Сбалансированная система показателей Нортона-Каплана
В рамках нового видения компании как сложной системы взаимоотношений должен быть разработан набор аналитических показателей, имеющих контрольные (заданные) значения, отражающих доходность деятельности в долгосрочном и краткосрочном периодах с позиции стратегических целей и операционных задач.
Цель разработки такого рода системы - установление соответствия между стратегическими целями и показателями их достижения, визуализация общей картины развития бизнеса. Основная идея BSC - не просто извлечение прибыли сейчас и всегда, а создание условий существования компании в долгосрочной перспективе и получения будущих выгод.
Предпосылки возникновения BSC:
o глобализация и, как следствие, сокращение доли некоторых отраслей на рынке;
o либерализация торговли;
o появление технических новшеств;
o потребность в более качественной, систематизированной информации (финансовой и нефинансовой);
o отсутствие навыков оперативного реагирования на изменения рынка;
o необходимость оценки влияния нематериальных активов на стоимость бизнеса;
o отсутствие ориентации системы управленческого контроля на стратегическую перспективу.
Все это означало, что в новых условиях стоимость компании создается не только и не столько материальными активами, сколько активами нематериальными в широком (не бухгалтерском) смысле слова. Необходимо было найти инструмент, дающий возможность оценить влияние на стоимость бизнеса накопленного интеллектуального капитала, не находящего отражения в финансовой отчетности.
Предложенный Д. Нортоном и Р. Капланом аналитический инструмент стал результатом исследовательского проекта "Измерение эффективности организации будущего". Авторы описали новый механизм создания стоимости: использование нематериальных активов - преобразование нематериальных активов в результаты для клиентов через эффективные бизнес-процессы - рост финансовых результатов компании в целом.
В целом концепция BSC базируется на следующих положениях:
o финансовые показатели, сохраняя свое лидирующее положение, рассматриваются как одна из составляющих рыночных факторов (четырех проекций);
o ключевое значение имеет сбалансированность показателей, их взаимодействие и причинно-следственные связи внутри системы;
o BSC рассматривается в качестве инструмента оценки потенциала компании. Логика: стратегическая цель - условия достижения цели - инициативы - система финансовых и нефинансовых параметров эффективности.
Можно сказать, что BSC - это язык, с помощью которого топ-менеджмент транслирует стратегию компании через систему ключевых показателей в рамках нескольких базовых проекций (в каждой компании их набор индивидуален).
Таким образом, сбалансированная система имеет определенные отличия, свои сильные и слабые стороны.
Отличительные черты BSC:
o акцент на новые источники роста стоимости компании - нематериальные активы;
o тщательный отбор взаимосвязанных показателей, охватывающих все направления деятельности компании;
o превращение стратегии в систематизированную, понятную каждому работнику последовательность действий, контролируемых на разных уровнях управления.
Очевидно, что с таким набором характеристик BSC становится инструментом менеджеров, а не бухгалтеров и аудиторов, и рассматривается как ситуационный анализ и оценка качества управления финансами в компании.