Рыночная экономика функционирует
Как бы мы скептически ни относились к перспективам рыночного реформирования, продвижение к рыночной системе осуществляется уже более 20 лет. Проследим основные этапы и способы этого продвижения и обозначим некоторые результаты.
• Еще при М. С. Горбачеве, в декабре 1990 г., в России был принят Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который разрешал учреждать различные формы частных, корпоративных и паевых предприятий. Закон создавал достаточные юридические основания для развертывания частнопредпринимательской деятельности, но экономических основ пока создано не было.
• В январе 1992 г. были либерализированы цены. Цены на большинство товаров и услуг были "отпущены на рыночную волю". С одной стороны, это была смелая мера, способствовавшая быстрой "рыночной выучке" участников производственного процесса. Но с другой стороны, это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм, функционирующих в конкурентной среде и способных лишь приспосабливаться к уже сформировавшимся рыночным ценам. Результат не замедлил сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. Заработная плата в то же время выросла не более чем в 20 раз. В России появился новый враг – инфляция.
• Рост цен происходил на фоне жестких ограничений (рестрикций) денежной массы. Государству, предприятиям и населению в буквальном смысле слова нечем было платить за потребляемые товары и услуги. Начался длительный процесс неплатежей. Внук большевика, сын коммуниста, E. Т. Гайдар по-большевистски решил проблему "лишних денег" у населения: он их просто конфисковал с помощью инфляции. Вклады граждан в Сберегательном банке России не были индексированы и пропали, денежные средства, находящиеся "на руках" мгновенно обесценились. Народ, ради которого, как говорили, осуществлялась реформа, был просто ограблен. Правда, правительству и Центральному банку РФ (ЦБ РФ) приходилось принимать компромиссные меры, чтобы как-то снизить степень финансового ужесточения. Так, в июле 1992 г. ЦБ РФ распорядился предоставить государственным предприятиям льготные кредиты на погашение задолженности. Иначе говоря, государство санкционировало все возросшие издержки предприятий и поставки мало кому необходимой продукции. Но через несколько месяцев неплатежи возникли вновь.
• Борьба с инфляцией велась самым простым способом – ограничением денежной массы в обращении. Это действительно привело, с одной стороны, к падению темпов инфляции, но с другой – к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор. Нельзя же, в самом деле, вкладывать в производство то, чего нет. Хотя теоретически считалось, что победа над инфляцией автоматически приведет к росту инвестиционной активности. Возможно, что когда- нибудь это и произойдет, но и в 2011 г. инвестиции продолжают находиться в состоянии некоторой заторможенности (табл. 13.3).
Таблица 13.3
Инвестиции в основной капитал[1]
Инвестиции в основной капитал |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
В фактически действовавших ценах, млрдруб |
4730,0 |
6716,2 |
8781,6 |
7930,3 |
В сопоставимых ценах, % к предыдущему году |
116,7 |
122,7 |
109,9 |
83,8 |
Как видим, приросты инвестиций (2007 г.) легко сменяются снижением темпов роста (2008 г.), а следом – абсолютным падением капитальных вложений (2009 г.). Болезненную скачкообразную динамику инвестиций в основной капитал добросовестно фиксируют российские статистические службы[2] (рис. 13.2).
В 1992 г. был сделан еще один решительный шаг на пути рыночных реформ: проведена массовая приватизация государственной собственности. То, что без приватизации невозможно создать полисубъектную экономику, не вызывает сомнений, поскольку речь идет о рыночной реформе. Но формы осуществления приватизации могут быть различными. В России был выбран способ бесплатной ваучерной приватизации. Рыночная экономит создавалась нерыночными методами. Ваучерная приватизация была названа ее идеологом и реализатором А. Б. Чубайсом "народной приватизацией".
Рис. 13.2. Динамика инвестиций в основной капитал
Однако народ с самого начала довольно скептически отнесся к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались статьи о том, что граждане правильно восприняли идею и практику приватизации, и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство отнеслось к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы "народная частная собственность", на основе которой страна двинулась к рынку.
В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел денежные средства. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий, или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами, или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими. Собственно, так оно и было задумано.
• Приватизацию проводили люди очень образованные, прекрасно представлявшие ее последствия и откровенно признававшиеся в необходимости найти в России "эффективного собственника". Правда, они нс учли особый менталитет новых русских собственников средств производства. Мало кто из них захотел или смог проявить себя в качестве предпринимателей индустриальной цивилизации. Даже если у них и были средства, практически никто, за исключением единиц, не начал осуществлять производственные инвестиции. Им было необходимо сначала насладиться своим богатством. Видимо, вложения в реальный сектор – удел будущих поколений российских предпринимателей.
В результате произошел обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли – нет накоплений – нет инвестиций. Если принять индекс инвестиций в основной капитал 1990 г. за 100, то в 1995 г. этот индекс, по официальным данным, составлял 31[3].
• Несомненным успехом реформаторов было создание рынка жилья благодаря приватизации (фактически бесплатной) государственного жилищного фонда. Правда, и здесь не обошлось без социальной несправедливости. 1
Владельцы комфортабельного современного жилья стали собственниками хороших квартир, а у кого были старые "развалюхи", те их и присвоили. У кого же ничего не было, тот ни с чем и остался. Теперь в России жилье не дают, теперь жилье покупают. Те, у кого есть денежные средства. У кого же их нет – не покупают. Рынок прост, но жесток.
• Осталась нерешенной самая загадочная проблема российской экономики – земельная. Земля стала товаром, хотя исторически она никогда не была в России объектом свободных рыночных отношений. Но внедрение рыночных отношений пока не сделало наше сельское хозяйство более эффективным. Что касается надежд на фермерское хозяйство, то они во второй раз за 100 лет не оправдались. В 2009 г. фермерские хозяйства произвели всего 7,5% валовой продукции сельского хозяйства (11,5% в растениеводстве и 3,6% в животноводстве)[4].