Самобытность отечественных теоретико- методологических оснований политической психологии
В развитие психологического знания весомый вклад вносила и вносит отечественная психология. Благодаря этому отечественная политическая психология с учетом востребованного опыта развития зарубежной психологии избрала свой самостоятельный путь развития и решения актуальных для общества политических задач. Это указывает на важность уточнения вклада отечественных научных школ, концепций и теорий в теоретико-методологические основы политической психологии. Остановимся на основных из них.
Л. В. Выготский (1896–1934) разработал культурно-историческую теорию развития психики человека, которая выражается в том, что развитие психических функций человека происходит в процессе опосредованного общением освоения ценностей культуры. Л. С. Выготский разделял психические функции на низшие и высшие. В филогенезе происходит процесс интериоризации (от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, жребий, громкое слово) во внутренние (образ, элементы внутренней речи и т.п.), с помощью которых человек начинает управлять собой.
В онтогенезе – две стадии интериоризации: 1) взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-нибудь сделать; 2) ребенок принимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого, а также управлять с помощью внутренней речи своим поведением.
Л. С. Выготский в развитии всех высших функций выделяет определенные стадии, следующие за стадиями развития натуральных функций: употребление знаков без осознания способа их действия; использование внешних знаков; использование внутренних знаков.
Принцип развития сочетался с принципом системности. Л. С. Выготский ввел понятие "психологические системы", под которыми понимал целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей. В построении таких систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем – значению как "клеточке", из которой разрастается ткань человеческой психики. Они усваиваются на основе процессов анализа, абстракции, обобщения, которые направляются и опосредуются знаками языка в ходе обучения.
Для политической психологии исключительно актуально научное наследие С. Л. Рубинштейна (1889–1960). Разработанный им принцип единства сознания и деятельности в философии, психологии, педагогике определил принципиально новое направление исследования человека и его психики, которые формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и проч.).
Предметом изучения для психологии Рубинштейн считал психику. По его оценке, сущность психики заключается в отражении объективной действительности. В свою очередь, психика есть явление вторичное как свойство материи и связано с ее носителем – мозгом (особым образом организованной материи). Возникновение и развитие человеческой психики и сознания осуществляется:
1) в ходе исторического развития человечества (в филогенезе). Основная закономерность – в развитии человека (и его психики) в процессе труда. Имея общественный характер, труд способствует возникновению речи. С ними связана перестройка психической функции;
2) в процессе индивидуальной жизни человека (в онтогенезе). Исходный пункт здесь – развитие сознания в деятельности. В процессе деятельности человек, преобразуя предмет, раскрывает свои сущностные силы. В конечном итоге человек является результатом своего собственного труда.
Развитие личности детерминируется многими факторами. Основные из них: психофизиологические и влияние социума – особенности человека (общественные отношения). С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что "без сознания нет личности, но личность к сознанию не сводится". "Психофизиологическая природа не вытесняется и не нейтрализуется, а опосредствуется общественными отношениями и перестраивается – природа становится человеком".
Выделенные С. Л. Рубинштейном сущностные, содержательные и особенные характеристики деятельности актуальны для понимания миссии субъекта политики, которая может быть реализована только благодаря его политической деятельности. Для этого политическая психология обращается к логике анализа деятельности, системно представленной С. Л. Рубинштейном, позволяющей раскрыть ее через социальность – деятельность осуществляется только субъектом (личностью, коллективом, человечеством); содержательность, предметность, а не символичность, фиктивность, ибо деятельность есть взаимодействие субъекта и объекта; деятельность всегда творческая и самостоятельная; деятельность определяется своим объектом не прямо, а опосредованно через ее специфические внутренние закономерности (через цели, мотивы и проч.). Здесь проявляется всеобщий принцип детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого они воздействуют.
Особое место в теоретико-методологических основаниях политической психологии занимают идеи, положения и выводы, разработанные академиком АПН СССР А. Н. Леонтьевым (1903–1979). Он, опираясь на идеи культурно-исторической теории, детально разработал общепсихологическую концепцию (теорию) деятельности, основу которой составил деятельностный подход. Одна из основных дефиниций А. Н. Леонтьева состоит в утверждении о том, что психология есть наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.
Основные исходные положения концепции деятельности. Метод изучения психики – анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, которая исследуется в ее филогенетическом, онтогенетическом, историческом, функциональном развитии. Основные принципы: развития и историзма; предметности; активности; интериоризации-экстериоризации; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.
Деятельность представляется как динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных этим образом отношений субъекта в предметной действительности. Категория деятельности используется как объяснительный принцип психики. Важнейшие характеристики деятельности – субъектность и предметность.
Субъектность проявляется в активности человека: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле (значение для меня), придаваемом мотивами различным событиям, действиям. Предметность как детерминация деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, которая у человека всегда социально обусловлена.
Деятельность рассматривается в трех планах: генетическом, структурно-функциональном и динамическом. Генетический план деятельности, как отмечает Л. С. Выготский, предполагает, что исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризации, обеспечивающая преобразование социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. Структурно-функциональный план деятельности построен на принципе анализа "по единицам", при котором любая реальность разлагается на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется ОГЛАВЛЕНИЕ психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый), вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). Динамический план деятельности предполагает изучение механизмов, обеспечивающих движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая целенаправленный характер деятельности в постоянно изменяющейся действительности.
Для политической психологии важными являются разработанные Л. Н. Леонтьевым системные характеристики структуры деятельности. Уровни деятельности представлены как: а) уровень особенных деятельностей; б) уровень действий; в) уровень операций; г) уровень психофизиологических функций – самый низкий.
