Русскоязычные школы на постсоветском пространстве
На постсоветском пространстве, за рубежом распространены русскоязычные школы. Школьники этих учебных заведений часто занимаются по российским учебникам и программам и одновременно осваивают стандартные национальные учебные программы.
Деятельность русскоязычных школ – важный способ защитить русскую культуру. Эти учебные заведения нередко находятся в непростой ситуации. Особенно заметно это в Туркмении, Балтии.
В Балтии для обеспечения культурно-образовательных интересов русскоязычного населения руководство школ предлагает учебные программы в духе кросс-культурного образования. Председатель правления Латвийской ассоциации поддержки школ с русским языком обучения (ЛАШОР) И. Пименов так характеризует эту программу: "Первое – это доминирование родного языка. Второе – это обучение латышскому языку с помощью современных лингвистических методик. Третье – блок предметов пол названием Леттоника. В этом блоке латышская литература, этнография, история Латвии, преподаваемые на латышском. Четвертое – это Россика, блок предметов, обеспечивающий знание русской литературы, российской истории, географии".
Педагоги русскоязычных школ Балтии не настроены на конфронтацию, сознавая необходимость интеграции с культурой и языком большинства. Такую позицию разделяют и руководители других учебных заведений для национальных меньшинств – еврейских, цыганских, польских школ.
Этнические школы и учебные заведения аборигенов в США
При анализе деятельности американских этнических школ надо учитывать, что многие учащиеся из коренных этнических меньшинств США продолжают подвергаться сегрегации. Школы для цветных остаются хуже, чем для белых. Темнокожие американцы сталкиваются с дополнительными трудностями по окончании общеобразовательной школы и приобретении высшего образования. Взаимоотношения белых школьников и учащихся из меньшинств далеки от идиллии. Приведем в этой связи отрывок из рассказа оказавшейся в середине 1990-х гг. в Нью-Йорке нашей соотечественницы. "Я выяснила, что наша районная школа находится в Гарлеме. Пошла туда. Обратилась к вышедшей учительнице, симпатичной негритянке. Она задала вопрос: “А ваши дети тоже белые?”. “Да”, – сказала я”. “Не водите свою девочку сюда. Поищите другую школу”, – таков был ответ"[1].
Американские учебные заведения для этноменьшинств зачастую не становятся очагами диалога культур и замыкаются на преимущественном изучении собственной малой культуры. Так, учредители афроамериканских школ, опираясь на идеи лидера организации "Афроамериканские образы" Дж. Кунджуфу, объявляют в качестве педагогических приоритетов воспитание расового самоуважения, приобретение знаний об афроамериканской этнокультуре. Понятно, что такие заявления – ответ на расовую дискриминацию, стремление утвердиться в этнической идентичности. Однако попытки отмежеваться от американской культуры, соотносясь с культурой Африки, выглядят неубедительно. Ведь афроамериканцы создали культуру, которая является частью духовных ценностей американского народа и отличается от культуры любого народа Африки. Так что фактически в афроамериканских школах зачастую речь идет о монокультурном воспитании и отказе от культурного диалога как с белой общиной, так и с другими малыми этническими группами.
Школы для индейцев и эскимосов возникли как отголосок исторических судеб коренных жителей Америки. Вплоть до XX в. аборигены подвергались жесткой культурно-образовательной дискриминации, что обострило их отрицательное отношение к европейской цивилизации и образованности. Вот типичное высказывание индейцев племени апачи: "Учителя несут в себе зло, и все, что с этим связано, в частности книги, – эго тоже зло. Детей приходится посылать в школу из-за закона об обязательном образовании. Поэтому не надо воспринимать школу всерьез. Все печатные материалы – это дело белого человека"[2].
Сторонник школ аборигенов, американо-индейский педагог М. Федулло полагает, что необходимо научить юных индейцев жить в иной социальной среде, не теряя связи с собственной культурой. Для этого он рекомендует практиковать школьные сочинения на английском языке, посвященные индейской культуре. Предлагается также доходчиво разъяснять отличия в миропонимании индейцев и евроамериканцев, например, советуется подсказать, что пристальный взгляд белого человека – отнюдь не всегда признак враждебности и может означать простое любопытство или благожелательную заинтересованность.
Заметные масштабы приобрело создание школ для аборигенов на Аляске[3]. В штате действует "Коалиция за образование на основе традиционных систем знаний народов Аляски". Коалиция состоит из представителей более 20 учреждений, профессиональных организаций, которые проявляют интерес к проблемам преподавания математики и естественных наук в сельских школах Аляски. Коалиция стремится упорядочить существующие учебные материалы и информационные ресурсы, привести их в соответствие со школьными стандартами и учебными планами, ориентированными на изучение этнокультурных ценностей аборигенов Севера.
