Сэлинджер: монологи Холдена Колфилда
Очень трудно предаваться размышлениям и жить духовной жизнью в Америке.
Дж.Д. Сэлинджер
И все же, не умаляя значения Уайлдера, Уоррена, других мастеров, когда речь идет об американской прозе первых послевоенных десятилетий, среди знаковых книг этого времени называется роман "Над пропастью во ржи" Сэлинджера. Его автор – специфически американский феномен, писатель одной книги. Но имевшей международный резонанс, ставшей классикой и для читательских поколений.
Военное поколение
Джером Дэвид Сэлинджер (1919– 2010) родился в Нью-Йорке в состоятельной еврейской семье торговца сырами и колбасами, который, как нередко бывает, тщетно лелеял надежду, что сын пойдет по его стопам. Будущий писатель окончил Военную академию в Вэлли-Фордж, был студентом в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах и избрал малоприбыльную литературную стезю.
С конца 1930-х гг. он публикует фельетоны и новеллы в журналах, но ранние произведения Сэлинджер полагает незрелыми. С 1942 г. он, призванный в армию, служит сержантом пехоты, а через два года принимает участие в открытии второго фронта и высадке союзников во Франции. Даже в боевой обстановке он не расстается с пишущей машинкой, постоянно что-то сочиняет. Летом 1944 г. младший офицер военной разведки Сэлинджер посещает в одном из отелей Парижа Хемингуэя. Происходит недолгое, по плодотворное общение, и мэтр с присущей ему проницательностью угадывает в визитере безусловный литературный талант.
Возвратившись после демобилизации в США, Сэлинджер некоторое время вращается в среде литературной богемы Гринвич Вилледжа. Он принадлежал к писателям новой волны, пришедшим на смену ветеранам межвоенной эпохи, к тем, кто прошел испытание войной (Мейлер, Джонс, Воннегут, Беллоу). Почти 10 лет труда были отданы роману "Над пропастью во ржи" (1951). Роман, а также последовавшие за ним повести и новеллы, очертили параметры глубоко поэтичного художественного мира Сэлинджера. Он населен тинэйджерами, пребывающими в переходном возрастном состоянии, порой неадекватными в поведении. Сквозь эти произведения проходит тема "инициация", т.е. вступления молодых людей в мир взрослых.
Сэлинджер – художник лирической манеры, герои которого отстаивают свою духовно-эмоциональную индивидуальность.
"Над пропастью во ржи": мир глазами подростка.
В жанровом отношении "Над пропастью во ржи" – роман- исповедь. Он строится как монолог 17-летнего Холдена Колфилда, который, находясь в санатории, вспоминает случившуюся с ним "сумасшедшую историю". Сама манера, строй мыслей, лексика героя столь доподлинны, что придают рассказу Колфилда, живого, наблюдательного, пронзительную достоверность.
Исповедальная форма романа позволяет читателю увидеть мир глазами Колфилда и понять его. Герой чувствителен, импульсивен, не скрывает симпатий и антипатий, нерасчетлив, неосмотрителен в поступках, рассеян, незамедлительно реагирует на фальшь и пошлость. У него трогательно-безапелляционные, как и свойственно подростку, суждения.
Точка отсчета – год 1944-й, последний день пребывания героя в школе Пэнси в штате Пенсильвания, откуда его изгоняют за то, что на последних экзаменах в канун Нового года из девяти предметов он провалил пять. Это не первая школа, которую оставляет Колфилд, трудный, странноватый подросток.
Единственно близкий Колфилду человек – любимая сестра Фиби. В разговоре с ней Колфилд произносит слова, в которых выражен пафос романа: "Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют в огромном поле во ржи.
Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня... И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть". (Кстати, ключевой образ романа восходит к стихотворению Бернса "Если ты ловил кого-то вечером во ржи...".)
В сбивчивых, норой наивных монологах героя ощутимо пока еще смутное бунтарство: его все "бесит", он все "ненавидит". И школу, и жизнь в Нью-Йорке, и трамваи, и даже бесконечные примерки костюмов.
Но роман не только о бунте Колфилда против "липы". За те два дня и две ночи, которые проходят с момента оставления им школы в Пэнси, он усваивает важные жизненные уроки. Происходит рост героя. Он сталкивается как с насилием, проституцией, преступностью, равно как и с добром в лице хороших людей. И это помогает ему понять, что окружающий мир не однолинейно плох, что позиция тотального отрицания неверна по существу.