Рыночная конъюнктура страховой тарификации

Конъюнктурные факторы страхования — слабо изученная область страхового рынка. - Эти факторы предопределяют появление, активизацию или, наоборот, падение интереса к страхованию. Отражая тот или иной уровень имущественного интереса страхователей и страховщика, они стимулируют (или не стимулируют) заключение договоров страхования. Одними из важнейших факторов конъюнктуры страхового рынка являются страховые тарифы. Рынок страхования является частью финансового рынка страны, где наряду с полисами страхования присутствуют другие финансово-банковские инструменты, призванные обеспечить имущественный интерес владельцев этих инструментов. В перечень данных инструментов входят акции, облигационные займы, паи в инвестиционных фондах, металлические вклады, депозитные вклады, деньги и другие продукты.

Страховые организации соперничают с другими финансовыми институтами за то, чтобы свободные деньги граждан поступали в страховой фонд. В результате этого конъюнктура финансового рынка становится зависимой от соотношения предложения и спроса на финансовые продукты, цены и рисков, сопутствующих этим инструментам. В свою очередь, рыночная конъюнктура влияет на уровень цеп финансовых продуктов, меняет риски и выгоду от их использования. Выбор клиентом того или иного финансового продукта зависит от цены, риска вложений и уровня дохода. При этом доходность — тот фактор, который может противостоять риску вложений.

Если высокая доходность сопровождается другими привлекательными для клиента (покупателя) условиями договора, то предпочтение клиента может склониться в пользу этого договора.

Задача страховщиков состоит в том, чтобы добиться перелома в "интересах" граждан в сторону договоров страхования, используя для этого рациональную тарифную политику. Для оценки конкурентоспособности финансовых продуктов можно определить будущую стоимость каждого из продуктов (исходя из заданной доходности /):

где а„ — современная стоимость продукта (или изначальные затраты покупателя); а„ — будущая стоимость продукта; I — годовая ставка (такса); п — число лет.

Разница а„ - а0 = Да определяет совокупный доход, а отношение вида Да/а0 ■ п=] — относительную величину среднегодового дохода, приносимого этим продуктом. Если принять а0 = 1, то получаем выражение

Далее экспертами определяются риски продукта. Если величина риска равна р, то произведение р •/ = О или р ■ у1 = О1 будет характеризовать конечную доходность финансового продукта. Она является сопоставимой величиной для всех продуктов. В зависимости от задачи анализа показатели относительной доходности можно ранжировать, а ранги привести к баллам. После этого можно перейти к оценке мнений продавцов и покупателей финансовых продуктов. Чтобы эти мнения были объективны, необходимо показать сильные и относительно слабые стороны продукта. Например, сильной стороной депозитных вкладов физических лиц является гарантия их возврата при банкротстве коммерческого банка. Сильной стороной полисов страхования являются разносторонние риски, покрываемые этими полюсами. Соответственно, слабая сторона вкладов заключается в ограничении рисков покрытия, а относительно слабая сторона полюсов страхования — в отсутствии государственных гарантий. Все эти стороны продукта определяют его конкурентоспособность до выхода на рынок. Конечным судьей конкурентоспособности страховых продуктов выступает непосредственно финансовый рынок, а точнее — потребители.