Рыночная школа классиков
Не менее яркими представителями классической политической экономии были шотландский экономист, философ Адам Смит (1723–1790) и английский экономист Дэ́вид Рикардо (1772–1823). Источник богатства общества они также видели в производстве, а не в сфере обращения. Именно Смит, по словам Пушкина, популярно объяснил, "как государство богатеет, и чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет" (21-IV,9). Но в отличие от физиократов британские классики полагали, что всякое производство (а не только земледелие) приносит свои плоды.
Смит и Рикардо выдвинули целый ряд новых идей и теорий, из которых наиболее актуальной и по сей день является важная проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Какие политико-экономические условия должны быть в обществе, чтобы максимально благоприятствовать росту его богатства? Отвечая на этот вопрос, классики сделали вывод, что первейшим таким условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Смит, в частности, был активным сторонником либерализма.
В научно-теоретическом смысле либерализм – это идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее людей, которые выступают за парламентский строй[1] в государстве, гарантии широких прав и свобод личности (прежде всего свободы частного предпринимательства) и в то же время за социальную ответственность каждого человека за своё поведение в обществе (он должен материально обеспечивать себя и свою семью, соблюдать законы, уважать собственность и права других людей, свободу их вероиспове́дания, проявлять терпимость к инакомыслию и пр.).
Либерализм возник с развитием капитализма в Европе в XVII– XVIII веках как идеология нового класса – буржуазий[2]. Его приход более чем назрел, ибо до того человечество, по характеристике американского экономиста Ми́лтона Фри́дмена (родился в 1912), столетиями жи́ло в "состоянии тирании[3], подъяремности и приниженности" (47-10). Это серьёзно тормозило социально-экономическое развитие народов, жаждавших свободы действий.
В житейском плане под либерализмом (от лат. liberalis – касающийся свободы, свободный) понимают склонность к свободомыслию, терпимости и снисходительности к кому-, чему-либо (иногда чрезмерную).
Таким образом, суть либеральных идей применительно к экономике – в максимальной индивидуальной свободе и ответственности "экономического человека". Исходя из этого, Смит выступал против застойных феодальных порядков с их бесконечными ограничениями, запретами, повинностями; за неприкосновенность частной собственности и свободу предпринимательства; за невмешательство государства в хозяйственные дела нового, прогрессивного класса капиталистов-предпринимателей – буржуазии.
И действительно, люди так уж устроены: им "что запрещено, того и хочется" (Радищев). "Запретный плод им подавай, а без того им рай не рай" (Пушкин, 232-IV, 151). Поэтому Смит прав: не надо сопротивляться человеческой природе, искушая её "запретными плодами" социальных ограничений и делая эти плоды слаще и привлекательнее. Не следует вынуждать неугомонных предпринимателей прятаться в "тень" экономики и вместо двери ходить в окно. Свобода – вот что способно направить жажду доходной деятельности и эгоизм[4] предпринимателей в общеполезное русло. Каким же образом?
Логическая цепочка рассуждений Смита сводится к следующему (рис. 1.10). В обществе существует "естественный порядок", т.е. стихийно (независимо от воли людей) действуют определённые законы, управляющие экономическими процессами. К примеру, каждый человек естественно стремится постоянно улучшать своё материальное положение. Этот своекорыстный интерес, стремление к личной выгоде – мощный стимул сто хозяйственной активности.
Рис. 1.10. Обоснование общественной пользы свободной рыночной экономики (по Смиту)
При этом люди обычно не думают об общественной пользе. Но думать и нет нужды. Как говорит Смит, "дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что нужно тебе" (39-18). И в самом деле, разделение труда в обществе делает людей настолько взаимосвязанными и полезными друг другу, что если им не мешать, то незамысловатый житейский принцип "ты мне – я тебе" сработает наилучшим образом. А "невидимая рука" рыночных сил (свободные цены, спрос и предложение, конкуренция) заставит их действовать эффективнее и выпускать нужную продукцию качественнее и дешевле. В результате люди невольно служат друг другу, а значит, и всему обществу. Их разумный эгоизм совмещается со всеобщей взаимной полезностью и становится благотворным.
Отталкиваясь от этих дискурсивных[5] выводов, Смит выступил за уже упомянутый принцип laissez Jaire, за естественную свободу человека в обществе, за его индивидуальную активность без жёсткого контроля со стороны государства. Правители смотрят на людей как на "некий материал для политической механики" и подавляют их свободу, чтобы удержаться у власти. Так быть не должно.
Поработав некоторое время в госаппарате (таможня), Смит хорошо узнал его изнутри. И видимо, поэтому он не любил и презирал чиновников-бюрократов, склонных плодить "безумные человеческие законы" и препятствовать свободной эффективной предпринимательской деятельности. Плюс к тому чиновники, подчёркивал Смит, – это "непроизводительные работники". Они являются "слугами общества" и содержатся за счёт людей производительного труда. Следователь, их число надо свести к минимуму.
Государству не следует вмешиваться в дела промышленников и купцов. Оно должно лишь хранить благоустроенность и порядок в обществе: устанавливать единые правила поведения, осуществлять правосудие и защиту от внешних врагов, содержать необходимые общественные учреждения (армию, полицию, городские улицы, дороги и пр.). Чтобы поднять страну к высотам благосостояния, убеждал профессор Смит слушателей своих знаменитых лекций, "нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей" (1-52).