Русское палладианство. Дж. Кваренги
"Последней любовью" Екатерины в ряду зодчих исследователи называют Джакомо Кваренги (1744–1817). Он родился недалеко от Бергамо на севере Италии, учился в Риме, поначалу живописи у Р. Мепгса и С. Поццо; много и успешно занимался музыкой. Трактат Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре" и вообще архитектура Возрождения совершают переворот в его жизни. Десять лет Кваренги изучает памятники древности Италии, Франции, Германии, Англии, сам делает обмеры, создает свои собственные правила и систему. В 1779 г. по приглашению императрицы он приезжает в Петербург и остается здесь до конца жизни. В России Кваренги начал изучать ее национальное древнее зодчество и проникся проблемами и задачами русского искусства, творчески перерабатывая на русской почве палладианские идеи. Его постройки в загородных парках Петербурга, такие как Благовещенская церковь в Кузьмине около Царского Села (разрушена в Великую Отечественную войну), Английский дворец в Петергофе (уничтожен полностью, так как оказался на переднем крае боев), Храм дружбы, или Концертный зал, в Царском Селе, имеют несомненные палладианские черты, по подобных им прямых аналогов у Палладио нет. Зато во всех произведениях Кваренги есть дух подлинности.
Период 1780-х гг. – блестящий расцвет творчества Кваренги, поражающий и своей интенсивностью, и разнообразием. Он возводит дворцы, загородные резиденции, банки, биржи, театры, гостиный двор, усадьбы, частные дома и пр. Кваренги много строит в Петербурге. Трехчастной схеме здания, состоящего из центрального корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями, Кваренги дает множество толкований. Центр композиции выделяется портиком. В этом смысле типичным является здание Академии наук (1783–1789), знаменующее собой начало зрелого классицизма. Фасады здания не декорированы, есть только строгие треугольные фронтончики-сандрики над окопными проемами. Центральный объем выделен восьмиколонным ионическим портиком, парадность которого усиливается благодаря типично петербургскому крыльцу с лестницей "на два всхода". Принцип усадьбы (с главным домом в глубине парадного двора) применен Кваренги при строительстве Ассигнационного банка (1783–1789) с его прекрасного рисунка решеткой, ограждающей пространство по Садовой улице. В те же годы Кваренги строит Серебряные ряды, предназначенные для ювелирной торговли, на Невском проспекте между Екатерининским каналом и Перинной линией: "Этот Кваренги, – пишет Екатерина своему конфиденту Гримму в 1785 г., – делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками: он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может".
В 1782–1787 гг. Кваренги возводит придворный Эрмитажный театр, один из красивейших и лучших камерных театров мира. Здесь мастер отступил от традиционных для XVIII в. ярусов лож, расположив места амфитеатром по образцу знаменитого театра "Олимпико" Палладио в Виченце около Венеции. Полукружия амфитеатра он вывел наружу и гигантской аркой соединил здание с цепью старых дворцов. Используя наследие барокко, он создал произведение не менее живописное, чем растреллиевское, но другой системы, в формах строгого классицизма (львиные маски в замках окон исполнены скульптором Ф. Г. Гордеевым).
Одновременно с театром, который сам мастер считал своими лучшим творением, в фельтеновском Эрмитаже Кваренги строит Лоджии Рафаэля (1783–1792). Они предназначались для копий с фресок великого урбинца, исполненных австрийским художником К. Унтербергером с помощниками в технике темперной живописи на холсте. Позднее лоджии были включены в новую музейную постройку – Новый Эрмитаж Лео фон Кленце (1840-е).
Кваренги много работал над интерьерами Зимнего дворца (Аванзал, Николаевский зал, Концертный зал (украшенный скульптурой М. И. Козловского и Ф. И. Шубина), позднее – беломраморный Георгиевский зал). Все это погибло в пожаре 1837 г. и было восстановлено В. П. Стасовым. Зодчий строил и дома по частным заказам: для А. А. Безбородко, А. Д. Ланского, Шереметевых и Юсуповых.
