Счет использования доходов
Последовательность системы счетов текущих операций завершается построением счета использования доходов (Счет II.4), показатели которого лежат в основе измерения ВВП методом конечного использования.
Счет II.4 состоит из двух субсчетов (а точнее, из двух вариантов одного счета). Первый представляет счет использования располагаемого дохода (субсчет II.4.1), который отражает по статье "ресурсы" располагаемый доход и по статье "использование" расходы на конечное потребление. Расходы органов государственного управления и НКОДХ на конечное потребление соответствуют стоимости нерыночного выпуска (сумма промежуточного потребления и оплаты труда персонала) за вычетом полученных ими поступлений от реализации товаров и услуг, составляющих этот выпуск по нерыночным ценам. Эти расходы включают и стоимость товаров и услуг, приобретаемых органами государственного управления и НКОДХ у производителей в целях передачи их домашним хозяйствам.
Таблица 6.6
Счет II.4.1. Счет использования доходов II.4.1. Счет использования располагаемого дохода
Использование |
Ресурсы |
Р.3 Расходы на конечное потребление |
B.6g Располагаемый доход |
D.8 Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах |
В.6n Чистый располагаемый ДОХОД |
Второй субсчет представляет собой счет использования скорректированного располагаемого дохода (субсчет II.4.2), который отражает соответственно скорректированный располагаемый доход по статье "ресурсы" и фактическое конечное потребление по статье "использование". В этом случае фактическое конечное потребление домашних хозяйств включает все товары и услуги, которые предоставлены для индивидуального и коллективного потребления домашним хозяйствам за счет расходов органов государственного управления и НКОДХ, а также за счет собственных расходов домашних хозяйств.
Таблица 6.7
Счет II.4.2. Счет использования доходов II.4.2. Счет использования скорректированного располагаемого дохода
Использование |
Ресурсы |
P.3g Валовое сбережение |
8 Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах |
Р.3n Чистое сбережение |
Счету вторичного распределения доходов соответствует счет использования доходов, а счету перераспределения доходов в натуральной форме – счет использования скорректированного располагаемого дохода.
Счет II.4 предназначен для отображения экономических операций, связанных с использованием располагаемого дохода и показывает его распределение между конечным потреблением и сбережением. В рамках системы конечное потребление осуществляется только органами государственного управления, НКОДХ и домашними хозяйствами. Кроме того, для домашних хозяйств и для пенсионных фондов счет использования доходов включает корректировочную статью – поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах. Эта статья отражает условные операции между пенсионными фондами и сектором домашних хозяйств как коллективного владельца финансовых активов, которыми управляют пенсионные фонды. Хотя пенсии, выплачиваемые в рамках системы социального обеспечения, классифицируются как текущие трансферты, в СНС взносы в пенсионные фонды и выплаты пенсионных пособий не относятся к трансфертам между разными институциональными единицами. Они рассматриваются как приобретение и выбытие финансовых активов институциональных единиц.
На уровне всей экономики расходы на конечное потребление равны фактическому конечному потреблению, но они различаются при оценках этих величин по секторам. Для секторов, участвующих в перераспределительных процессах разница между расходами на конечное потребление и фактическим конечным потреблением составляет сальдо между предоставленными или полученными социальными трансфертами в натуральной форме. Фактическое конечное потребление органов государственного управления охватывает их расходы на конечное потребление за вычетом социальных трансфертов в натуральной форме, переданных домашним хозяйствам. Фактическое конечное потребление НКОДХ равно нулю, так как расходы на конечное потребление этого сектора рассматриваются как расходы на индивидуальное конечное потребление, т.е. составляют потребление домашних хозяйств. В счете использования скорректированного располагаемого дохода фактическое потребление домашних хозяйств получают путем увеличения их расходов на потребление на величину стоимости полученных сектором социальных трансфертов в натуральной форме, тогда как фактическое потребление органов общего государственного управления и некоммерческих организаций уменьшается на такую же величину.
В табл. 6.8 отражена взаимосвязь между двумя категориями конечного потребления в СНС.
Таблица наглядно иллюстрирует то, что фактическое конечное потребление может быть представлено как сумма расходов на конечное потребление соответствующих институциональных секторов или как сумма фактического конечного потребления домашних хозяйств и органов государственного управления. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств равно собственным расходам на конечное потребление плюс расходы органов государственного управления на конечное потребление индивидуальных товаров и услуг, плюс расходы на конечное потребление НКОДХ. Фактическое конечное потребление органов государственного управления равно их расходам на конечное потребление коллективных услуг. Финансовые и нефинансовые корпорации не участвуют в конечном потреблении и не несут расходов на конечное потребление (расходы, осуществляемые этими секторами в производственных целях, относятся к промежуточному потреблению). Для этих секторов накопление (сбережение) равно их располагаемому доходу. Приобретенные ими потребительские товары для передачи своему персоналу и предоставление ему индивидуальных услуг относится к оплате труда в натуральной форме. По финансовым корпорациям эти счета составляются только для отражения поправки на изменение чистой стоимости активов в пенсионных фондах. Сумма расходов всех секторов на конечное потребление равняется сумме их фактического потребления. Использование двух субсчетов для описания потребления позволяет отразить через социальные трансферты в натуральной форме, какие институциональные единицы и секторы в конечном итоге фактически потребляют товары и услуги, т.е. кто извлекает выгоду.
Таблица 6.8
Взаимосвязь между двумя категориями конечного потребления в СНС
Расходы |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств |
Фактическое конечное потребление государственного управления |
Итого |
Расходы домашних хозяйств на конечное потребление |
Р.11 |
Р.11 |
|
Расходы органов государственного управления на конечное потребление а) на товары и услуги индивидуального характера б) на коллективные услуги |
Р.21 |
Р.32 |
Р.21 Р.32 |
Расходы НКОДХ на конечное потребление |
Р.41 |
Р.41 |
|
Итого |
Р.11+Р.21+Р.41 |
Р.32 |
Р.11+Р.21+Р.32+Р.41 |
Балансирующей статьей по счету использования доходов в обоих его вариантах является сбережение. Показатели сбережения в счетах II.4.1 и II.4.2 одинаковы, так как доход на стороне ресурсов и потребление на стороне использования различаются на одну и ту же величину.
Валовое национальное сбережение – это балансирующая статья счета использования располагаемого дохода. Ее следует трактовать как часть располагаемого дохода, не израсходованную на конечное потребление. Показатель сбережения обеспечивает связь между текущими счетами СНС и счетами накопления, характеризующими изменение объема собственного капитала секторов и национального богатства в целом. Величина сбережения может быть положительной, отрицательной или равной нулю. В том случае когда располагаемый доход покрывает расходы на конечное потребление, то сбережение положительно и оставшийся доход может использоваться на приобретение финансовых и нефинансовых активов или для сокращения обязательств. Если сбережение отрицательно, то институциональная единица, сектор или экономика в целом сокращают свои активы или увеличивают обязательства.