Русский город
В XVII в. в связи с колонизацией Юга России, Поволжья и Сибири происходит стремительный рост числа русских городов. В основном это были города-крепости, которые строились по продуманным утвержденным планам. В середине XVII в. известно 226 новых городов, к концу столетия только в Сибири было основано более 100 новых городов. Большие города-крепости строились полтора-два года, маленькие – несколько месяцев или даже недель.
Градостроительство в XVII в. было поставлено на профессиональную основу. С конца XVI в. составлялись карты и описания земель, которые потом использовались для определения мест строительства новых городов. Наиболее известными из них являются "Описание градов Московского государства" и "Книга Большому чертежу". За границей закупались разного рода математические книги, которые потом использовались русскими "градодельцами" ("Книга глаголемая гречески арифметика... а по русски цифирная и счетная мудрость", "Книга о земельном верстании и как землю ведать", "Геометрия", "Вторая математическая география", "Цифирные книги" и т.д.). В XVII в. русские архитекторы научились делать проектные, съемочные и отчетные чертежи городов и крепостей, которые активно использовались в строительном деле.
Города строили за казенный счет, хотя в XVII в. расширяются повинности населения (в рамках государева тягла), связанные со строительным делом. Управлением строительным делом занимались центральные приказы (в частности, Приказ Каменных дел), а на местах – приказные палаты, в которых для надзора за строительством назначался специальный чиновник (повытчик).
В связи со стандартизацией представлений о том, каким должен быть новоностроенный город, менялась его структура. В частности, кремли теперь включались в систему общей обороны города: традиционное, исторически сложившееся центральное расположение кремля встречается редко. В XVII в. кремль защищал одну из городских сторон. В остальном город продолжал делиться на главное укрепление (собственно город, "град"), острог – внешнюю, второстепенную линию укреплений и околоградье. Теперь посады чаще всего находились внутри укрепленных стен. Районы поселения отдельных социальных групп – слободы – могли находиться как внутри стен (в остроге), так и в околоградье.
Часто в новопостроенных городах кремля вовсе не было, или он минимизировался и играл роль городского административного центра, без существенных военных функций. Рядом с таким административным кремлем располагались городской собор, гостиный двор и торговая площадь – в комплексе они теперь составляли городской центр. Таким образом, в XVII в. русские города обретают большее сходство с западноевропейскими, где рыночная площадь с ратушей всегда выступала градообразующим объектом.
В состав административных зданий теперь входили приказная, земская, судная избы, тюрьма, "расспросный двор", воеводский и дьячий дворы. Рядом с ними располагались здания, где хранилась городская казна и важнейшие запасы на случай осады неприятеля. В посадских слободах формировались свои центры вокруг приходских храмов, съезжих (братских) дворов, изб губных старост. Здесь же находились кабаки, кузницы, бани и другие общественные постройки.
Изначально проекты, разработанные в столице, рекомендовали строить город с расчетом примерно на тысячу человек служилого населения. Вместе с семьями и обслуживающим персоналом численность жителей такого города могло достигать 5–6 тыс. В случае расширения к городу пристраивалась новая укрепленная территория. Впрочем, в XVII в. не все новопостроенные города сразу достигали такой численности, документы чаще приводят цифры населения в несколько сотен служилых людей и от одной до трех тысяч посадского населения. В Сибири население малых городов могло составлять всего несколько сотен человек.
Поскольку новые города строились по утвержденным в центре планам, для них стремились заранее определить продольно-поперечную разбивку улиц по кварталам. Конечно, иногда подобную планировку просто не допускал рельеф местности, но это был идеал регулярной застройки, к которому стремились и который окончательно распространился в российских городах в следующем столетии. Власти пытались ввести некоторые строительные нормативы. Так, была проведена стандартизация строительных материалов (кирпичей, бревен и т.д.), в 1643 г. была введена единая мера измерения – государева сажень (2,13 м), которая делилась на три аршина (71 см). Ширина улиц должна была составлять 5–7 саженей, переулков – 3–4, площадей – 100–110 саженей. Это обусловливалось в первую очередь противопожарными соображениями, чтобы огонь в деревянном городе не перекидывался с одной стороны улицы на другую. Также выходили рекомендации по планировке построек, их размерам, расположению. Например, в 1626 г. вышел указ, регламентирующий размер торговых лавок на рыночной площади.
