадии его развития игрушки заменяют реальные орудия и предметы, используемые родителями в практике; в игре как бы воспроизводятся многие действительные связи и отношения, и во многом здесь дети повторяют действия взрослых. Игра полезна не только чувством удовлетворения, которое ребенок получает от нее, но и тем, что в ходе игры он осваивает опыт взрослых. Кроме того, она является и средством воспитания, имеет большое педагогическое и психологическое значение в гармоническом развитии личности ребенка.

С раннего возраста дети малочисленных народов Севера привлекались к труду взрослых, требующему от них сообразительности, самостоятельных действий, смекалки и рассуждения. Эти качества особенно необходимы, когда родители оставляют их одних. Поэтому взрослые всегда заинтересованы в развитии умственных способностей детей, подготовке к самостоятельной работе, ее совершенствованию, приспособлению их к окружающей среде.

Территориальная обособленность народов Севера, кочевой и полукочевой образ жизни, необходимость адаптации к суровой окружающей действительности, наложили специфический отпечаток на характер воспитания. В каждой семье с давних времен уделялось исключительное внимание детям, особенно их физическому развитию. С раннего возраста начинали их закаливать, придерживаясь принципа: "Терпи холод стерпишь холод, терпи стужу стерпишь стужу" (якут.). Условия требовали, чтобы в семье было больше рабочей силы. Самым большим несчастьем считалась бездетность.

Если умер ребенок, родители говорят: "Потух огонь моего дома". Особо следует подчеркнуть, что для них каждый ребенок – это счастье, а его появление – большой праздник. Особенно радовались рождению мальчика, как будущему охотнику и кормильцу семьи. К рождению ребенка готовились в семьях задолго до его появления. Например, у кетов, если ожидали пополнение в семье, могли даже оставить на промысловый сезон свои угодья и попроситься зимовать с семьей повитухи, т.е. все хозяйственно-экономические и другие интересы семьи отодвигались на второй план. Особое внимание уделялось женщине, которая ожидала ребенка: ей ограничивали пищу, не давали ничего жирного, но зато больше выделяли растительной пищи (ягоды, березовый сок и т.д.), зная, что она легко усваивалась и обеспечивала организм полезными витаминами.

Интересные традиции, связанные с рождением ребенка, существовали у кетов. С появлением первого ребенка его мать не называли по имени, а обращались, например, так: мать Титкэ (имя ребенка). Чтобы обмануть злых духов, часто болеющего ребенка называли другим именем. Были и другие обычаи и запреты. Если в семье часто умирали дети, то матерью ребенка, за которого опасались, начинали называть женщину, у которой было много детей, благополучно выросших.

С самого раннего возраста дети северян знакомились с шаманизмом; она наблюдали, как происходит камлание, ощущали на себе эмоциональное воздействие повторяемости ритуала с элементами театрализации, мелодий и слов шаманских песен, демонстрируемых мифологических образов. Уже в 8–9 лет дети сами начинают принимать участие в некоторых шаманских обрядах, как, например, камлания с игровыми элементами в темном чуме. Вся окружающая среда, начиная с жилища и размещения в нем предметов культа и различных по значимости видов имущества и т.д., способствовала освоению ребенком традиционной модели мифологического мира.

Среди семейных обычаев народов Севера существовали и такие. Так, например, исследователи наблюдали среди чукчей такой старый обычай, как "добровольная смерть" удушение человека; по его просьбе (это обычно делали члены его семьи). К такой мере прибегали обычно старые и тяжелобольные (в течение длительного времени) люди, и не потому, что к ним плохо относились члены семьи или родственники, а чтобы освободить их от излишних забот. Обычай этот наблюдался не только у чукчей, но и у других народов Севера, но все это делалось по-разному.

У малочисленных народов Севера широко были распространены браки путем отработки за невесту (срок отработки колебался от полугода до трех лет), обычай жениться на сестре умершей жены; когда умирал муж, женщина должна была выйти замуж за младшего его родного брата, младшего двоюродного брата или племянника покойного. В таких случаях не требовалось никакой отработки. Вместе с тем обычай запрещал браки вдовцов и вдов со старшими родственниками покойных жены или мужа.