Лекция 24. Русская философия второй половины XIX века
Во второй половине XIX в. сложился целый ряд самостоятельных и борющихся друг с другом философских и социально- политических течений (схема 195). Условно их можно поделить на материалистические (или близкие к материализму) и идеалистические. При этом материалистические учения были непосредственно связаны с революционной теорией и практикой и в целом ближе к западникам, тогда как сторонники идеалистических учений в основном были сторонниками реформ, противниками революционного преобразования жизни, и большинство их было ближе к славянофилам.
К числу наиболее значительных материалистических течений могут быть отнесены: материализм (Н. Г. Чернышевский[1], II. А. Добролюбов, П. И. Писарев) и естественно-научный материализм (Н. А. Умов, И. И. Мечников, Д. И. Менделеев); позитивизм (П. Л. Лавров, В. В. Лесевич); а к числу наиболее значительных (в философском плане) революционных социально-политических учений – анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин); народничество (существовавшее в различных вариантах, в философском смысле здесь наиболее интересны работы II. К. Михайловского); в конце века зарождается русский марксизм (Г. В. Плеханов).
Однако наиболее оригинальной и своеобразной является русская идеалистическая философия данного периода. Здесь необходимо выделить философские идеи русских писателей, и прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстова; философско-культурологическую концепцию Н. Я. Данилевского, изложенную им в книге "Россия и Европа"; концепцию "византизма" К. II. Леонтьева, учение "общего дела" Η. Ф. Федорова, заложившее основы "русского космизма". Нельзя не упомянуть и о русском неокантианстве – Л. М. Лопатин, А. И. Введенский и др.
Схема 195. Русская философия XIX в.
В этот же период шло формирование мистического учения Е. П. Блаватской, получившего название "теософия" и базирующегося непосредственно на восточной (индийско-тибетской) философии. Оно сформировалось во время пребывания Блаватской на Востоке, а затем (с 1870-х гг.) в США и Европе, поэтому его трудно отнести собственно к русской философии (хотя оно и получило широкое распространение в России в начале XX в.).
Вершиной русской идеалистической философии XIX в. является "философия всеединства" В. С. Соловьева, оказавшая громадное влияние на всю русскую идеалистическую философию XX в. и культуру "серебряного века" (1900–1917).
Материалистические и революционные учения
Чернышевский Н. Г.
Биографические сведения. Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – публицист, литературный критик, философ. Родился в г. Саратове в семье священника, учился сначала в духовной семинарии, а затем на историко-филологическом отделении Санкт-Петербургского университета (1846–1850). В 1851 – 1853 гг. работал учителем в саратовской гимназии, в 1853 г. переехал в Петербург. В 1855 г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию, в которой развивал материалистическую эстетику. С 1853 г. сотрудничал в журнале "Отечественные записки", а затем в журнале "Современник", который вскоре возглавил.
С середины 1850-х гг. Чернышевский стал лидером российского революционно-демократического движения. Он активно выступал с пропагандой материализма и атеизма, за отмену крепостного права и т.п. После реформы по отмене крепостного права в 1861 г. он неоднократно критиковал ее грабительский характер и призывал к народной революции, под его влиянием была создана подпольная революционная организация "Земля и воля".
В 1862 г. Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, а в 1864 г. приговорен к семи годам каторжных работ и бессрочному поселению в Сибири. В 1883 г. его перевели из Сибири в Астрахань[2], за несколько месяцев до смерти ему разрешили вернуться в Саратов.
Основные труды. "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1855); "Антропологический принцип в философии" (1860); роман "Что делать?" (1863); "Характер человеческого знания" (1885).
Философские воззрения. Материализм. На формирование философских воззрений Чернышевского особенно большое влияние оказали диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Как и Маркс, он пришел к выводу о необходимости переработки гегелевской идеалистической диалектики в материалистическом духе.
Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, материальна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в другую. Человек – материальное существо, у него нет никакой души, сознание – это свойство, развившееся у материи.
Социально-политические воззрения. В учении об обществе Чернышевский находился под сильным влиянием антропологического материализма Фейербаха. Общество он понимал как совокупность индивидов, и потому законы функционирования общества считал производными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большинство людей – это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их.
Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капиталистический путь развития, поскольку в стране сохранилась крестьянская община, которая может послужить основой для устройства общественной жизни без частной собственности и эксплуатации человека человеком. Но такой переход возможен только в том случае, если у России будут передовые соседи, т.е. страны, уже пришедшие к социализму. Если же это условие нс реализуется, то в России возможна только демократическая, но не социалистическая революция.
Этика. Этические воззрения Чернышевского могут быть охарактеризованы как "разумный эгоизм"[3]: любой человек в своей жизни стремится, прежде всего, к своему личному счастью, но, будучи существом разумным, он понимает, что при этом необходимо учитывать интересы других людей ("одинокого счастья нет"). Поэтому он может и должен стремиться к совершению поступков, которые идут на пользу не только себе самому, но и всему обществу.
Эстетика. Чернышевский видел предназначение искусства в служении обществу и выступил с критикой популярной в то время теории "искусства для искусства". Он считал, что искусство, как и любая другая форма человеческой деятельности, вызывается к жизни потребностями людей и непосредственно связано с историческими условиями жизни. Задача художника состоит в правильном отражении жизни, в том, чтобы побудить у зрителя, читателя, слушателя и т.п. стремление переустроить жизнь на разумных, справедливых и гуманных началах.
Судьба учения. Идеи Чернышевского оказали значительное влияние прежде всего на Писарева и Добролюбова, а также на всех русских революционеров второй половины XIX в.