Русская культура на рубеже XIX-XX вв.
Многие художественные открытия русской культуры конца XIX – начала XX в. – ее серебряного века – внесли значительный вклад в развитие мировой культуры и положили начало целым направлениям в искусстве, которые активно развиваются и в современном мире. Определяющим настроением "русского духовного ренессанса" стало ожидание великих перемен, ощущение "рубежности", "переходности" эпохи, которое сопровождалось психологическим напряжением. Выдающийся деятель искусства С. П. Дягилев сказал в 1905 г. на открытии выставки русского портрета в Таврическом дворце в Петербурге: "Мы свидетели величайшего исторического момента, итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникает, но и нас же отметет".
Русский духовный ренессанс проявился в творчестве русских философов В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. С. Соловьева. Проводимые ими Религиозно-философские собрания (1901 – 1903), богатое письменное наследие, идейные искания "нового христианства", "нового религиозного сознания", способного служить нравственному обновлению человека, широко известны во всем мире. С их именами связаны распространение философского идеализма и попытка решить вопрос об отношении Человека к Богу через призму Искусства и его высших, неземных идеалов.
Бурная, переменчивая атмосфера начала XX в. всколыхнула целые пласты складывавшегося веками российского сословного общества. Медлительность и недальновидность правительства в сфере государственной системы просвещения не могли приостановить рост общественного интереса к науке и образованию, а коммерческий, предпринимательский дух эпохи подстегивал этот интерес. Это проявилось в некоторой демократизации высшего образования: возникают вечерние народные университеты, куда могли поступать все желающие независимо от происхождения, рабочие курсы (например, на Пречистенке в Москве).
Наибольшей известностью пользовался Московский народный университет имени золотопромышленника и мецената A. Л. Шанявского (1908–1918), в котором учился С. Есенин. Сюда мог поступить любой желающий с 16 лет вне зависимости от сословной принадлежности, вероисповедания, пола. Занятия проводились вечером по двум программам – научно-популярной и академической. В то же время продолжает развиваться частная система образования, например, Вольная высшая школа Π. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт B. М. Бехтерева и др.
Книгоиздательское дело также становится прибыльным, что тоже говорит о возрастающем интересе к знанию. Петербургская фирма А. С. Суворина издает популярную газету "Новое время", справочники "Вся Россия", "Весь Петербург", "Вся Москва", а также серию "Дешевая библиотека" из произведений русской литературы. Московский издатель И. Д. Сытин открывает научно-популярную серию "Библиотека для самообразования", в которую вошли книги по истории, политической экономии, философии, географии. На первый план выходит ежедневная газета, которая постепенно вытесняет "толстые" журналы.
Достижения русских ученых Π. Н. Лебедева, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского актуальны и в современную эпоху. Первыми из русских ученых Нобелевскую премию и мировое признание получили И. П. Павлов (1904) и И. И. Мечников (1908).
Искусство этого периода отразило "рубежность" общественного сознания и повысило интерес к духовному миру человека. Эго стало своего рода ответной реакцией на господствовавшее ранее пристальное внимание к социальным вопросам, характерное для критического реализма. По выражению М. В. Нестерова, произошла "всеобщая переоценка ценностей". Возникает декадентство (от фр. decadence – упадок), мировоззренческое понятие, отражавшее нарочитое неприятие реалий повседневной жизни, уход от них или, как писал символист А. Л. Волынский, "реакция искусства против материализма". Декадентство проявилось в разных художественных направлениях, но более всего – в модернизме.
На рубеже веков русские литераторы стремятся все глубже приоткрыть читателю внутренний мир человеческой личности, используя новые изобразительные средства, и все дальше отходят от критического реализма. Модернизм (от франц. moderne – модный, современный) отличается стремлением к новаторству, свободе самовыражения в искусстве, новым неожиданным образам. Среди литераторов этого направления символисты Д. С. Мережковский, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, акмеисты Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, футуристы В. В. Хлебников, Д . Д. Бурлюк, В. В. Маяковский.
