Лекция 2. Рынок и рыночные процессы
Экономисты подразумевают под термином "рынок" не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой покупаются и продаются предметы, а в целом всякий район, где взаимоотношения покупателей и продавцов друг к другу столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.
Антуан Курно
Несмотря на огромные различия в деталях, почти все основные экономические проблемы имеют одну и ту же суть. Эта суть есть... необходимость уравновешивания спроса и предложения.
Альфред Маршалл
Даже из попугая можно сделать образованного экономиста – все, что он должен заучить, это лишь два слова: "спрос" и "предложение".
Неизвестный автор
После изучения данной главы студент должен:
знать
• основные законы спроса и предложения, которые лежат в основе существования и развития рыночной экономики;
уметь
• интерпретировать ситуации рыночного равновесия и неравновесия;
• иллюстрировать при помощи графического материала рыночные механизмы восстановления равновесия;
• анализировать специфику того или иного товарного знака с точки зрения концепции эластичности и интерпретировать поведение потребителей и производителей на этих рынках с учетом этого;
владеть
• инструментарием построения графиков спроса и предложения.
Рынок и рыночные структуры
В рамках экономической теории рынок является наиболее используемым понятием для обобщения совокупности многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.
Сущность любого явления экономической действительности определяет совокупность свойственных ему необходимых сторон и связей, включая все законы его функционирования и развития.
Рынок представляет собой совокупность необходимых взаимодействий между покупателями и продавцами по поводу организованного движения товаров и денежных средств.
Покупатели и продавцы выступают в качестве основных субъектов рынка. Покупатели – это те субъекты рынка, которые участвуют в процессе покупки. Сам процесс покупки начинается с того, что субъект осознает потребность в том или ином приобретении, и заканчивается его решением относительно данного приобретения.
К продавцам относятся субъекты рынка, участвующие в процессе продажи. Так, процесс продажи начинается с того, что субъект осознает потребность в той или иной продаже, и заканчивается решением о ней.
Товар отождествляется с особым экономическим благом.
В качестве товаров выступают те экономические блага, которые служат предметом сделки купли-продажи на рынке.
Товар обладает потребительной и меновой стоимостью. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Меновая стоимость товара характеризует его пригодность к обмену.
Деньги (денежные средства) в их современной трактовке отождествляются с особым инструментом, который в рамках товарного обращения призван выполнять две базовые функции: меры стоимости и средства обращения.
Деньги – особый инструмент, в рамках товарного обмена призванный обеспечить обращение товаров и измерение их ценности.
В качестве меры стоимости деньги выступают средством для соизмерения ценности (стоимости) всех товаров. Это позволяет субъектам рынка принимать рациональные решения в сфере обмена. Измерение ценности товаров при помощи денежных средств предполагает определенность относительно единиц ее измерения. Конкретное количество денежных единиц, характеризующих ценность того или иного товара, определяется в современной экономической теории как его цена. В функции средства обращения денежные средства выполняют роль посредника при обмене товарами. Функционирование денег в качестве средства обращения требует определенной денежной массы. Последняя представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, которыми располагают рыночные субъекты.
Наиболее важные аспекты рынка принято определять как рыночная структура. Этим понятием в экономической теории обозначают условия, в рамках которых осуществляется рыночная конкуренция. В зависимости от состояния конкуренции на рынке выделяются две главные модели: модель конкурентного и модель неконкурентного рынков. Конкурентным признается тог рынок, на котором имеется много покупателей и продавцов примерно одинаковой продукции и ни один производитель не имеет значительного влияния на рыночные цены. Многие реально функционирующие рынки являются достаточно конкурентными, и их можно рассматривать как рынки совершенной конкуренции. на рынке совершенной (чистой) конкуренции имеется много покупателей и продавцов стандартизированной продукции, каждый из которых не оказывает влияния на значение ее рыночной цены. В качестве неконкурентного рынка признается рынок, где отдельные субъекты могут оказывать существенное влияние на значение рыночной цены.
Понимание отдельных рыночных проблем и проблем функционирования конкретных рынков как таковых требует, прежде всего, четкого представления о взаимодействии сил спроса и предложения в условиях высококонкурентного рынка.