Рынок платных услуг населению
Сфера платных услуг - это обобщенное обозначение видов деятельности и некоторой совокупности разнородных отраслей народного хозяйства, функционирование которых направлено на создание определенной потребительной стоимости в форме конкретного труда и его полезного эффекта, удовлетворяющих личные потребности людей, общественного производства, национальной экономики и общества в целом.
Характерной тенденцией современного этапа социально-экономического развития страны выступает широкое распространение и проникновение услуг практически во все отрасли экономики и социальной сферы.
В 2010 г. предоставлением платных услуг населению в Москве занималось более 11 тыс. предприятий (с количеством рабочих мест около 77 тыс.), оказавших более 700 видов платных услуг, в том числе бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, туристско-экскурсионные, образовательные, медицинские, культурно-развлекательные. В том же году в среднем на одного постоянного жителя столицы ежемесячно предоставлялось платных услуг на сумму около 6,9 тыс. руб., в то время как среднему россиянину было оказано платных услуг почти в 2,5 раза меньше.
В сфере социального обслуживания платные услуги оказывают не только организации частного сектора, но и бюджетные учреждения, которым такая возможность была предоставлена в 2010 г. в связи с проведением бюджетной реформы.
Система социального обслуживания населения, сформировавшаяся в своем современном виде двадцать лет назад, была призвана выполнить важную социальную функцию: смягчить для широких слоев социально уязвимого населения последствия от шока, вызванного вступлением общества в период радикальных социально-экономических изменений, и поддержать граждан, которым требовалась помощь. Социальные работники помогли миллионам пожилых людей пережить трудности этого времени.
Сегодня мы живем в другом обществе. Работающие граждане регулярно получают заработную плату, а размер пенсии вместе с дополнительными выплатами не уступает величине прожиточного минимума. В Москве установлена доплата неработающим и некоторой части работающих пенсионеров до величины социального стандарта пожилого человека, который с 2010 г. установлен в размере 10 275 рублей в месяц, что сравнимо с двукратной величиной прожиточного минимума пенсионера.
В наше время гражданами востребованы социальные услуги не только обеспечивающие выживание, но и нацеленные на повышение качества их жизни, достижение активного долголетия.
В учреждениях социальной сферы сформировались коллективы профессиональных сотрудников, которые решают различные задачи в интересах своих клиентов.
Расширение спектра предоставляемых услуг на платной основе внесет существенный вклад в повышение качества социального обслуживания населения. На полученные средства учреждения могут приобретать современное оборудование, стимулировать работу специалистов и сотрудников.
Необходимо отметить, что граждане, имевшие ранее право на бесплатное обслуживание, могут получать услуги из перечня гарантированных услуг по-прежнему безвозмездно. В то же время при желании они имеют возможность приобрести дополнительные услуги за плату. Учитывая, что тарифы на социальные услуги установлены на достаточно низком уровне, получить их могут пенсионеры и инвалиды, не состоящие на социальном обслуживании, а также участники Великой Отечественной войны, проживающие в семье.
Крайне важна мотивация социальных работников, сотрудников учреждений социального обслуживания. Платное социальное обслуживание - это путь к повышению качества, расширению спектра социальных услуг, введению новых видов социального обслуживания, развитию рынка социальных услуг, созданию свободы их выбора.
Предоставление социальных услуг за плату государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой, которую формируют следующие документы:
1. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
3. Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы".
4. Постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве".
5. Постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы".
6. Постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. №919-ПП "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы".
7. Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 21 мая 2010 г. № 1378 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов на нестационарные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, в учреждениях нестационарного социального обслуживания города Москвы".
8. Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г. № 30-ПП "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных, автономных и казенных учреждений города Москвы".
9. Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 30 декабря 2010 г. № 3353 "Об утверждении правил оказания платных социальных услуг населению государственными учреждениями социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы".
10. Приказ Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 5 сентября 2011 г. № 123-ПР/264 "Об утверждении Методических рекомендаций по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности".
11. Распоряжение Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р "Об утверждении тарифов на платные социальные услуги".
12. Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 15 марта 2011 г. № 875 "Об утверждении Регламента по предоставлению гражданам платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы".
В Регламенте по предоставлению гражданам платных социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, определены те, кому могут оказываться платные социальные услуги:
- граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в семьях с родственниками трудоспособного возраста и имеющие детей трудоспособного возраста, а также в других случаях по их личному желанию;
- граждане, находящиеся на надомном обслуживании, сверх Территориального перечня гарантированных государством социальных услуг.