"Под контролем государства находились и казенные строения городов. Особое внимание обращалось на соблюдение правил возведения торговых комплексов на площадях, вблизи крепостей. В грамотах, адресованных воеводам, давались указания, как ставить гостиные дворы, торговые ряды и лавки, где и на каких местах и “чтоб в пожарном отношении было безопасно и от воров надежно”. Предписание “делать по обычаю” указывает на повторяющиеся отработанные приемы их решения и постановки. Размер лавок регламентировался специальным царским указом 1626 г. Указ этот предрешал и архитектурный облик торговых площадей, предписывая застраивать их не иначе, как “с лица” в линию, образуя или двухрядные, или более сложные глаголеобразные и крестообразные композиции. Гостиные дворы всегда получали замкнутую “чстверообразную” форму лавками внутрь с надежными воротами и запорами и важней (весами) посередине. “По обычаю”, но ставшему правилом, возводились в новых городах приказные избы, приказные палаты и другие казенные строения. Для административных построек было характерно сомкнутое в линию расположение их отдельных помещений (“клетей”), стоящих на высоком подклете с наружными “всходами” лестниц...
Правила распространялись и на застройку монастырей, где уже с конца XIV в. складываются идеальные представления об их композиции с “четверообразно” расположенными кельями и оградой вокруг стоящего посередине собора. Это требование впервые было сформулировано в “Житии” Сергея Радонежского в связи со строительством Троице-Сергиева монастыря вблизи Москвы: “Кельи убо четверообразно сотворити повеле посреди их церковь во имя живоначальныя Троицы, отовсюду видима яко зерцало...” По его “образцу” на протяжении нескольких веков строились монастыри всюду, в том числе и на новых землях".
В старых городах также велось "посадское строение", одной из целей которого была геометризация городского плана, равномерная нарезка кварталов и земельных владений, устранение чересполосицы в слободском землевладении.
Городская застройка в XVII в. (по А. А. Шенникову)
"На общий облик городской застройки влияли весьма разнообразные городские усадьбы. Их устройство в большой степени определялось размером и конфигурацией участка, то и другое зависело от бедности или богатства владельца (любого сословия) и от местоположения усадьбы в городе (учитывая упомянутый рост плотности застройки от окраин к центру).
Усадьба среднего горожанина в районе со средней же плотностью застройки имела обычно прямоугольный участок шириной (вдоль улицы) около 10 саженей и длиной (перпендикулярно улице) примерно 15–30 саженей. Участок четко делился на двор, прилегавший к улице, и огород или сад в глубине квартала. В центральной части города ширина участка уменьшалась до 5–4 саженей, постройки во дворе могли стоять только в один ряд. В окраинных районах, наоборот, встречались широкие дворы, наподобие крестьянских.
Лишь самый богатый феодал или купец мог позволить себе скупить на посаде столько земли, чтобы устроить такой же просторный, почти квадратный двор с хоромами посредине, как в сельских усадьбах феодалов. Обычно в центральных районах города богатство владельцев двора выражалось более в высоте хором (до 3–4 этажей), чем в ширине двора. Городские усадьбы феодалов, в отличие от сельских, как правило, не имели скотных и других специальных хозяйственных дворов, обособленных от главного жилого двора.
Особый облик имели кварталы городской бедноты, мелких ремесленников, рядовых “служилых людей”: ширина участка бывала нередко менее 4 саженей, и создавалась специфическая, предельно уплотненная застройка без проездов во дворы и с дверями на улицу. В такие дворы заезжали через огороды из переулка, проложенного посреди квартала.
Относительно просторные дворы имели высокие глухие ограды в виде бревенчатых тынов и заборов, при более тесной застройке ограды частично или полностью заменялись стенами жилых или хозяйственных строений, поставленных по краям двора, но во всех случаях дворы были замкнуты со всех сторон. Посреди квартала, обнесенного по периметру сплошным рядом таких дворов, находились сады и огороды, разделенные более легкими жердяными и плетневыми изгородями...
