Русская культура в XVII в.

В XVII в., начавшемся "многомятежным" Смутным временем, в России происходили процессы дальнейшего сближения с европейскими странами. При сохранении старых, самобытных традиций в Московское государство все сильнее проникали веяния иных культур. Это было следствием частых войн, для успешного ведения которых русские цари нанимали на службу иноземцев и вынуждены были идти на перевооружение войска, устраивая новые мануфактуры; сказывалось и присоединение к России территорий, долгое время находившихся в составе европейских государств, – Украины и Смоленщины.

Однако отмеченный многими историками процесс "обмирщения" русской культуры, проникновения в нее светских элементов, более заметный в конце царствования Алексея Михайловича, протекал постепенно и изобиловал частыми откатами. Как и раньше, русских людей селили в особой Немецкой слободе, чтобы оградить их от влияния иноверцев, прибывавших в Московское государство. Впрочем, полностью изолировать московское общество от контактов с европейской культурой не удалось. В слегка видоизмененном виде она проникала на Русь через украинские и белорусские земли. В наибольшей степени культурное влияние Запада испытывали представители придворной знати, в наименьшей – народные низы. По очевидно, что почти все явления светской культуры той поры базировались на провиденциальной основе – во всех явлениях бытия люди, жившие в XVII в., видели осуществление божьего промысла.

Просвещение и развитие научных знаний. Возросшие потребности государства в грамотных специалистах (мастерах, военных инженерах и артиллеристах, приказных служителях) заставляли власти принимать меры к повышению уровня образования русских людей, который начал расти именно в XVII в.

Это интересно

Известны любопытные подсчеты академика А. И. Соболевского, выяснившего, что в то время наиболее грамотными были представители купечества – 96% торговых людей. Среди помещиков таковых было 65%, среди посадских людей – около 40%, крестьян – 15%. (Наименее грамотными были стрельцы, пушкари (!) и казаки; из них читать и писать умели всего 1%.) Среди двух категорий населения неграмотных вообще не было – это белое духовенство и приказные люди.

Умножилось число школ. Наряду с частными учителями и широко распространенным семейным обучением появляются государственные школы, готовившие квалифицированные кадры для Аптекарского приказа, Печатного двора и некоторых других центральных учреждений. Самая значительная из этих учебных заведений школа при Печатном дворе была открыта в 1680 г. Главным учителем в ней был русский монах Тимофей, побывавший в Палестине и долгое время живший на Афоне, а его помощником – грек Мануил. В год открытия школы в ней училось 30 учеников, а уже в 1686 г. – 232 (66 чел. учились греческому языку и 166 – славянскому). В 1687 г. было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

С ростом грамотности населения увеличивался выпуск печатных книг. Значительную долю в их числе составляла светская литература, прежде всего буквари и учебники. Первый русский букварь дьякона Василия Бурцева был издан в 1634 г. Второе издание букваря, напечатанное в 1651 г. тиражом в 2400 экземпляров, было раскуплено в течение одного дня. Возможно, сказалась и дешевизна книги, стоившей всего 2 деньги (1 коп.). Событием стало и русское издание "Грамматики" Мелетия Смотрицкого. Это учебное пособие, впервые напечатанное в Литве в 1619 г., пользовалось большой известностью на Украине и в Белоруссии. В Москве "Грамматика" впервые было издана в 1648 г. (без указания авторства) и, выдержав несколько переизданий, оставалась основным учебником по русскому языку вплоть до ломоносовских времен. Мелетий Смотрицкий первым ввел в употребление такие грамматические термины как "буква", "слог", "междометие". В конце XVII в. оригинальный рукописный стихотворный иллюстрированный "Букварь славянорусских письмен" составил Карион Истомин (1692 г.; опубликован в 1694 г., расширенный экземпляр букваря был переиздан им в 1696 г.). Им же для юного царевича Алексея Петровича были составлены книги "Рай умный", "Едем" (обе в 1693 г.) и стихотворная энциклопедия "Полис" (1694).

Сохранялась, особенно в старообрядческой среде, и рукописная традиция. Впрочем, именно в рукописном виде изготовлялась для русских царей уникальная газета XVII в. "Куранты". Составляли ее в Посольском приказе для извещения государя о происходивших за рубежами страны событиях. Газета выходила в двух-трех экземплярах и предназначалась для чтения царю и наиболее доверенным лицам из его окружения. Первые сведения о выпуске такой рукописной газеты относятся к 1600 г., последний ее экземпляр был изготовлен в 1696 г.

