Саморегулирование рекламы в России
Глава 4 Закона о рекламе посвящена саморегулированию в сфере рекламы. В ст. 31 дается понятие саморегулируемых организаций: "Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением".
Статья 32 Закона устанавливает права саморегулируемой организации в сфере рекламы.
Саморегулирование рекламной деятельности в России осуществляется через общественные и профессиональные организации рекламистов.
В 1995 г. был основан Общественный совет по рекламе, который в 2000 г. был трансформирован в Рекламный совет России (РСР) – орган саморегулирования рекламной деятельности. Членами совета являются ведущие общероссийские ассоциации и объединения рекламных агентств, рекламодателей, СМИ, общества потребителей и региональные организации саморегулирования рекламы. В структуру Совета входят комитеты по выработке этических норм рекламной деятельности и по рассмотрению обращений и практике применения норм саморегулирования и законодательства. Основные направления деятельности РСР:
• развитие системы саморегулирования рекламы в России;
• участие в работе по совершенствованию рекламного законодательства;
• координация деятельности региональных организаций саморегулирования рекламы;
• предварительная экспертиза рекламных материалов;
• рассмотрение обращений и прецедентов;
• досудебное разрешение споров и конфликтных ситуаций в рекламе;
• взаимодействие с российскими и зарубежными организациями саморегулирования и рекламными ассоциациями.
Рекламным советом был разработан и предложен к добровольному исполнению "Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации". В 2000 г. членами Совета разработан и введен в действие Российский рекламный кодекс. В основу Кодекса были положены нормы Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты и "Свода обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации", в нем были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы, культурно-исторические особенности России.
Нацеленность РСР на активное участие в разработке рекламного законодательства получила практическую реализацию в процессе работы над Законом о рекламе, изменениям к нему и другим законопроектам. Региональные саморегулируемые организации существуют в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Волгограде, Архангельске, Екатеринбурге, Краснодаре и других городах.
В 1990-х гг. в России были созданы первые общественные организации, объединившие рекламистов страны.
В числе наиболее авторитетных – Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), представляющая интересы крупнейших рекламных агентств. С момента своего основания в 1993 г. и до 2004 г. она называлась Российской ассоциацией рекламных агентств (PAPA). Членами ассоциации являлись около 100 рекламных агентств. Причиной для изменения названия послужило желание ее членов идти в ногу со временем. В результате такого решения существенно изменился качественный состав Ассоциации. Теперь ее членами являются нс только рекламные агентства, но и агентства, задействованные в системе маркетинговых коммуникаций, такие как PR-агентства, маркетинговые агентства. Направления деятельности ассоциации: представление и защита членов ассоциации; содействие в разработке рекламного законодательства, рекомендаций, относящихся к рекламной деятельности; сотрудничество с международными рекламными организациями и др.
Национальная рекламная ассоциация (ранее – Ассоциация работников рекламы России) действует с 1996 г. Сферой ее деятельности является развитие рекламного бизнеса в России и совершенствование рекламной практики. Она объединяет в своих рядах около 100 представителей рекламного рынка – рекламодателей, рекламистов, производителей рекламы.
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Организация объединяет национальные и региональные организации потребителей стран СНГ – России, Украины, Белоруссии, Казахстана и др. Создана в 1989 г., свое название получила в 1991 г. КонфОП пристально следит за развитием рекламных процессов с целью защиты потребителей от нечестной рекламы. Основные задачи организации: обеспечение потребителей профессиональной помощью высококвалифицированных специалистов (судебная защита, предоставление независимой и объективной информации, консультации); представительство и защита интересов потребителей в их взаимоотношениях с бизнесом и государством.
Кроме перечисленных можно назвать еще такие профессиональные саморегулирующие объединения, как Российская ассоциация директ-маркетинга (1995 г.); Московская рекламная гильдия (1998 г.); Союз профессионалов наружной рекламы (1999 г.); Национальная сеть теле- радиовещателей – ПАТ (1995 г.); Российская ассоциация региональных телекомпаний – РАРТ (1995 г.); Национальная ассоциация издателей – НАИ (1998 г.); Российская ассоциация независимого вещания (1999 г.); Российский медиасоюз (2002 г.); Российская ассоциация маркетинговых услуг – РАМУ (2001 г.); Российская ассоциация муниципальных образований и др.