Также в Регламенте указаны:
o порядок информирования граждан о предоставлении платной социальной услуги;
o перечень документов, необходимый для предоставления платной социальной услуги;
o требования к порядку предоставления платной социальной услуги;
o порядок оплаты социальной услуги;
o порядок учета денежных средств, поступивших от платы за предоставление платной социальной услуги;
o правила бюджетного учета платной социальной услуги;
o порядок и формы контроля за предоставлением платной социальной услуги.
Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, установлены постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП. Методика расчета тарифов определена приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы от 21 мая 2010 г. № 1378. Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены:
o тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг (табл. 12);
o тарифы на дополнительные социальные услуги, предоставляемые нетрудоспособным гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, не входящие в Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ проводится большая работа по реформированию системы социального обслуживания населения в целях предложения различных форм организации обслуживания на дому, увеличения перечня гарантированных и дополнительных социальных услуг, совершенствования предоставления платных услуг. Многие социально-медицинские, социально-реабилитационные, социально-психологические услуги уже предоставляются на новом качественном уровне с использованием материально-технической базы учреждений стационарного социального обслуживания.
Так, например, на базе Улан-Удэнского комплексного центра социального обслуживания населения "Доверие" пожилые граждане, обслуживающиеся на дому, обеспечиваются новыми социальными услугами более высокого класса - это организация досуга, предоставление дополнительных медицинских, реабилитационных, психологических, интеллектуальных услуг. Люди приходят, чтобы провести медицинское обследование, получить лечение и воспользоваться реабилитационными услугами. Предусмотрено временное проживание, четырехразовое питание, в том числе и диетическое, а также заказное меню. Клиентами отделения востребованы такие социальные услуги, как туры выходного дня с выездом в музеи, театры, в профилакторий. Также пользуются спросом новые социальные услуги по оказанию поддержки семьям, обеспечивающим уход за пожилыми гражданами и инвалидами, в виде предоставления паллиативной помощи "хоспис на дому".
Таблица 12
Тарифы на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг
Вид социальных услуг |
Средняя норма времени на выполнение одной услуги |
Тариф за услугу без НДС руб. |
1 |
2 |
3 |
1. Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию |
||
1.1. Услуги по организации питания, быта и досуга |
||
1.1.1. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из тортовых предприятий, расположенных на территории района, весом до 4 кг |
1 ч |
193 |
1.1.2. Помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике) |
30 мин |
97 |
1.1.3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости весом до 4 кг |
1 ч |
193 |
1.1.4 Оказание помощи в проведении уборки жилых помещений (помощь в уборке жилых помещений до 36 кв. м: спальной комнаты и кухни: сухая или влажная уборка полов, вытирание пыли с мебели на уровне роста и подоконниках, вынос мусора по мере необходимости. Уборочный инвентарь и средства гигиены приобретаются за счет средств клиента) |
1 ч 30 мин |
290 |
1.1.5. Для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения: |
||
- доставка воды; |
20 мин |
64 |
- топка печей; |
20 мин |
64 |
- содействие в обеспечении топливом |
20 мин |
64 |
1.1.6. Сдача вещей и обратная их доставка: |
||
- в стирку; |
30 мин |
97 |
- в химчистку; |
30 мин |
97 |
- в ремонт |
30 мин |
97 |
1.1.7. Содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений (содействие в организации ремонта квартиры осуществляется путем передачи заявления или ходатайства в управу района или организацию, занимающуюся ремонтом квартир) |
30 мин |
97 |
1.1.8. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний электро- и водосчетчиков, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ. единых расчетно-кассовых центров, оплата по счетам за счет средств клиента) |
30 мин |
97 |
1.1.9. Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению |
30 мин |
97 |
1.1.10. Оказание помощи в написании писем |
30 мин |
97 |
1.1.11. Доставка книг, покупка газет и журналов |
20 мин |
64 |
1.1.12. Оформление подписки на газеты и журналы (оформление подлиски осуществляется за счет средств городского бюджета, на благотворительной основе и за счет средств клиента) |
30 мин |
91 |
1.1.13. Содействие в предоставлении услуг "социального такси" |
30 мин |
97 |
1.1.14. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий без сопровождения (осуществляется путем приглашения клиентов в театры и па выставки на благотворительной основе, на мероприятия городского, окружного и районного значения, а также путем приобретения за счет средств клиента билетов в театральных кассах, исключая вечернее время, в выходные и праздничные дни) |
30 мин |
97 |
