Саботаж

В качестве форм саботажа[1] рассматривали такую деятельность, которая снижает качество и количество производимой продукции и услуг, например, забастовки, "go-slows" (замедление, работа с повышенной осмотрительностью), абсентеизм (отсутствие на рабочих местах), работа без энтузиазма, "строго по правилам", порча оборудования и продукции, рестрикционизм (искусственное ограничение работниками по сговору выработки, производительности труда на низком уровне) и т.п. В общем виде саботаж может быть концептуально определен как преднамеренное действие или бездействие, которое повлекло за собой повреждение, уничтожение или разрушение некоторых аспектов среды, окружающей рабочее место, включая имущество, продукцию, процессы или репутацию организации.

"С расцветом луддизма в Англии в начале XIX в. связаны самые известные в истории промышленности случаи саботажа. В марте 1811 г., под покровом ночи, банда исстрадавшихся и взбешенных рабочих разрушила более 60 ткацких станков в деревне Арнольд, Ноттингемшир. К декабрю 1811 г. разрушители ткацких станков действовали в некоторых других графствах Великобритании; под угрожающими письмами, отправленными работодателям, они подписывались именем “Нед Лудд”. Эта подпись была переделкой имени Лейчестерского парня, Неда Лудлема, который, когда отец приказал ему привести в порядок нити на ткацкой раме, взял молоток и разбил ее вдребезги"[2]. Подобные случаи могут встречаться и сейчас.

Может ли руководитель, узнав об аварии дорогостоящего оборудования, с точностью сказать, было ли это результатом износа или разрушения детали или следствием халатности или злого умысла обиженного на него работника?

Зачастую имеет место саботаж в виде постоянной "потери" частей, материалов и оборудования, поломки инструментов и механизмов.

Техническая изощренность – еще одна черта саботажа. В обширной антологии М. Споуза о саботаже на рабочем месте в современной Америке приводится в качестве примера поведение техника, который работал в компьютерной системе Бэнк оф Америка. Обиженный на критику боссов, он ввел в систему "логическую бомбу", которая удалила программу формирования платежной ведомости, а вместе с ней и многие другие. В век мощных машин и сильно развитых технологий саботаж может быть особенно пагубен, потому что часто только немногие эксперты действительно разбираются в системах, с которыми они работают.

Саботаж – это не действия "безумного саботажника", он может быть рассмотрен как рациональный ответ на эксплуатацию, недостаток контроля и систематическую несправедливость.

Основные микропричины саботажа представляются связанными с борьбой за контроль непосредственно на рабочем месте. На основании современного обзора исследований на тему саботажа П. Джермаер выделяет 18 отдельных причин. Специфический фактор, чаще всего ассоциируемый с саботажем, объектом которого являются продукция и машины, – это (1) скучная, монотонная и утомительная работа, т.е. работа, не дающая пищи уму, не развивающая. Большинство исследователей при объяснении причин возникновения саботажа делают ссылку на этот фактор или на (2) желание взять под контроль время, самостоятельно распоряжаться им. (3) Рост нормы выработки, осуществляемый "сверху", без участия работника в обосновании их пересмотра, или другие изменения в характере работы упоминаются несколько реже. Кроме того, исследователи связали саботаж: (4) с отказом производить плохо спроектированные, ненужные изделия (отсутствие значимости работы)', (5) с понижением профессионального статуса (низкий престиж работы); (6) с назначением на опасную работу; (7) с чрезмерной строгостью в части дисциплины; (8) с медленным рассмотрением или отклонением жалоб; (9) с конфликтами с непосредственными руководителями; (10) с низкой заработной платой и (11) с половой дискриминацией. Таким образом, саботаж осуществляется обычно как способ противодействия угнетающим условиям занятости и чувству бессилия, что придает ему качества тактики и стратегии, несовместимые с общепринятым образом безумного саботажника.

Еще несколько возможностей нанесения работниками ущерба организации:

выдача конкурентам коммерческой тайны компании (кстати, желание овладеть "чужими" коммерческими тайнами зачастую является причиной "переманивания" работника из одной организации в другую);

доведение (чаще анонимное) до компетентных органов информации о наличии и месте хранения материалов "второй бухгалтерии";

доносительство на руководство компаний (кстати, как способ "спасти род людской от корпоративных мошенничеств"[3]: безнравственные методы в деле борьбы с безнравственным поведением корпораций). Естественно, наибольшую склонность к доносительству приобретают люди, утратившие лояльность организации в силу многих из вышеприведенных причин, обиженные на организацию или менеджера.

Формой вынужденного негативного поведения трудового коллектива, направленной на защиту своих трудовых прав, является, как уже упоминалось, забастовка, организационноправовые аспекты которой прописаны в разделе XIII Трудового кодекса РФ.

Социальные санкции (от лат. sanctio – ненарушимое, строжайшее постановление) – это оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к членам за конкретные социальные действия. Различают позитивные и негативные санкции: первые – поощрение за одобряемые, желательные действия, вторые – наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Квалификация действий зависит от типа общества, группы и непосредственно определяется господствующими в них ценностными ориентациями и нормами. Одни социальные санкции строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными органами и лицами (например, правовые), другие являются неформальными, применяются активными членами общества, группы (например, моральные). Как и система социального контроля в целом, социальные санкции структурированы по уровню общности и сферам действия. На уровне общества формируются обобщенные санкции, обладающие максимальным престижем и объемом влияния. На более конкретных уровнях действуют санкции, зависящие от особенностей соответствующих институтов, профессий, организаций, ячеек общества. Все виды санкций образуют некоторую систему; действие каждой из них зависит от других санкций и от ряда факторов социальной среды[4] (например, стиль руководства, соответствие силы санкции и значимости поступка, самовосприятие, самооценка, нравственный потенциал группы и т.п.).