Важными также являются характеристики природы деятельности, выявленные А. Н. Леонтьевым. Он отмечает, что в живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с нехваткой веществ и т.п., которые необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Эти состояния объективной нужды организма в чем-либо называются потребностями (у человека потребности социализированы). В жизни каждой потребности существует два этапа: до первой встречи, когда субъект не знает точно, чем именно вызвано состояние неудовлетворенности; после встречи с предметом ее удовлетворения. Этот процесс получил название опредмечивание потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. Таким образом, мотив – это опредмеченная потребность. После выявления мотива резко меняется тип поведения – оно приобретает вектор и направлено на предмет или от него. Совокупность действий, вызываемых одним мотивом, называется деятельностью.
У человека, как правило, наблюдается наличие не одного, а нескольких мотивов, причем один из них – главный, а остальные – второстепенные. Личностный смысл – это отражение в сознании человека отношения мотива действия к его цели. Мотивы образуют иерархическую пирамиду, в основании которой лежит ведущий мотив (от него зависит направленность личности). Иерархические отношения мотивов обычно проясняются в ситуациях конфликта мотивов, когда человек находится в ситуации выбора. В ходе деятельности могут появляться новые потребности и мотивы, а цель, ранее побуждаемая к ее достижению каким-либо мотивом, со временем может приобрести самостоятельную побудительную силу, т.е. становится мотивом (механизм сдвига мотива на цель).
Становление личности А. Н. Леонтьев связывает с двумя обстоятельствами: установлением иерархии мотивов; осознанием человеком своих мотивов. Внутренняя деятельность характеризуется "проигрыванием" в уме каких-либо действий. Функции внутренней деятельности подготавливают внешние воздействия; экономят человеческие усилия; дают возможность избежать ошибок.
Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя, и произошла из внешней путем процесса интериоризации (т.е. перенос соответствующих действий в умственный план). Важную роль в деятельности играет сознание, которое обеспечивает осознание потребности; постановку и удержание цели; регулирование процессов деятельности; оценку результатов деятельности. А. Н. Леонтьев в структуре сознания выделял: а) значение – чувственный образ, представленный в форме психического отражения; представление свойств и отношений предмета, явления в психике человека; б) смысл – личностный компонент, "значение для меня"; в) чувственную ткань.
В целом психология понималась А. Н. Леонтьевым как "наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности". Это его принципиальное положение помогает политической психологии раскрывать сущностные, содержательные, организационные и детерминационные основания активности субъектов политики, т.е. их политической деятельности.
Для политической психологии актуальны результаты, полученные отечественной психологической наукой в последние годы. Особое место среди них занимает научная школа акмеологии. Особый интерес представляют работы К. А. Абульхановой-Славской, О. С. Анисимова, А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Н. В. Кузьминой, Л. Г Лаптева, А. К. Марковой, раскрывающие теоретикометодологические и технологические основания акмеологии. Усилиями ученых акмеологической научной школы разработаны конструктивные положения о творческом компоненте и профессионализме деятельности, об акмеологической архитектонике труда человека, об оптимизации всех сторон и др. Все они актуальны для создания системной теоретико-методологической и технологической базы отечественной политической психологии.
Вступление в третье тысячелетие христианской цивилизации показывает, что в подавляющем числе стран следует искать согласия на более конструктивной основе, когда представляется возможность достичь своих интересов всем участникам политического процесса. В частности на повестке дня стоит проблема "погасить" затянувшиеся и новейшие военные конфликты и их причины, разрешить экономические, этнонациональные, религиозные и другие противоречия, а также цивилизованно решать другие, не менее актуальные, проблемы современности на основе наиболее приемлемого консенсуса. Ролевая теория политики в адекватном к складывающейся политической ситуации и условиям состоянии явится эффективной для решения многих современных задач. Для этого необходимо привлечь продуктивный потенциал современный науки и практики, а также возможности организационно-управленческого, социально-психологического, информационного, математико-моделирующего и другого обеспечения.
Наряду с выделенными предпосылками современной целостной теоретико-методологической и прикладной основы политической психологии следует признать также полезность и других новейших психологических отечественных и зарубежных концепций, теорий и идей, выдвигаемых сторонниками феноменологического, экзистенциалистского, когнитивистского, гуманистического направлений современной психологии, а также ролевой теории политики. Это актуально не только для формирования собственных фундаментальных и прикладных теоретико-методологических основ политической психологии, но и конструктивного сопряжения между ее фундаментально-прикладной и технологической сторонами.
Здесь наряду с выделенными ранее достижениями актуальна новая психологическая отрасль – акмеология. Проблему можно поставить так: акмеология в сотворчестве с политической психологией объективно годится для внимательного изучения сложившейся ситуации в самореализации субъектов политики и последующей ее коррекции, поскольку высшие достижения человека и соответствующая им мотивация находятся именно в их ведении. Тогда как общественное сознание в целом пока пребывает в растерянности перед лицом глобальных проблем и проблем модернизации либо впадает в эйфорию под воздействием научно-технических и культурных инноваций. А тем временем жизнеспособность человека и цивилизации падает, в том числе по причине серьезных проблем в политической сфере, которая выступает объектом для познания и воздействия и для акмеологии, и для политической психологии.
В настоящее время политическая психология в своем арсенале имеет достаточно обоснованный и определенный понятийный аппарат. В него входят категории собственно политической психологии, основные понятия политологической науки, а также востребованные категории смежных, прежде всего гуманитарных наук (рис. 1.2).
Отмеченные и многие другие аспекты нуждаются в тщательном изучении, уточнении и расширении в рамках политической психологии. Все они могут послужить ориентирами в повышении роли политической психологии как интегративной теории, методологии и продуктивной практики. Для выполнения своей миссии политическая психология применяет свои методы, которые в совокупности составляют целостные психотехнологии.
Рис. 1.2. Понятийный аппарат политической психологии