1.2. Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги |
||
1.2.1. Содействие в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья (содействие в обеспечении ухода е учетом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе и здравоохранения, при отсутствии практически здоровых совместно проживающих лиц, несущих юридическую ответственность за пенсионера, в том числе вызов на дом врача, организация медицинской помощи через специализированные организации, осуществляющие уход на дому) |
30 мин |
97 |
1.2.2. Содействие в оказании медицинской помощи (запись на прием) (содействие осуществляется в объеме базового компонента целевых и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, реализуемого государственными и муниципальными профилактическими учреждениями) |
30 мин |
97 |
1.2.3. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы (содействие в сборе необходимых документов и запись на освидетельствование) |
1 ч |
193 |
1.2.4, Содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, па основании индивидуальных программ реабилитации (содействие осуществляется через государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и социального обслуживания, в том числе оказание помощи в оформлении и выдаче технических средств реабилитации) |
30 мин |
97 |
1.2.5. Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (покупка, доставка лекарственных средств) |
30 мин |
97 |
1.2.6. Оказание психологической помощи |
30 мин |
97 |
1.2.7. Содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждениях |
До 1 ч |
97 |
От 1 ч до 3 ч |
193 |
|
Свыше 3 ч |
579 |
|
1.2.8. Посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки |
40 мин |
129 |
1.2.9. Содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных |
30 мин |
97 |
1.2.10. Содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации |
] ч |
193 |
1.3. Содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями |
1 ч |
193 |
1.4. Содействие в трудоустройстве (оказание содействия в трудоустройстве через центр занятости населения, предприятия и организации города Москвы) |
1 ч |
193 |
1.5. Правовые услуги |
||
1.5.1. Помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц |
1 ч |
193 |
1.5.2. Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ |
30 мин |
97 |
1.5.3. Оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации) |
До 30 мни |
97 |
От 30 мин до |
290 |
|
1.5.4 Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством |
30 мин |
97 |
1.5.5. Содействие в получении иных правовых услуг (оказание содействия в получении услуг нотариуса на дому и т. и.) |
193 за 1 ч |
|
1.6. Содействие в организации ритуальных услуг (оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание им помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам). |
6 ч |
1158 |
2. Дополнительные услуги, оказываемые специализированными отделениями помощи па дому (социально-медицинское обслуживание на дому) |
||
2.1. Наблюдение за состоянием здоровья клиента и его опенка (наблюдение за артериальным давлением и температурой тела, обеспечение ухода с учетом состояния здоровья через соответствующие учреждения, в том числе и здравоохранения) |
30 мин |
97 |
2.2. Выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача (постановка банок, горчичников, наложение компрессов, выполнение очистительных клизм, втирание лекарственных средств, подготовка клиента к различным исследованиям, обработка пролежней, раненых поверхностей, осуществление перевязок, закапывание глазных капель, объяснение обслуживаемым гражданам особенностей приема лекарственных препаратов, проверка сроков годности медикаментов и их хранение) |
1 ч |
193 |
2.3. Оказание санитарно-гигиенических услуг (обтирание, обмывание, гигиеническис ванны, стрижка ногтей, причесывание, смена постельного белья, смена абсорбирующего белья) |
2 ч |
386 |
2.4. Кормление ослабленных больных |
30 мин |
97 |
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определения понятиям "услуга", "социальная услуга".
2. Назовите виды социальных услуг, предусмотренные Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
3. Какие виды услуг можно выделить в зависимости от времени оказания услуги и ее комплексности? Приведите примеры.
4. Что представляют собой стандарты качества государственных (муниципальных) услуг (работ)?
5. Какую информацию, как правило, включают в себя стандарты качества?
6. В чем заключается сущность метода функционально-стоимостного анализа?
7. Каковы различия между функционально-стоимостным анализом и традиционным методом учета затрат?
8. Как определяется стоимость функций при условной и фактической нагрузке?
9. В чем заключается суть диаграммы Парето применительно к стоимости функций?
10. Дайте определение понятию "качество".
11. Дайте характеристику следующим аспектам качества: философскому, социальному, техническому, экономическому, правовому.
12. Назовите основные функциональные направления менеджмента качества.
13. Расскажите о группах национальных стандартов, предусмотренных системой стандартизации социального обслуживания.
14. Перечислите основные нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление социальных услуг за плату государственными учреждениями социального обслуживания города Москвы.