Лекция 5. РЫНОК ТРУДА

Рынок труда не может изучаться вне предметного поля социологической науки, а процессы, происходящие на рынке труда, уже невозможно объяснять в формате экономической теории.

Рынок труда — это комплексное социальное явление, предопределяемое разнообразными процессами общественной жизни; это прежде всего взаимодействующие в рамках данного института социальные субъекты, имеющие и предпочитающие для достижения своих целей разнообразные алгоритмы социального поведения.

Современная социология труда активно развивает данное направление исследований, актуализируя и углубляя знания, доставшиеся по наследству от экономической теории.

Рынок труда: от экономических характеристик к социологическим проблемам

Традиционно рынки являются объектом изучения экономической науки. Не был исключением и рынок труда, рассматриваемый как специфическая, но все же экономическая система. Экономическая наука сформировала подходы и предметную область его изучения. В нее были включены

такие проблемы, как отношение купли-продажи рабочей силы, ее стоимость и цена, спрос и предложение, оплата труда, безработица и т.д.

Экономико-социологическая характеристика рынка труда

В своих исследованиях рынка труда экономика исходит из того, что формирование спроса и предложения на рабочую силу, равно как отношение ее купли-продажи, имеет формальный характер и обусловлено рациональным поведением субъектов сделки [1].

Рабочая сила — это совокупность физических и умственных способностей человека к труду определенного вида, задействованных в системе общественного производства как один из основных ресурсов достижения его целей.

Важно знать!

На рынке рабочая сила выступает как товар и но поводу нес возникает отношение купли-продажи. Продавцом рабочей силы является нанимаемый работник, покупателем — работодатель.

Рабочая сила, как и любой другой товар, подчинена законам рынка. Спрос и предложение рабочей силы формируют ее цену.

Цена труда рабочей силы — это денежная оценка труда конкретного наемного работника, возникающая в результате сделки купли-продажи его способности к труду на рынке.

Цена рабочей силы возникает в результате компромисса сторон спроса и предложения. Экономическим выражением цены труда рабочей силы является заработная плата.

Заработная плата — денежное вознаграждение наемного работника за осуществленный им труд.

Рост спроса предполагает повышение цены рабочей силы, в то время как увеличение предложения приводит к ее снижению. Повышенный спрос, как правило, обусловлен дефицитом рабочей силы определенного качества (определенных специальностей) ввиду развития отдельных направлений экономики и отраслей, организации новых производств.

Например, в условиях развития сферы информационных технологий происходит увеличение количества рабочих мест, которое предполагает повышение спроса на специалистов данной области. С тем чтобы удовлетворить потребности производства и привлечь необходимое количество работников, работодатели вынуждены повысить заработную плату (цену труда).

При избыточной численности рабочей силы, вызванной перепроизводством учебными заведениями специалистов определенной квалификации либо снижением потребностей экономики в результате, например, изменения ее структуры и приоритетов, спрос имеет тенденцию к падению. В этом случае работодатель с тем, чтобы сократить свои издержки, избавляется от невостребованной рабочей силы. При ее избыточном появлении на рынке труда единственным условием последующего трудоустройства для работника становится снижение цены своей рабочей силы. Закономерным является следующее: чем ниже квалификация работника, тем менее он конкурентоспособен на рынке труда, тем выше конкуренция в среде такой профессиональной группы.

Например, подготовка вузами выпускников юридических специальностей во много раз превышает спрос на подобного рода специалистов. В результате возникает избыток последних; для них оказывается затруднительным найти применение своим способностям в общественном производстве, и они часто готовы согласиться на такую оплату, которая соответствует труду низких квалификаций.

Рынок труда приводит отношение спроса и предложения в состояние равновесия, что можно определить как компромисс интересов сторон спроса и предложения. Тогда по обоюдному согласию работодатель и наемный работник заключают трудовое соглашение, на основании которого последний обязуется осуществлять трудовую деятельность в соответствии с нормами и правилами, его регламентирующими, а работодатель — предоставить необходимые для труда работника средства и условия. Возникающий компромисс является важнейшим условием организации процесса производства, однако он достигается далеко не всегда. В условиях капиталистического производства, когда предполагается и реально существует невостребованная (безработная) рабочая сила, капиталист имеет преимущество в формировании ее цены.

Задача капиталиста состоит в том, чтобы полностью избавить себя от расходов на рабочую силу или, по крайней мере, свести цену рабочей силы к минимуму, чтобы она равнялась ее стоимости.

Важно знать!

Стоимость рабочей силы эквивалентна стоимости необходимых для се воспроизводства общественных благ.

