Рыночное предложение и его факторы

Ход рассуждений о рыночном предложении во многом аналогичен рассказу о спросе. Здесь тоже определяющий фактор – цена. Однако её воздействие на предложение (в отличие от спроса) является прямым, а не обратным. Закон предложения, стало быть, заключается в том, что с повышением цен (при прочих равных условиях) соответственно растёт и величина предложения, так как растущие цены на товары и услуги заинтересовывают производителей (продавцов) в расширении производства и продажи продукции. И наоборот, падение рыночных цен сокращает товарное предложение.

Такая прямая зависимость предложения от цены тоже может быть проиллюстрирована графически. Шкала предложения (табл. 5.4) и соответствующий ей график предложения (рис. 5.16, линия КП-1) показывают, какое количество нашего условного товара будет предъявлено к продаже при разных уровнях цен. При этом ясно, что наименьшая величина предложения окажется в точке П1, т.е. при самой низкой цене, а максимальная – в точке П5, когда цена наиболее высока.

Теперь рассмотрим не ценовые факторы предложения. Подобно ситуации со спросом они и здесь действуют иначе, чем фактор цены, изменяя предложение в целом и сдвигая тем самым его

Таблица 5.4

Шкала предложения на условный товар

Цена за товарную единицу (д.е)

Величина предложения за неделю (т.е.)

Точка на графике

1

20

п,

2

40

П,

3

55

п.

4

68

П4

5

80

Рис. 5.16. График предложения на условный товар

кривую на графике (рис. 5.16) влево (в случае сокращения предложения – линия КП-3) или вправо (в случае его роста – линия КП-2). Главные неценовые факторы товарного предложения представлены на рис. 5.17. Первый из этих факторов – изменение цен на ресурсы. К примеру, снижение цен на семена пшеницы и соответствующие удобрения уменьшит затраты на производство этого вида зерна, сделав его более выгодным. В результате предложение пшеницы на зерновом рынке возрастёт. Аналогично этому действует и изменение технологии. Скажем, технологическое совершенствование выращивания той же пшеницы также снижает её себестоимость и побуждает фермеров увеличивать своё предложение этой продукции.

В том же ряду стоит и следующий, третий фактор – изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считаются как бы "налогом наоборот" и, следовательно, сокращают издержки, стимулируя увеличение предложения. Так, именно государственное субсидирование (финансовая поддержка) фермеров в Западной Европе и США позволяет примерно сохранять сложившийся там уровень предложения их продукции.

Фактор изменения цен на другие товары спосо-

Рис. 5.17. Важнейшие неценовые факторы рыночного предложения

бен повлиять на предложение и данного продукта. Возьмём, к примеру, снижение цен опять на ту же пшеницу: оно может подтолкнуть фермеров к переключению, допустим, на производство гречихи (ставшее относительно более выгодным), и предложение последней возрастёт.

Ещё более значимы в сельском хозяйстве погодные условия: от них напрямую зависят сборы урожаев с полей. Так, неблагоприятная погода во многих районах России в 1998– 1999 годах привела к резкому сокращению предложения отечественного зерна.

Наконец, действие последнего фактора – изменения числа производителей – можно заметить "невооружённым глазом". Например, достаточно было открыться многим сотням мини-пекарен в наших российских городах и посёлках, как предложение хлебокондитерских изделий значительно расширилось и возросло.

Таким образом, спрос и предложение товаров на рынке находятся "под обстрелом" множества различных факторов, главный из которых – всё же цена. А в какой мере сама рыночная цена зависит от спроса и предложения? Как увидим ниже, в очень значительной.