В архитектуре начала XX в. выделяются такие архитектурные направления, как стиль модерн (Ф. И. Шехтель – здание Художественного театра и особняк Рябушинских в Москве, В. Ф. Валькот – гостиница "Метрополь"), неорусский стиль (А. В. Щусев – Казанский вокзал), неоклассицизм (Р. И. Клейн – московский Музей изобразительных искусств, И. И. Рерберг – Киевский вокзал).
Идея синтеза искусств, объединения различных сфер культуры в единое целое как нельзя лучше выразилась в создании журнала "Мир искусства" (1898–1924, финансировался текстильным магнатом С. И. Мамонтовым). Вокруг журнала сложилась группа художников, противопоставивших себя как официальному академизму, так и реализму передвижников, – А. Н. Бенуа, E. Е. Лансере, К. А. Сомов, Л. С. Бакст и др. Свою цель они видели в пропаганде красоты и русских культурных традиций, популяризации западноевропейского искусства. В начале века возникает "русский авангард", стоявший за искусство "чистой формы" и внешнюю беспредметность (К. С. Малевич, М. 3. Шагал, Р. Р. Фальк и др.).
Продолжает развиваться русский театр. В конце 1898 г. с постановки "Царя Федора Иоанновича" А. К. Толстого и "Чайки" А. П. Чехова К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко начинается история Художественного театра в Москве, вслед за которым открылся театр В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Появляется и новый жанр – "иллюзион" – искусство кино, вскоре ставшее массовым и исключительно популярным. Первой отечественной кинофабрикой стал Дом Ханжонкова в Москве (по имени предпринимателя А. А. Ханжонкова, ныне кинотеатр "Художественный"). Первыми фильмами, снятыми здесь в 1907–1908 гг., были "Отец Сергий" по повести Л. Н. Толстого и "Пиковая дама" по произведению А. С. Пушкина (режиссер Я. А. Протазанов).
На это время приходится расцвет творчества великих балетных танцоров – А. П. Павловой, Μ. Ф. Кшесинской, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского. Отвергнутый за академизм и "безвкусицу" в дягилсвскую эпоху, российский императорский балет нашел наивысшее воплощение в ослепительной звезде Анны Павловой. Ее упрекали в полном отсутствии интереса к новациям в искусстве, в приверженности к балетным традициям "от печки", к банальной, далекой от "истинной" музыке Минкуса, Адана и даже к старомодной манере гримироваться "под румяна и сурьму"! Конечно, талант Павловой не вполне укладывался в рамки представлений о русском балете XX столетия. Но именно ей выпало стать выше искусства своей эпохи: "Со времени Тальони до Павловой не было никого", – признавали все, кто знал "божественную Анну".
В популяризации балетного искусства России в мире большая заслуга принадлежит С. П. Дягилеву, организовавшему знаменитые "Русские сезоны" (1907–1914) в Париже, Берлине, Лондоне и Риме. Ему удалось изменить представления о балете как о придворном искусстве и возродить его как искусство для всех. Дягилев открыл новую страницу истории балета, соединив его со всем лучшим, что было в русской культуре серебряного века. Его "художественная лаборатория" – Нувель и Бакст, Бенуа, Коровин и Философов – по крупицам создавала весь ансамбль каждой постановки до самых мелочей. Один только А. Н. Бенуа знал живопись и коллекции музеев так, словно они принадлежали ему, и каждый раз, когда представлялась возможность, щедро передавал С. П. Дягилеву свои богатые знания и безупречный вкус. Их объединяла общая цель – поднять русское искусство на недосягаемую высоту. Дягилев сделал первую половину балетного XX в. русской, и зритель всего мира стал считать русским искусством не одни только "русские матрешки", а и балет. Встреча с Россией, с ее великим балетом и великими танцовщиками стала самым мощным "вторжением" русских в Западную Европу, какое знал мир до того времени.