В экономической науке с момента возникновения трудовой теории стоимости существует разграничение понятий цены и стоимости рабочей силы или рыночной и естественной цены ее труда.

Мнение классика.

Вот какими характеристиками пользовался представитель английской классической политической экономии Д. Рикардо: "Естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели средства к существованию и к продолжен и ю своего рода, без увеличения или уменьшения их числа. <...> Рыночная цена труда есть та цена, которая действительно платится за него в силу естественного действия отношения предложения к спросу: труд дорог, когда он редок, и дешев, когда имеется в изобилии" [2].

Ил вышесказанного понятно, что стоимость рабочей силы представляет тот минимум, который обеспечивает лишь выживание человека. Она может колебаться в зависимости от изменения стоимости потребляемых работником благ. В прогрессирующем обществе цена рабочей силы всегда выше се стоимости, что позволяет работникам иметь возможность удовлетворять более широкий круг разнообразных потребностей и иметь возможность развиваться духовно. Капитал не отвергает полностью возможность устанавливать цену рабочей силы выше ее стоимости, поскольку это развивает потребительные способности работника, тем самым активизируя покупаемость принадлежащих капиталисту товаров. Вместе с тем в периоды углубления кризисов экономики наблюдается обратная тенденция: цена рабочей силы падает. Ее номинальное выражение может не меняться, но стоимость рабочей силы будет расти. В результате реальная цена будет сокращаться.

Пример

Заработная плата одного работника в прошлом месяце составила 29 тыс. руб., в то время как совокупность средств, необходимых для выживания, составила 25 тыс. руб. В текущем месяце цена его труда не изменилась, тогда как стоимость рабочей силы выросла до 30 тыс. руб. Получается, что работник будет вынужден экономить на поддержании своей работоспособности.

Из представленного примера понятно, что отношения между работодателем и наемным работником, равно как и сам рыночный механизм их отношений, хотя и имеют явно выраженную экономическую форму, все же всегда в реальности несут в себе социальный подтекст. Немыслимо представить себе человека, формально ищущего возможность продать свою рабочую силу максимально дорого, получить рабочее место с предельно высокой заработной платой как конечную цель его желаний. Всегда за этим стоит решение более значимых для человека проблем. Это может быть стремление удовлетворять предметные потребности (покупка машины, недвижимости, предметов роскоши), а может быть цель создать семью или желание приобщаться к культуре, развиваться интеллектуально, путешествуя и овладевая достояниями мирового искусства. Можно предположить, что заработанные деньги станут источником постоянных развлечений. Другой вариант развития событий, который, однако, не исключает вышеперечисленных, — это приобретение высокого социального статуса. Пи для кого не секрет, что в современном обществе положение человека определяется наличием или отсутствием финансовых средств. Желание заработать больше оправдывает себя с точки зрения интеграции в статусно более высокое социальное сообщество, а это — новые знакомства, новое общение и новые, в том числе в плане профессиональной деятельности, перспективы.

Однако есть и другая тенденция, обусловленная функционированием рыночного механизма. Желание работодателя занизить цену труда может вызвать социальную напряженность в обществе. Если в результате снижения реальной цены труда растут риски ухудшения экономического положения значительной части населения, если заработанных средств не хватает для удовлетворения базовых потребностей, это, как правило, приводит к конфликту сторон рыночных отношений. Таким образом, отношения между работодателем и наемным работником на рынке труда имеют разнообразные социальные причины и далеко идущие следствия.

Необходимо заметить, что социология использует терминологию, доставшуюся по наследству от экономической науки априори, однако перечень проблем в контексте рассмотрения рынка труда разнообразнее. Интерес социологии к изучению рынка труда обусловлен тем, что на нем действуют социальные акторы. Другими словами, это люди, включенные в общественную систему, носители общественных отношений и преследующие не только экономические, но и социальные цели, равно как руководствующиеся социальными нормами и ценностями. В этом контексте социология определяет рынок труда как один из институтов общества, элемент общественной системы. Для социологии труда он представляет ключевую сферу, где возникают, развиваются и формализуются общественные трудовые отношения.

Рынок труда — это социальный институт, обеспечивающий согласование интересов действующих на нем акторов, покупателя и продавца, по поводу денежной оценки трудовых способностей последнего с целью их последующего использования в сфере общественного производства.

Важно знать!

Как многомерное социальное явление рынок труда изучается в контексте воспроизводящихся на нем формальных и неформальных отношений.

Таким образом, социологическое определение рынка труда ставит во главу угла экономическую интеракцию купли-продажи (обмен), но не исчерпывается ее рассмотрением, поэтому социология труда, изучая рынок труда в контексте своего предмета, активно апеллирует к теоретическим конструктам других наук, и прежде всего экономики.