Счастье

К счастью стремятся все и каждый. Человек мечтает, и мечта рождает энергию. Пусть по-разному, но и у детей, и у взрослых.

А как счастье понимаете вы? Как нечто данное течением жизни или добытое трудными усилиями? Счастье – это обладание чем-то или борьба за него? Это плотское или духовное? Это сфера отношений или сфера быта? Кто это – счастливая женщина, счастливый мужчина? А счастливый ребенок? В чем "больше" счастья – брать (получать) или давать? Когда о ком-то говорят: "счастливая у него (у нес) судьба"? Что такое "трудное счастье", "слезы счастья"? Счастливый случай всегда неожидан? Можно ли быть счастливым в одном и несчастным в другом? Вы были счастливы? В чем это проявлялось?

Попробуйте восстановить происхождение слова "счастье"! Какие слова в русском языке близки этимологически?

Согласны ли вы с известным утверждением: "человек – кузнец своего счастья"? Да или нет и почему?

Как вы помогаете (будете помогать) своим детям расти счастливыми?

Учебный процесс

Перерыв между лекциями. На кафедре один из преподавателей, рассматривая схему очередного отчета о ходе учебного процесса, обращается к коллеге:

– Кто только догадался этим унылым и холодным словосочетанием (буквально мухи дохнут) обозвать столь интересное и живое дело?!

Не вижу ничего плохого. Прямо и точно. А вот каким он порой бывает в жизни... Беда, если и есть, то не в названии, а в том, что сугубо дидактическое, важное само по себе, как бы отрывается от воспитательного, которое оказывается погребенным под теоремами, правилами, датами, фактами...

Интересный разговор. Да, важнейшая цель организованного учебного процесса – образованность людей; фактура – знание, информация; ОГЛАВЛЕНИЕ – познание; методы – обучение и учение. То же – о самообразовании. Однако нередко он, заорганизованный и будничный, сводится к унылым, скучным лекциям и семинарам, серым "тройкам" как следствиям равнодушия и тех, кто учится, и тех, кто учит... Это даже не процесс, предполагающий развитие и удовлетворение потребностей, интересов, динамику познания, радость узнавания, но беспросветная череда подневольных занятий... К счастью, чаще – иначе: в увлечении, желании больше узнать, обретении все новых умений познавать, в удовлетворении того, что поэт назвал "духовной жаждою", которой томим человек, будь он студентом или охочим до книг взрослым.

Ваше мнение: от чего (от кого) в первую очередь зависит столь разное течение учебного процесса? Можно ли любить все изучаемые дисциплины? А плодотворно изучать нелюбимые?

При двухступенчатом высшем образовании (бакалавр – магистр) должен ли чем-то отличаться учебный процесс на каждой из ступеней? Если да, то чем?

Школа

Малыш, держа маму за руку, стоит около дверей большого здания и читает по буквам вывеску: "Ш-ш-ш-ко-о-л-л-а"...

– Вот, мальчик мой, еще немного – и ты тоже сюда придешь. Она ждет тебя.

И не только эта школа. Ведь она всегда с нами: школа семьи, где выросли, школа средняя или высшая, школа новой, созданной нами семьи, школа профессиональная, школа жизни... Говорят еще: научная школа, школа мастерства...

Школа – все, что учит, и всякая – разному и по-разному. Всегда ли не противореча одна другой? И можно ли без противоречий?

Какие школы прошли (проходите) вы и как оцениваете их роль? Лучше учиться "понемногу чему-нибудь и как- нибудь" или чему-то одному, но серьезно? Кто больше ответствен перед обществом, перед конкретной судьбой человека: школа – за того, кого приобщает к участию в разных сторонах жизни, или учащийся – за то, как и чему в этой школе научился? Чему продолжают учиться даже старики, уже прошедшие, кажется, все возможные школы? Что лучше – учиться или учить? В каких школах учитесь и учите вы? Получается? По чему вы судите о результатах или их отсутствии?

Этикет

Не так давно в телевизионном эфире была адресованная молодежи передача, где "взрослая" и "юная" трибуны противостояли при обсуждении того, что делать с теми или иными тревожными явлениями в среде молодежи. В одной из таких передач ее герой доказывал свое право на любые, в том числе нецензурные, выражения. Оппоненты спорили, но как-то неубедительно. Никому не пришло в голову просто сказать: бранись, коль у тебя нет других слов, но в одиночестве; твой мат неприятен для окружающих, оскорбляет их. Отсюда и название – ненормативная, нецензурная лексика, т.е. нарушающая этические нормы. А они едины для всех!

В самом деле, этикет – некий свод норм и правил поведения – складывается долго-долго, но всегда и непременно воплощает во внешних требованиях некую внутреннюю нравственную сущность. Разве вежливость не признак и проявление уважения к себе или другим? А опрятная одежда? Разве орущий нецензурщину или чавкающий во время приема пищи не демонстрирует неуважительное отношение к окружающим? Под заданной и принятой условностью одежды, речи, приемов общения остаются главными характер, образ мыслей и чувств, мир интересов, духовность и культура данного реального человека.

Есть и другая сторона дела: кто более отвратителен – орущий или тот, кто его одобряет и поддерживает?

Правы ли защитники этического анархизма: мы, мол, люди простые – нам не до всяких там этикетов? Что, вы полагаете, за этим стоит: дефицит собственного достоинства, попытка оправдания своей этической глухоты, печально знаменитая "простота, которая хуже воровства"

(хищение нервов, времени, сил у других людей), нежелание – часто демонстративное – держать себя в рамках? Так может, не стоит упрекать этикет в условности или искусственности, а сосредоточиться на иной позиции: на обсуждении рациональности, целесообразности, практической пользы этикета как одного из аспектов культуры человеческого общежития?

Считаете ли вы необходимым соблюдение этических норм, диктуемых особенностями вашей, как и любой другой, профессии, условиями труда вашего и ваших коллег? Да или нет и почему? А вы придерживаетесь принятых в вашем кругу правил, обычаев общения: например, стараетесь, говоря или слушая, смотреть в глаза собеседнику? Склонны к определенной лексике и интонации? К стилю одежды или манере ее носить? Ваши домашние соблюдают свой семейный этикет? Если да – каков он? Если нет – кто в этом виноват?

Как изменилась бы производительность вашего труда, если бы утром в "часы пик" все люди, которые едут на работу в переполненном автобусе, которого до этого полчаса ждали на морозе, старались и в столь экстремальной ситуации соблюдать этикет пассажира?..