Самоутверждение и притязания личности
Среди личностных детерминант самоутверждения ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные ею притязания, выступающие относительно самостоятельным регулятором поведения личности.
Термин "уровень притязаний" (УП) был введен в школе известного немецкого психолога К. Левина. Он использовал термин "притязания" применительно к жизненным целям субъекта. Таким образом, притязания получают широкую трактовку целей субъекта, а их уровень - значение показателя трудности намечаемых индивидом целей.
ОГЛАВЛЕНИЕ притязаний личности определяется системой ее профессиональных, нравственных, эстетических, правовых, политических и других ценностей, а уровень и характер - самооценкой личности.
Притязания личности определяют направленность ее самоутверждающегося поведения, т.е. предметные области профессиональной, социальной, личной жизни и деятельности, в которых человек определенным образом проявляет и утверждает себя.
Уровень и характер притязаний существенно влияют на постановку определенной высоты, уровня целей самоутверждения и на избрание временных параметров, путей, средств и способов их достижения.
Интегрируя в себе такие базовые психические образования личности, как ценности и самооценка, притязания, в свою очередь, приобретают форму достаточно устойчивых психических образований, создающих психологическую готовность личности к вполне определенному самоутверждающемуся поведению в соответствующих обстоятельствах профессионального, социального и другого характера. Именно притязания личности создают своеобразие ее потребностей в самоутверждении, обусловливая его цели, мотивы путей, средств, способов их достижения.
В определенном смысле слова самоутверждение является и процессом, и одним из способов реализации притязаний личности в конкретных условиях ее жизнедеятельности. И поэтому знание содержания, уровня и характера притязаний личности выступает хорошей основой для прогноза ее самоутверждающегося поведения в тех или иных обстоятельствах. В то же время притязания личности выступают одним из механизмов ее самоутверждающегося поведения.
Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям: быть адекватными, завышенными или заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия ее с непосредственным социальным окружением. Притязания личности влияют на ее отношение к деятельности, ролевым функциям, другим людям, а также на особенности восприятия окружающими данной личности.
В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, а порой и самонадеянность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в оценках, суждениях, мнениях. Они чаще директивны в отношениях к своим товарищам, особенно если занимают руководящие должности. Их трудно переубедить, нередко их переубеждает свой собственный опыт, да и то не сразу. Они недостаточно самокритичны, тогда как в оценке других проявляют категоричность, хотя и не всегда достаточно обоснованную. В деятельности обычно ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты, абсолютизируя их. При неуспешности самоутверждения обычно ищут причины в социальном окружении, в других людях, в стечении обстоятельств и т.п., но только не в себе, своих действиях и поведении.
Для личности с завышенными притязаниями характерны активное стремление к занятию более высокого положения в коллективе и недостаточная удовлетворенность своим местом в нем, а порой и собой. Все это создает внутриличностную напряженность и отрицательно сказывается на индивидуальном развитии как этих людей, так и коллектива, поскольку внутриличностный конфликт в таком случае обычно развивается в межличностный, создавая напряженность в коллективе в целом либо в его отдельных микроструктурах. При завышенных притязаниях личности нередки срывы в ее самоутверждении в первичном коллективе, социальной среде непосредственного окружения. Это объясняется тем, что, переоценивая свои возможности, такие люди и внешне проявляют высокомерие, зазнайство, категоричность в обращении к товарищам, "болезненное" реагирование на критику окружающих. И, конечно же, все это соответствующим образом воспринимается их товарищами, старшими, вызывая негативное к ним отношение, а порой и обращение, соответствующие действия.
Для человека с заниженными притязаниями характерна неуверенность в своих силах, возможностях, а порой застенчивость в общении с другими и даже элементы замкнутости. В деятельности они чаще ориентированы на мнение окружающих и старших. В решении задач, выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность. Мнение свое, позицию активно показывать не стремятся. По отношению к товарищам в коллективе внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, нередко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллективе, как правило, считают повинными самих себя.