В усадьбах горожан-ремесленников, торговавших своими изделиями, торговых помещений не было. Вся торговля была сосредоточена на городской площади, а в большом городе – на нескольких площадях, где каждый ремесленник имел или лавку, или хотя бы место для торговли. Простейшая лавка – деревянный стол с навесом над ним, какие но сей день можно видеть на сельских торговых площадях. У богатых лавка имела вид срубного амбарообразного строения, иногда с несколькими помещениями. Лавки группировались на площади в ряды по роду продаваемых товаров. Если площадей было несколько, то и они получали определенную специализацию. В больших городах лавки объединялись в торговые ряды, в Москве в Китай-городе имелись каменные ряды, а также каменные погреба под лавками... Для приезжих купцов имелись в больших городах гостиные дворы, обстроенные вокруг жилыми и складскими помещениями с галереями...
Усадьбы городских приходских церквей были подобны сельским, только теснее застроены и нередко с каменными храмами. В их оградах также располагались дома духовенства и кельи нищих.
Вид крупных усадеб с массивными глухими оградами имели различные административные “дворы” (например, таможенные), а также промышленные заведения мануфактурного типа в Москве (“Пушечный двор”, текстильные, кожевенные предприятия) и в ряде других городов (например, металлургические и металлообрабатывающие предприятия Тулы и Каширы, канатное производство в северных городах)".
Большинство крепостей Русского государства в XVII в. оставалось деревянными, что не могло соответствовать эпохе развития артиллерии. Проблему решали через развитие бастионной системы. Кремли и города строились "на голландский манер", в виде правильных геометрических фигур с прямыми куртинами (участками стены от одной башни или бастиона до другой) и выходящими далеко выступами земляных бастионов (земляных пятиугольных укреплений в виде вала с расположенными на нем орудиями).
В XVII в. русский город еще сохраняет аграрный характер. Поэтому немалую роль в его экономике продолжали играть городская запашка, пастбища, огороды, сады. Многие жители, чтобы прокормиться, занимались сельским хозяйством, в том числе даже служилые люди по прибору. Сельскохозяйственные земли занимали свое место как в городской инфраструктуре, так и в окологородье.
В отношении служилых людей по прибору это выражалось в наличии у них зимних усадеб непосредственно в городах и летних станов на сельскохозяйственных угодьях за пределами городов. Постоянных селений деревенского типа на своих сельских участках они не образовывали. Когда в новых осваиваемых землях происходил перенос границы далее на юг, часть служилых людей оставалась в городе и все больше окрестьянивалась. На полевых станах возникали постоянные селения сельского типа. Бывшие служилые люди по прибору расслаивались: часть оставалась в городах и превращалась в горожан, часть – уходила в села и становилась крестьянами. Некоторые сумели стать мелкими землевладельцами. Эти процессы при Петре I в начале XVIII в. логично приведут к ликвидации социального слоя служилых людей по прибору и превращении их в особую категорию сельских землевладельцев – однодворцев.
Основную массу городского населения составляли посадские люди. Лично свободные, они были обязаны нести государево тягло – платеж государственных налогов и выполнение повинностей, определяемых государством (постойная, подводная, посошная и др.).
Тягло налагалось на всю городскую общину, на количество дворов, а не на душу, поэтому в случае смерти или ухода посадского человека община продолжала выплачивать его долю до нового налогового "верстания". Сферы занятий посадских людей были очень разнообразны, но в основном лежали в областях ремесла, торговли, оказания различных услуг и исполнения мелких служб. Их имущественное положение можно оценить как среднее, поскольку существовала значительная прослойка так называемых черных людей – городского плебса.
Большую роль в жизни посадских людей играла городская община. Она разверстывала тягло "по силе" плательщиков, организовывала выборы должностных лиц городского самоуправления (земских старост, целовальников, судей, голов, руководивших городскими сотнями, и пр.). Посад, как и в XVI в., делился на сотни и слободы. Их выделение могло быть связано как с профессиональной деятельностью проживающих (Стрелецкая, Казачья, Ямская, Гончарная и т.д.), так и просто с исторической традицией или географическим выделением гой или иной местности. Сотни и слободы внутри себя делились на церковные приходы (объединения прихожан вокруг церкви). Внутри каждой из этих структур существовали органы самоуправления, они следили за раскладкой повинностей, выполняли мелкие полицейские функции, занимались борьбой с пожарами, решали вопросы городского благоустройства и т.д.
Во второй половине XVII в. в жизни городов происходят значительные изменения. По Соборному уложению 1649 г. запрещался несанкционированный переход посадских тяглецов из города в город, что фактически означало прикрепление посадских людей к городам. В середине столетия в рамках "посадского строения" была проведена ликвидация белых слобод – городских территорий, свободных от налогообложения.