Федерация коренных народов Аляски, Университет Аляски, Департамент образования штата, Советы племенных старейшин, консорциум "Образование коренных народов/Сельское образование" занимаются внедрением в практику обучения аборигенов проекта "Сельская системная инициатива Аляски". Целью проекта является систематизация знаний коренных народов Аляски и разработка педагогических технологий и учебных планов, позволяющих внедрять эти знания и способы их изучения в планы и программы сельских учебных заведений коренных пародов Аляски. В основе ССИА лежит идея взаимосвязи и взаимной необходимости современной культуры и традиционной культуры аборигенов. Ключевое значение в проекте придается возрождению традиционных для аборигенов знаний и подходов, чтобы использовать их как основу для обучения аборигенов – учащихся сельских учебных заведений.
Проект ССИА предусматривает создание банка учебной документации для использования традиционных знаний и культуры аборигенов в образовательных программах. Речь идет об учебных материалах но истории, культуре, быту, языку, религии, топонимике, ремеслам аборигенов, которые должны быть оформлены на различных информационных носителях. В рамках проекта получили развитие несколько направлений реформы воспитания и обучения аборигенов: 1) подготовка культурно ориентированных учебных планов и образовательных стандартов; 2) разработка дидактических материалов по математике и предметам естественнонаучного цикла с учетом культуры и традиций аборигенов; 3) определение традиционных методов обучения; 4) создание учащимися культурного атласа; 5) учреждение ученических ассоциаций "Традиционные научные знания народов Аляски и индустриальное общество"; 6) проведение ученических научных лагерей и ярмарок научных идей; 7) организация лагерей старейшин и культурных лагерей; 8) создание Академии старейшин; 9) вовлечение родителей в воспитательный процесс.
При создании культурно ориентированных учебных планов и программ провозглашен так называемый спиральный и интегративный подход. Учебный процесс предложено "раскручивать" вокруг тем, в числе которых: семья, язык/коммуникация, проявления культуры, племя/община, здоровье/здоровый образ жизни, место проживания, школа выживания и др. Построение учебных планов по этим темам должно развивать этнокультурное самосознание учащихся, содействовать их этнической идентификации. Предполагается, что учащиеся глубже осознают ценность своей культуры, проникаются чувством ответственности за ее сохранение и развитие.
Подготовленные "Стандарты штата Аляска для культурно ориентированных школ" содержат подробные указания, как включать сведения о местной культуре и природной среде в формальный образовательный процесс, с тем чтобы учащиеся могли в результате обучения достигнуть культурной компетенции. Стандарты разработаны в дополнение к общим учебным стандартам штата Аляска. Были также предложены учебные материалы по математике и естественнонаучным дисциплинам с учетом особенностей жизни и быта того или иного поселения аборигенов. Материалы имеют целью показать методы преподавания математики и естественнонаучных дисциплин, опираясь на жизненный и культурный опыт аборигенов и одновременно соблюдая стандартные учебные программы. В связи с этим названы такие темы, как погода, хранение продуктов питания, луна/приливы и отливы, деревья, ягоды, системы мер и др.
При определении специфики обучения школьников-аборигенов была сделана попытка изучить традицию передачи народами Севера социального опыта, выявить методики такой трансляции с целью их использования в учебном процессе. К числу таких методик были отнесены обучение при использовании личного опыта, управляемая практическая деятельность, тщательное наблюдение, интуитивный способ познания, кооперативное/групповое обучение и т.д. К эффективным методам обучения аборигенов Аляски можно причислить работу по составлению так называемых атласов культуры. Атласы составляются учащимися путем изучения и описания проявлений субкультуры аборигенов и оформляются в электронном виде. Учащиеся средних школ интервьюируют старейшин общин, исследуют различные документы по таким темам, как предсказание погоды, съедобные и лекарственные растения, географические наименования, флора и фауна, луна и приливы и отливы, рыбный промысел, рациональное природопользование, школа выживания, полярное сияние и др.
В упомянутом проекте ССИА подчеркнуто, что родители должны занять ведущее место в этнокультурном воспитании учащихся-аборигенов. Говорится о необходимости налаживать систематическое общение и сотрудничество родителей, учителей и учеников, что позволит закрепить традиционные семейные ценности, связь поколений. Одной из важных форм подобной деятельности названы родительские собрания. Важная роль в воспитании школьников-аборигенов отведена культурным лагерям. Например, в лагере Старый Минто учащиеся, учителя, преподаватели, студенты университета Аляска во время летних каникул в течение одной недели под началом старейшин племени погружаются в быт и культуру аборигенов: восстанавливают старые здания, строят коптильню, сушилку для рыбы, мастерят лодки, рыболовные снасти и пр.
Одной из форм этнокультурного образования учащихся-аборигенов оказалась Академия старейшин племен. Старейшины передают педагогам знания о традиционной культуре, а учителя ищут пути включения этих знаний в учебные планы и программы. Так, например, преподаватели привлекают старейшин к разработке содержания образования по математике и естественным наукам с учетом жизни и быта аборигенов.
В сельских округах штата созданы ученические ассоциации "Традиционные научные знания народов Аляски и индустриальное общество", организуются для школьников-аборигенов научные лагеря и ярмарки научных идей. Их цель – поиск гармонизации в сознании учащихся этнической культуры и достижений современного индустриального общества. Ассоциации и лагеря рассматриваются как способ выявления талантливой молодежи и формирования будущей научной элиты из представителей народов Севера.