Лекция 18. САМОМЕНЕДЖМЕНТ И ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ
Самоменеджмент - это организация руководителем своей собственной деятельности; последовательное и целенаправленное использование эффективных методов работы в повседневной практике с оптимальным использованием своих ресурсов для достижения своих же целей.
Самоменеджмент, или самоуправление, - это личное управление самим собой. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой, так и с организацией, социальным управлением. Целью самоменеджмента может считаться самоусовершенствование, в особенности развитие способности к самоконтролю для управления жизненными ситуациями.
Эффективный самоконтроль - это ключевой момент в процессе самоменеджмента, обеспечивающий возможность самореализации.
Если у менеджера постоянно возникают проблемы (концепция Э. Берна и Т. Харриса), это верный признак отсутствия самоменеджмента. Основные проблемы самоменеджмента выражаются в следующем:
- чрезмерная ответственность в связи с большим количеством обязательств, возникающая из-за неумения говорить "нет" и приводящая к утрате контроля над ситуацией;
отсутствие полной самореализации из-за ежедневного рутинного труда, выполнения работы, не входящей в круг обязанностей менеджера (чужой работы), нежелание изменить ситуацию;
- неорганизованность (неумение управлять собой, контролировать время);
- стресс (нарушение сроков выполнения заданий, невыполнение дополнительных заданий, постоянная раздражительность и вспыльчивость, отсутствие энтузиазма в работе);
ошибочные решения (перекладывание вины па обстоятельства и окружающих как нежелание признать свою вину); нерешение проблем; злоупотребление алкоголем как способ уйти от надоевшей реальности и др.;
- дезориентация относительно цели (отсутствие цели в жизни и стремления к успеху), выполнение работы, не приносящей удовольствия, и другие виды самообмана.
Ключевые навыки менеджера, основанные на самоменеджменте, представлены в табл. 18.1.
На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:
физическое здоровье, что зависит от отсутствия вредных привычек;
- энергичность и жизнестойкость;
- спокойный и сбалансированный подход к работе, личной жизни и др.;
- способность справляться со стрессом; эффективное использование времени.
К основным принципам самоменеджмента относятся самопроизвольность, "погруженность" системы, направленность самоорганизации, ресурсная поддержка, концептоемкость, виртуальность, дополнительность самоменеджмента.
Самопроизвольность. Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем; требует определенности в поведении менеджеров и обеспечивает благоприятные возможности для реализации на практике функций самоуправления.
"Погруженность" системы. Эффект самоорганизации, саморазвития возникает лишь в так называемых погруженных системах в свою внешнюю среду и зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним. Кроме того, может быть ограничено число состояний по формированию любых систем следующими конечными результатами: для
Таблица 18.1. Ключевые навыки и потенциальные ограничения аффективного самоменеджмента по М. Вудкоку и Д. Френсису
Ключевые навыки самоменеджмента |
Потенциальные ограничения эффективного самоменеджмента |
1. Способность управлять собой (управлять временем, умениями, энергией, справляться со стрессами) |
1. Неумение управлять собой |
2. Разумные личные ценности, ясные или адекватные современные реальности |
2. Размытые личные ценности (не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий, неготовность к нововведениям) |
3. Четкие личные цели (ясность в вопросах личной и деловой жизни, реалистичные жизненные цели) |
3. Смутные личные цели, приводящие к недооценке реальных альтернатив при совершении выбора |
4. Постоянный личностный рост (восприимчивость к инновациям и возможностям) |
4. Остановленное саморазвитие, отсутствие "роста над собой", что приводит к превращению ледовой жизни в рутину |
5. Навыки решать проблемы (наличие компетенций в выработке стратегий для решения современных проблем) |
5. Недостаток творческого подхода, отсутствие креативного мышления |
6. Высокая способность влиять на окружающих для обеспечения их поддержки, участия и влияния при принятии креативных, творческих решений |
6. Неумение влиять на людей (взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других; если этого нет, то менеджер начинает обвинять других, конфликтовать и успех покидает его) |
7. Современные знания о подходах менеджмента |
См. п. 4 |
завершения работы, для "дома"; для личной жизни. Погруженность также обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.
Направленность самоорганизации. Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующихся процессов, так как развивает параллельность: на работу; на себя (лом, семья, личная жизнь).
Ресурсная поддержка. При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов: во-первых, самоменеджмент, создавая конкретную горизонтальную систему, должен дать ей самоопределиться, т.е. менеджер обязан стать на время наблюдателем; во-вторых, конкретная система решает проблемы обеспечения себя ресурсами и услугами; в-третьих, практическая система, реализовав свои внутренние задачи, способна закончить конкретную работу, не заботясь о конечных результатах.
Концептоемкость. Данный принцип представляет набор следующих положений: обязательное наличие гибкости, ассоциативность композиционного построения, сохранение иерархического вмешательства, самоуправляемость систем.
Виртуальность. Создание на основе самоорганизации новых объектов самоменеджмента.
Дополнительность самоменеджмента проявляется в развитии демократичности управления и в реализации принципа самоорганизации.
Таким образом, общесистемные аспекты самоменеджмента заключаются в обосновании феномена самоорганизации как нового качества при децентрализованном управлении, и особенно при самоуправлении.