Сбалансированная налоговая политика
Компромиссом между возможностью получения налоговой экономии и непринятием существенных рисков является сбалансированная налоговая политика. Такая политика предполагает отказ от агрессивной минимизации и переход к использованию законных возможностей снижения налогового бремени. При этом сотрудники корпорации, отвечающие за исчисление и уплату налогов, обладают достаточной квалификацией, чтобы оценивать соответствие подхода налоговых органов положениям действующего законодательства, и при необходимости способны успешно отстаивать свою позицию в суде.
Следует особо подчеркнуть, что понятие "сбалансированность" достаточно субъективно и зависит от общего подхода компании и основных игроков в отрасли, в которой она работает, к принятию рисков. Поэтому не существует единого критерия, какую именно налоговую политику следует считать сбалансированной[1].
Тин налоговой политики и соответствующие ей меры управляющего воздействия на объект зависят от величины налоговой нагрузки. При анализе налоговой нагрузки необходимы показатели количественной оценки, имеющие количественное выражение – коэффициенты налоговой нагрузки. Поскольку механизм формирования большинства налогов основывается на формировании налога на определенной базе, целесообразно относить сумму этого налога с показателем, характеризующим налоговую базу. Ввиду того, что показатель налоговой базы в большинстве случаев формируется на основе метода начисления, то и соотносимым с ним показателем налогообложения должен быть такой, который также сформирован на методе начисления.
Примером такого показателя может служить рекомендованный Министерством финансов РФ коэффициент налоговой нагрузки:

где ННВ – налоговая нагрузка на выручку; Нни – сумма налоговых издержек; Вб – выручка от реализации в оценке брутто, т.е. с учетом косвенных налогов.
Помимо данного, официально рекомендованного показателя в современной литературе достаточно часто рассматриваются различные виды показателей налоговой нагрузки, построенные на основе соотношения сумм начисленных налогов с финансово- экономическим неналоговым показателем, характеризующим или прямо определяющим величину налоговой базы. При этом в знаменателе берется экономический показатель до изъятия налогов или их части[2].
Таблица 8.5
Система индикаторов оценки эффективности налоговой политики корпорации
| 
 Система индикаторов  | 
 Алгоритм расчета  | 
| 
 Индикаторы налогоемкости  | 
|
| 
 Налогоемкость реализованной продукции  | 
 Нр: PH  | 
| 
 Налогоемкость затрат (издержек)  | 
 Нз : З  | 
| 
 Налогоемкость прибыли  | 
 Нп : П  | 
| 
 Налогоемкость совокупных доходов  | 
 Н: П  | 
| 
 Индикаторы эффективности налогообложения  | 
|
| 
 Коэффициент совокупной эффективности налогообложения  | 
 Пч: Н  | 
| 
 Коэффициент эффективности налогообложения доходов от обычных видов деятельности  | 
 Пч: До  | 
| 
 Коэффициент эффективности налогообложения затрат (издержек)  | 
 Пч : Нз  | 
| 
 Коэффициент эффективности налогообложения совокупных доходов  | 
 Пч : Н  | 
| 
 Относительная экономия (перерасход) суммы налоговых платежей  | 
 Нф – (Нб • IД0)  | 
| 
 Обобщающий индикатор эффективности налоговой политики  | 
 Rsc  | 
В табл. 8.5 приняты следующие условные обозначения: Нр – сумма косвенных налоговых платежей на выручку от реализации; РП – выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг); Hз – сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки; З – себестоимость товарной продукции или издержки обращения; Нп – сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли; П – прибыль до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль); Н – общая сумма налоговых платежей; Пч – чистая прибыль; До – доходы от обычных видов деятельности; Нф – общая сумма налоговых платежей в отчетном периоде; Нб – общая сумма налоговых платежей в базисном периоде; IД0 – темпы роста доходов от обычных видов деятельности; Rsc – рентабельность собственного капитала, определяемая по 7-факторной мультипликативной модели.
Каждый из представленных индикаторов несет определенную смысловую нагрузку. Например, показатель относительной экономии (перерасхода) суммы налоговых платежей отражает вовлечение в оборот (высвобождение из оборота) абсолютно ликвидной части мобильных активов – денежных средств.
Представляется, что эффективность управленческих решений в области налоговой политики можно объективно оценить по рентабельности собственного капитала. Значение данного показателя может быть вычислено путем перемножения ряда сомножителей по формуле

где РПбр – выручка-брутто (с учетом косвенных налогов); А – средняя стоимость совокупных активов; СК – средняя стоимость собственного капитала.
Первый сомножитель (отношение чистой прибыли к брутто- выручке) отражает эффективность основной деятельности с учетом налоговых платежей, формирующих отпускную цену товара (работы, услуги).
Второй сомножитель (отношение брутто-выручки к сумме налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки) отражает оборачиваемость налогов, формирующих себестоимость продукции (товаров, услуг) или издержки обращения в сфере товарного обращения.
Третий сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, формирующих себестоимость или издержки, к сумме налоговых платежей, осуществляемых за счет финансовых результатов).
Четвертый сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, производимых за счет прибыли, к выручке-нетто) – индикатор эффективности налогообложения по уставной деятельности.
Пятый сомножитель (отношение нетто-выручки к средней стоимости активов) – показатель деловой активности (оборачиваемость активов).
Шестой сомножитель (отношение средней стоимости активов к средней стоимости собственного капитала) – мультипликатор капитала, отображающий долю собственного капитала (обратная величина).
Будучи частными индикаторами, оценки эффективности налоговой политики малого предприятия взаимодействуют с обобщающим индикатором оценки эффективности управления и ведения бизнеса – рентабельностью собственного капитала. С ростом значений частных индикаторов наблюдается возрастание значения обобщающего индикатора, и наоборот. При этом становятся очевидными наиболее уязвимые места налоговой политики с позиции интересов собственника[3].