Как и в предшествующие эпохи, развивались преимущественно практические науки. Теоретические знания если и присутствовали, то в основном были заимствованы из доставлявшихся из Европы ученых трудов. Так, математические вычисления использовались в строительных расчетах, военно-инженерном деле, промышленности, денежных операциях, описании земель. Появились переводные пособия по арифметике и геометрии и наставления по артиллерийскому делу, в которых также использовались математические вычисления. В 1606 г. М. Юрьев и И. Фомин перевели на русский язык соответствующие разделы трактата Л. Фронспергера

"Военная книга", изданного во Франкфурте-на-Майне в середине XVI в. Позднее перевод был переработан и дополнен подьячим Посольского приказа Онисимом Михайловым (Радышевским), в 1607 г. приступившим к составлению "Устава ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" и завершившего его лишь в 1621 г. Ряд оговорок автора позволяет утверждать, что при работе над книгой он использовал собственные наблюдения и русский военный опыт. Помимо математических расчетов в "Уставе" Михайлова содержались практические сведения по механике, физике и химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и травников. В Аптекарском приказе и созданной при нем в 1654 г. школе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же обучали фармацевтов и врачей. В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел на русский язык трактат основоположника научной анатомии, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия "О строении человеческого тела".

Углубляются знания об окружающей природе и мире, прежде всего астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Среди них работа польского астронома Яна Гевелия "Селенография", которая помимо изложения учения Коперника содержала подробное описание Луны.

Еще в первой половине XVII в. составлялись географические карты. В Разрядном приказе изготавливается "Книга Большому чертежу". Так стало называться рукописное описание крупнейших русских карт "Старого чертежа", составленного при Б. Ф. Годунове, и "Нового чертежа", или "Полю", дополнившего "Старый чертеж" изображениями территорий вновь присоединенных к России в XVII в. "Книга Большому чертежу" была составлена в 1627 г. и в подлинном виде не сохранилась. Известна она лишь по спискам, самый ранний из которых датирован 1660-ми гг. В описание были включены земли, лежавшие между Северным Ледовитым океаном ("Студеным морем") на севере и Черным море на юге, от Финского залива ("Котлина озера") на западе до реки Обь на востоке.

В отличие от оригинала "Книги Большому чертежу", сохранился "Чертеж городан русским и шведским до Варяжского моря", присланный в 1656 г. в Москву из Новгорода, где был составлен. Несомненно, расширению географических представлений в это время способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Москвитина, Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). На их материале составляются сводные географические описания, например "Роспись сибирским городам и острогам" (ок. 1640), "Роспись" морского пути вдоль Охотского моря (конец 1640–1650), другие чертежи и книги. В делах Сибирского приказа встречаются указания на сотни карт, изготовленных в Сибири в течение всего XVII в. Они фиксировали расположение городов, уездов, волостей, разных "землиц", рек и озер, дорог и речных путей.

О картах, висевших в палатах царя Алексея Михайловича, писал И. Е. Забелин, отметивший, что "большею частью такие чертежи писаны были, как говорится, но птичьему полету, с изображением самых зданий, храмов, башен, жителей, гор, лесов и пр."[1]. Для царя Алексея Михайловича чертежи писал живописец Станислав Лопуцкий. В 1663 г. он поднес государю "Чертеж всего света", также "Чертеж Индийского и иных государств", а в 1668 г. – "Новой Сибирской чертеж". В 1669 г. он вместе с живописцем Мировским написал большую картину наподобие чертежа: "Герб Московского государства и иных окрестных государств гербы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы". В казне Оружейной палаты в 1687 г. хранились "чертежи – три части света: Аврика, Америка, Азия, писаны по полотнам".

Картографические работы этого времени подготовили появление на рубеже XVII–XVIII вв. грех знаменитых атласов Семена Ульяновича Ремизова – "Хорографической книги Сибири" (1697–1711), "Чертежной книги Сибири" (1701) и "Служебной чертежной книги Сибири" (1702– 1730). Наибольший интерес представляет рукописная "Чертежная книга Сибири". Это первый русский географический атлас из 23 чертежей большого формата, охватывающий все уезды Сибири. Атлас отличается обилием и детальностью сведений и подводит итог накопившимся к тому времени географическим материалам.

В конце XVII в. появляются первые печатные исторические сочинения. Это "Синопсис" Иннокентия Гизсля (1678), долгое время (до начала XIX в.) бывший единственным учебником русской истории, и "Скифская история" Андрея Ивановича Лызлова (1690-е гг.), посвященная борьбе русского народа и его соседей против татар и турок. Свою работу, в которой он использовал широкий круг русских и иностранных источников и исторические сочинения (летописи, хронографы, разрядные книги, списки Казанской истории, украинские и польско-литовские хроники, работы европейских ученых и путешественников), Лызлов довел до конца XVI в.