Людям, не уверенным в себе, с заниженными притязаниями в большей степени, чем другим, присуща неустойчивость поведения. Среди них чаще встречаются лица, легко поддающиеся внешнему воздействию, колебаниям настроения, чрезмерно осторожные в действиях и поступках. Занимая положение в коллективе выше своих возможностей, некоторые стремятся добровольно уступить его другим, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей. При отсутствии достаточной помощи и поддержки со стороны у этих людей порой закрепляются и формируются новые отрицательные качества личности. В целом заниженные притязания, как правило, не только снижают успешность самоутверждения, но и не способствуют и даже мешают всесторонности и гармонии в развитии индивидуальности.
Соответствие самооценки возможностям человека и уровня его притязаний продуцирует сбалансированную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция показателей самооценки и притязаний, когда человек при скромном представлении о своих наличных достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, рост агрессивности, т.е. обнаруживает картину личностного неблагополучия.
Понятно, что успешность нравственно-здорового самоутверждения личности во многом зависит от адекватности ее притязаний, а также от места в ролевой системе взаимоотношений, соответствующего ее действительным возможностям.
Притязания личности динамичны. По мере развития личности и коллектива проявляется тенденция к повышению самокритичности личности и к росту числа членов коллектива с адекватными притязаниями. При этом в большей степени уменьшается число тех, кто имеет завышенные притязания.
Имеется взаимосвязь характера изменения притязаний личности с успешностью (неуспешностью) ее самоутверждения.
Устойчивость и повышение уровня притязаний в значительной мере связаны с успешностью, а неустойчивость и снижение их - с неуспешностью самоутверждения. Очевидно, что воспитание у личности правильных притязаний выступает одним из условий обеспечения успешности ее самоутверждения в коллективе.
Как видим, особенности самоутверждения личности разнообразны. Знание их специалистом может помочь ему в диагностике поведения коллег, в своем профессиональном самоутверждении.
Профессиональное самоутверждение специалиста - это сложный диалектически развивающийся процесс его взаимодействия с контактной социальной средой, в ходе которого осуществляется разрешение ряда противоречий как внутреннего, так и внешнего порядка. К числу основных, внутренних следует отнести противоречия: между потребностью личности в самоутверждении и ее возможностями; мотивами целей самоутверждения и мотивами средств и способов их реализации; коллективистическими и личностно-престижными, особенно индивидуалистическими мотивами самоутверждения личности и др.
Самоутверждение личности происходит так же, и как процесс разрешения противоречий между устремлениями к исполнению тех или иных социальных и социально-психологических ролей и соответствующими возможностями коллектива; системой ценностей личности и ценностями контактной социальной среды; устремлениями личности к самоутверждению и характером управляющего воздействия на нее руководителей и коллектива в целом; притязаниями личности и реальным местом ее в ролевой структуре коллектива, оценкой ее со стороны социальной среды и др.
Личность обычно стремится к самоутверждению в разнообразных официальных и неофициальных сферах взаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения: по горизонтали (среди равных) и вертикали (среди как старших, начальников так и младших, подчиненных).
Стремление специалиста к самоутверждению как в официальной, деловой, так и в неофициальной системе взаимоотношений вполне объяснимо: оно связано с возможностями этих систем удовлетворять разнообразные потребности личности. Причем, успешность процесса утверждения в неофициальной ролевой системе взаимоотношений, как правило, положительно влияет и на успешность самоутверждения в официальной структуре коллектива. Успешность самоутверждения личности позитивно сказывается на психическом состоянии, как самой личности, так и социальной контактной среды, коллектива.
Целесообразно различать внешние (объективные) и внутренние (субъективные) показатели успешности самоутверждения специалиста.
К внешним показателям успешности самоутверждения относятся эффективность, результативность деятельности и поведения индивида, его авторитет, признание со стороны руководителей, старших, коллег, положение в ролевых (как официальной, так и неофициальной) структурах взаимоотношений в коллективе и др.
Внутренние, личностные показатели успешности самоутверждения - это положительная самооценка личностью хода и результатов данного процесса, степень удовлетворенности индивида своим положением в ролевой структуре коллектива, результатами своей деятельности и т.п. Утверждая свою индивидуальность, человек небезразличен к тому, как относятся к нему и его деятельности другие люди. Гегель считал, что ничего не происходит и ничто не производится без того, чтобы действующие индивидуумы не получали удовлетворение.
Успешность рассматриваемого процесса характеризуется степенью совпадения первой и второй групп критериев в конкретном акте самоутверждения личности.