Дж. Кваренги. Эрмитажный театр. 1783–1787, Санкт-Петербург
В Царском Селе, на берегу пруда, Кваренги выстроил совершеннейшее создание классической архитектуры – Концертный зал, называемый иногда "Храмом дружбы" (1784–1786): ротонда, вписанная в прямоугольник. Внешняя половина ротонды окружена колоннами; противоположный фасад представляет собой четырехколонный портик с фронтоном. Экстерьер Концертного зала украшен барельефами М. И. Козловского.
Но, может быть, самое поэтическое создание зодчего – Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796), предназначенный Екатериной для любимого первого внука. Основной мотив сооружения – мощная двойная колоннада коринфского ордера, соединяющая боковые крылья дворца. Чистой, строгой архитектурой, без всякого пластического декора мастер достигает почти барочной живописности: "По живописному размаху... композиции, по угаданности впечатления и изысканности деталей это один из мировых шедевров архитектуры и едва ли не лучшая жемчужина во всем творчестве великого мастера" (Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С. 271).
В середине 1790-х гг. Кваренги обновляет декорацию Серебряного кабинета Большого Царскосельского дворца, десятью годами ранее с таким изяществом оформленного Камероном. В это же время он создал знаменитый палладианским размахом архитектуры и роскошью декоративного убранства залов дворец в Ляличах Черниговской губернии для недолгого фаворита Екатерины Петра Завадовского. Трехэтажный усадебный дом, соединенный дугами галерей с боковыми флигелями дошел до нас в руинироваином состоянии и требует экстренной реставрации. Рядом с дворцом в 1793–1797 гг. была построена уникальная своей объемно-пространственной композицией церковь Св. Екатерины. Она представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм с двухъярусными колокольнями, поставленными в одну линию с главным, декорированным портиком фасадом церкви и соединенными с ней сквозными колоннадами.
Другая знаменитая усадьба строилась Кваренги с 1792 г. для князя А. Б. Куракина в Надеждино тогдашней Пензенской губернии. Огромный дом своим шестиколонным портиком обращен к реке Сердобе, а с противоположной стороны раскрывается, подобно Павловскому дворцу, в большой овальный двор, образованный служебными корпусами. Далее простирался пейзажный парк со множеством павильонов, виды которого запечатлены на картинах Я. Я. Филимонова и В. П. Причетникова в 1790-е гг. Дворец пережил пожар в 1920-е гг. и до сих пор представляет собой грандиозную руину.
После смерти Екатерины Кваренги не впал в немилость у нового императора, а продолжал строить. В Воронцовский дворец, превращенный уже в то время в Пажеский корпус, он как бы врезает Мальтийскую капеллу (1798–1800). Кстати, в 1800 г. Кваренги сам становится кавалером ложи каменщиков Мальтийского ордена, гроссмейстером которого, напомним, был Павел. Позже, в александровское время, зодчим исполнены Конногвардейский манеж (1800–1804), Мариинская больница на Литейном проспекте (1803–1805), Смольный институт (1806–1808), имеющий четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения и типичный для Кваренги восьмиколонный портик по центру фасада; Екатерининский институт на Фонтанке на месте, где когда-то стоял Итальянский дворец. В честь возвращения русской гвардии из Парижа в 1814 г. по проекту Кваренги из временных материалов (дерево – архитектурная часть, скульптура – из гипса) были воздвигнуты Нарвские триумфальные ворота, позже (1824– 1833) переведенные В. П. Стасовым в более прочные материалы (кирпич, металл) и установленные в другом месте.
Наряду с Растрелли Кваренги является одним из величайших архитекторов XVIII в. Он был и блестящим рисовальщиком, и оставил нам замечательное графическое наследие (ГЭ, ГРМ). После смерти зодчего его сын передал планы, чертежи, рисунки в дар стране, где жил и творил его отец.