Самоуправление после 1936 года
Конституция СССР 1936 г. значительно изменила местные органы государственной власти. Вместо съездов прежних советов (рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов) в губерниях, уездах и волостях местными органами власти стали советы депутатов трудящихся краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сел (станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов) в соответствии с новым административно-территориальным делением, которое появилось в конце 1920 – начале 1930-х гг.
Конституция РСФСР 1937 г. кроме вышеперечисленных административно-территориальных единиц предусматривала также национальные и административные округа. Административно-территориальная единица "край" могла быть двух типов. К первому относились территории, которые включали в себя образования в виде автономных областей, а в некоторых случаях и национальных округов. Так, в состав Краснодарского края входила Адыгейская автономная область, а в Алтайский край – Горно-Алтайская автономная область. Но были и такие края, например, Приморский и Целинный, которые не имели в своем составе автономно-административных образований.
Краевые и областные Советы депутатов трудящихся избирались населением края, области по нормам, устанавливаемым положениями о выборах в местные Советы, утверждавшимся Президиумами Верховных Советов союзных республик. Число депутатов, избиравшихся в краевой (областной) Совет, зависело от численности населения, проживавшего на данной территории. При этом были областные Советы депутатов трудящихся внутрикраевого подчинения (Целиноградская, Кокчетавская, Кустанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области) и областного (непосредственно республиканского подчинения).
Правовое положение этих двух видов областей было разным: областные Советы республиканского подчинения пользовались большими правами в сравнении с областными Советами внутрикраевого подчинения.
Автономные области и национальные округа занимали особое положение в системе административно-территориальной организации государственной власти, являясь административно-политической формой автономии, призванной привлекать ее население к самоуправлению. Совокупность органов власти автономных областей, порядок их образования и деятельности определялись Конституциями СССР и союзной республики, в составе которой находилась автономная область, а также положением об автономной области, разработанным на основе конституций и принимаемым самим Советом депутатов трудящихся такой области с последующим утверждением Верховным Советом союзной республики.
Районные Советы депутатов трудящихся руководили сельскими и поселковыми Советами, а также городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики относились к городам районного подчинения.
Сельские районы были двух видов: одни из них имели областное подчинение, если область в административном отношении делилась на районы, другие – республиканское подчинение. Особенность юридического положения Советов депутатов трудящихся районов второго вида состояло в том, что они обладали бо́льшей самостоятельностью в вопросах бюджета и управления местным хозяйством.
Городские Советы делились на подчиненные:
– районным Советам – города районного подчинения;
– краевым, областным, окружным Советам депутатов трудящихся или верховным органам власти АССР. Сюда могли входить города краевого, областного, окружного, республиканского (АССР) подчинения;
– непосредственно высшим органам власти союзной республики – города республиканского подчинения.
Своеобразие поселковых Советов депутатов трудящихся состояло в том, что они образовывались в населенных пунктах при крупных заводах, фабриках, рудниках, электростанциях, железнодорожных станциях и при других производственных объектах, расположенных вне городской черты, с населением, как правило, не менее 3 тыс. человек. При этом не менее 85% этого населения должны были составлять рабочие и служащие вместе с их семьями.
Советы депутатов трудящихся села, станицы, деревни, хутора, кишлака, аула были наиболее распространенными первичными органами власти на местах.
Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполнительные комитеты (исполкомы) в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов. Исполкомы были непосредственно подотчетны Совету депутатов трудящихся, их избравшему, и исполкому вышестоящего Совета.
Конституция СССР 1977 г. (статья 2) снова изменила название органов государственной власти, оставляя неизменным принцип их организации: народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР; все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Система местных органов власти согласно Основному закону строилась в соответствии с административно-территориальным делением и охватывала краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы народных депутатов. Система местных Советов в союзных и автономных республиках являлась двух- или трехзвенной. В отдельных случаях была даже четырехзвенная система советов (например, в краях).
Районные Советы в союзных республиках, имевших областное деление, выступали как связующее звено между органами власти областей (краев) и населенных пунктов. В остальных союзных республиках районные Советы являлись высшим звеном системы местных органов государственной власти. Соответственно различалась и подчиненность этих органов.
Городские Советы были органами государственной власти в городах. По подчиненности они подразделялись на городские Советы городов республиканского (союзной республики и АССР), краевого, областного, окружного (автономных округов) и районного подчинения.
В городах районные Советы были органами власти внутригородских территориальных единиц, а Советы депутатов автономных округов и областей – органами власти национально-административных образований, населенных малочисленными народностями.