Самоменеджмент руководителя
Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой. Самоменеджмент (персональный менеджмент) помогает руководителю: рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных; реализовывать профессиональные и жизненные цели; избегать стрессовых ситуаций; повышать работоспособность; получать удовлетворение от выполняемой работы.
Разумная самоорганизация дает менеджеру следующие преимущества:
• выполнение работы с меньшими затратами;
• лучшая организация личного труда;
• меньшая загруженность работой;
• меньше ошибок при выполнении своих функций;
• больше удовольствия от работы, бо́льшая мотивация труда;
• меньше спешки и стресса;
• рост квалификации;
• лучшие результаты труда;
• достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
Существуют разные точки зрения на понятие самоменеджмента. Довольно распространена узкая трактовка самоменеджмента как индивидуальной технологии использования рабочего времени. Л. Зайверт, например, дает такое определение: "Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование испытанных практических методов работы в повседневной деятельности, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время".
В большинстве источников самоменеджмент определяют как самоуправление, процесс самодеятельности, возвышения личности. Эффективное самоуправление объективно связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений), социальным управлением.
На наш взгляд, самоменеджмент – эго наука и искусство:
• эффективного использования базовых ресурсов личности (таких как время, активность, платежеспособность, образованность);
• управления процессами жизнедеятельности личности (труд менеджера, использование свободного времени, карьера);
• управления результатами деятельности менеджера (уровень квалификации, личные качества, имидж).
Основная цель персонального менеджмента состоит в том, чтобы наилучшим образом использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (уметь самоопределяться), легче преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.
Подобный процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода "круг правил", наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций.
1. Постановка целей. Анализ и формирование личных целей.
2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей). Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
6. Информация и коммуникации.
Вокруг этой функции в известной мере "вращаются" остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента.
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в данной модели, а многообразно переплетаются.
Определенные рабочие приемы и методы управления собой, своим временем, карьерой, имиджем составляют технику самоменеджмента, которая представлена в табл. 5.2.
Таблица 5.2
Техника самоменеджмента
Функции самоменеджмента |
Рабочие приемы, методы |
Достигаемый результат |
1. Постановка целей |
Определение целей, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели |
Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов |
2. Планирование |
Годовое планирование, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, метод "Альпы", менеджмент с помощью дневника времени |
Подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков использования |
3. Принятие решений |
Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80 : 20), АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел |
Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от "тирании" неотложности, продуктивность трудовых затрат |
4. Реализация и организация |
Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план |
Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего стиля |
5. Контроль |
Контролирование процесса работы (сравнение замысла с результатом), контролирование итогов (контролирование достижения поставленных целей, промежуточных результатов), обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) |
Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни |
Систему персонального менеджмента можно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять самим собой (табл. 5.3). Данная модель показывает, что искусство управлять собой складывается из семи основных блоков личных качеств.
Таблица 53
Умение управлять собой
Основные блоки качеств (первый уровень) |
ОГЛАВЛЕНИЕ критерия |
Первичные качества (второй уровень) |
1. Личная организованность |
Способность жить и работать по системе |
1.1. Приверженность к системному подходу. 1.2. Умение ценить и эффективно использовать время. 1.3. Умение сосредоточиться на главном. 1.4. Умение все делать по порядку. 1.5. Умение не упускать из виду мелочи. 1.6. Умение анализировать затраты времени |
2. Самодисциплина |
Умение держать себя в руках, управлять своим поведением |
2.1. Обязательность, способность держать слово. 2.2. Пунктуальность, точность исполнения. 2.3. Собранность, умение не разбрасываться. 2.4. Наличие чувства ответственности. 2.5. Умение отказываться от удовольствий ради главного |
3. Знание техники личной работы |
Знание правил и приемов личной работы и умение ими пользоваться |
3.1. Организация рабочего места. 3.2. Умение работать с информацией. 3.3. Умение составлять документы. 3.4. Умение говорить по телефону. 3.5. Умение слушать. 3.6. Умение планировать свои дела. 3.7. Знание методов рационализации личного труда. 3.8. Умение пользоваться современной организационной и вычислительной техникой. 3.9. Умение менять занятия. 3.10. Знание технологии коммуникаций. 3.11. Умение делегировать полномочия. 3.12. Умение подготовиться к служебной командировке |
4. Эмоционально-волевой потенциал |
Способность управлять своей волей |
4.1. Волевые качества. 4.2. Трудолюбие. 4.3. Упорство в работе. 4.4. Целеустремленность. 4.5. Решительность. 4.6. Напористость. 4.7. Умение заинтересовать, мотивировать себя. 4.8. Оптимизм и жизнерадостность. 4.9. Увлеченность работой. 4.10. Преданность работе и коллективу. 4.11. Семейное благополучие. 4.12. Уверенность в самом себе. 4.13. Психологическая подготовка к работе |
5. Способность делать себя здоровым |
Хорошее состояние здоровья, гигиена умственного труда |
5.1. Физические нагрузки. 5.2. Питание. 5.3. Сон. 5.4. Дыхание. 5.5. Водные процедуры. 5.6. Закаливание. 5.7. Борьба с шумом. 5.8. Тренированность нервной системы. 5.9. Умение расслабиться. 5.10. Отказ от вредных привычек. 5.11. Режимы труда и отдыха |
6. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели |
Умение формулировать и добиваться реализации жизненных целей |
6.1. Способность познать самого себя. 6.2. Умение формулировать свои жизненные цели. 6.3. Умение принимать решения. 6.4. Умение планировать карьеру. 6.5. Умение найти и получить хорошую работу. 6.6. Умение адаптироваться в коллективе |
7. Личный самоконтроль |
Способность контролировать процессы и результаты своей деятельности |
7.1. Контроль процессов. 7.2. Контроль результатов. 7.3. Контроль дня. 7.4. Умение формировать и контролировать свой имидж |
Эффективность труда менеджера во многом зависит от соответствующих усилий по улучшению своей деятельности – самоменеджмента. Он позволяет оттачивать умение работать умнее, правильнее, рациональнее.
В развитии самоменеджмента можно выделить три этапа:
• первый связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работы. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни в жизни каждого человека;
• второй обязан разделению труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Предлагаются такие разработки, как деловой телефонный разговор, управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др.;
• третий обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов науки и построении из них взаимосвязанного целого.
С точки зрения системного подхода упрощенная модель человека может быть представлена пятью составляющими•. физической, нравственной, психологической, рациональной и творческой. Управление собой – это умение управлять каждой из пяти перечисленных подсистем и их интегралом – личностью,
С точки зрения ситуационного подхода управлять собой можно по-разному, применяя различные системы управления: саморегуляцию, анализ, адаптацию, рационализацию и развитие личности.
Самоменеджмент – это прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, пространстве, общении, деловом мире. Данная формулировка означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов в повседневной практике в целях оптимального использования ресурса времени. Руководитель должен уметь так организовать свой груд, чтобы его эффективность была максимальной. Но чтобы добиться этого, менеджер должен постоянно анализировать свои действия:
• как я распределил работы по управлению между собой и заместителями;
• как я планирую свое время и улучшаю его использование;
• как я слушаю и говорю, умею ли вдохновлять людей;
• как организовано мое рабочее место, включая информационное обеспечение;
• как улучшить стиль и методы работы.