Рыночная оценка и аудит

Аудит, как и оценка, имеет большую историю. Он появился тогда, когда разделились интересы собственников (акционеров) и управляющих (менеджеров). Необходимость аудита обусловлена тем, что существует гражданско-правовая презумпция виновности менеджера. Именно руководитель предприятия (менеджер) осуществляет организацию бухгалтерского учета и несет за это ответственность. Только он имеет доступ к любой коммерческой информации фирмы. В итоге от качества работы менеджера зависит поведение заинтересованных пользователей финансовой информации: собственников предприятия, инвесторов, контрагентов по сделкам, государственных органов.

Фактические показатели бухгалтерского учета являются основой для проведения финансового анализа, реализации финансовой политики, управления финансами, осуществления финансового планирования. Но чтобы финансовая политика была эффективной, а показатели финансового состояния реальными, бухгалтерский учет и отчетность должны быть достоверными. Для подтверждения достоверности бухгалтерского учета проводится аудит.

Множественность организационно-правовых форм частных компаний, не подпадающих под государственный ревизионный контроль, и необходимость квалифицированной трактовки финансовой отчетности для заинтересованных пользователей так же вызывают необходимость внешней, независимой экспертизы достоверности такой отчетности. Именно интересы пользователей финансовой информации призван защищать аудитор.

Функции аудитора определяются лицензией и договором на оказание аудиторских услуг.

Таким образом, аудит выполняет совершенно специальные функции, не свойственные оценке. Однако для решения сложных задач повышения эффективности использования собственности, задач управления стоимостью сложных активов, при реструктуризации предприятий оценка и аудит все чаще интегрируются. В идеале, каждой оценке бизнеса для повышения достоверности ее результатов должна предшествовать аудиторская проверка объекта оценки, поскольку оценка бизнеса (как никакое другое направление оценки) в значительной степени опирается на результаты анализа финансовой отчетности предприятия.

Рыночная оценка и ценообразование

Некоторые авторы отмечают, что "особенно близкие связи существуют между теорией оценки и теорией ценообразования"[1]. Но при этом отмечается и ряд существенных отличий между ними. Рассмотрим проведенные ими параллели.

1. "Объекты ценообразования – это продукты или товары, которые производятся или поступают в продажу. Объекты оценки – это разнообразные активы, которые имеются[2] у физических или юридических лиц. Назначение цены на машины, выпускаемые предприятием, – дело ценовиков, а назначение (?) стоимости таких же машин, которые входят в имущество какого-либо предприятия, эксплуатируются или хранятся на нем, – дело оценщиков"[3].

2. "...При ценообразовании имеют дело с новыми, только что произведенными объектами, а при оценке имеют дело с объектами, которые уже какое-то время эксплуатировались и, следовательно, отчасти поношенными"[4].

3. "Оценщик в своей деятельности активно использует рыночную информацию о ценах, т.е. он пользуется результатами процесса ценообразования"[5].

Предпринятая попытка "обособления" рыночной оценки выглядит несколько беспомощно, что является следствием отсутствия системности в данном анализе. Не выделено главное, принципиальное отличие, состоящее в том, что ценовик выполняет заказ производителя, а оценщик стоит на позиции инвестора, желающего вложить свои средства в тот или иной инвестиционный товар[6].

Таким образом, встает задача определения того, кто есть "оценщик" в сравнении с профессионалами смежных профессий.