Лекция 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

После изучения данной главы студент должен:

знать

• главные особенности развития русской философии;

• основных представителей русской философии;

• проблематику и категории;

уметь

• выделять то общее, что характеризует русскую философию в целом;

• характеризовать основные идеи разных периодов в русской философии;

• сравнивать разные направления в русской философии;

владеть

• навыками сравнительного анализа разных направлений в русской философии;

• умением вести дискуссию по проблемам русской философии;

• способностью критически оценивать те или иные философские идеи и концепции.

Зарождение русской философии

Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере общекультурного развития страны. С самого начала своего существования русская философия прежде всего пыталась найти ответы на вопросы о смысле и цели истории, о судьбе и духовных устремлениях человека. Большое влияние на облик русской философии оказало важнейшее историческое событие – принятие христианской религии в конце X в. Памятники древнерусской мысли свидетельствуют о том, что в это время пути философии практически совпадают с путями богословия. Как и в средневековой Европе, философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях.

Одним из наиболее ранних памятников отечественной богословской мысли является "Слово о законе и благодати" первого русского митрополита Иллариона (XI в.). В нем автор поставил вопрос о месте русского народа в мировой истории, историческом значении принятия им христианства. Оригинальным памятником древнерусской мысли является "Моление" Даниила Заточника (XII–XIII вв.). В "Молении" высоко оценивается ум человека, ведущий его к мудрости, которая для автора неотделима от нравственности. Мудрость имеет не только моральный, но и эстетический характер: мудрое начало создает нравственную гармонию в душе человека, делает прекрасным его духовный облик.

В XV–XVI вв. в древнерусской литературе нашла свое выражение идея самодержавной московской государственности, обосновывался сакральный смысл царской власти. Постепенно формируется историософская концепция "Москвы – третьего Рима": после падения Византии (1453) историческая роль "православного царства" отныне принадлежит русскому государству. Еще в Византии возникла идея "странствующего царства", согласно которой центральное место в христианском мире занимает православный Константинополь, сменивший в этой роли Рим. Исторически закономерно, что в период кризиса Византийской империи, а затем и ее падения на Руси возникает взгляд на Московское царство как на наследника Византии и Рима.

XVII столетие было в истории России эпохой "смутного времени", церковного раскола, но в истории формирования русской философской культуры это был важный период. В XVII в. формируется духовно-академическая традиция изучения философии. Были созданы такие учебные заведения, как Киево-Могилянская академия, в Москве – Славяно-греко-латинская академия) благодаря чему процесс освоения мирового философского опыта приобрел уже систематический характер.

Русская философия в эпоху Просвещения

XVIII в. благодаря реформам Петра стал в России веком секуляризации, веком Просвещения. Богословский и философский опыт в эту эпоху еще сохраняют тесную взаимосвязь. Однако появляются и новые просветительские тенденции, ярким выражением которых явилось творчество

Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – ученого-энциклопедиста, внесшего свой вклад в разные области знания – от естественно-научного до социально-гуманитарного. Ломоносов получил образование в Германии и на его взгляды оказали большое влияние западноевропейские ученые и философы – Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Занимаясь естествознанием, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту, но сумел избежать крайностей эмпиризма и сенсуализма, признавая за рациональным познанием решающую роль. Метод познания Ломоносов описывал так: от опыта через гипотезы к формулированию научной теории. Ученый пытался примирить научный и религиозный подходы к объяснению мира, но отвергал мистическую трактовку природы: "Приписывать... физическое свойство тел божественной воле или чудодейственной силе мы не можем". Ломоносов развивал так называемую "корпускулярную философию": материя состоит из мельчайших частиц – атомов, которые образуют более сложные формы – корпускулы (молекулы). Молекулы, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие мира.

В 1755 г. открылся Московский университет. Первые университетские профессора философии были прежде всего просветителями и проводниками идей новоевропейской философии. Особенно популярна была французская философия и прежде всего Вольтер, но русские философы-профессионалы очень рано обнаружили тяготение и к английскому эмпиризму, и к немецкой идеалистической философии. На рубеже XVIII–XIX вв. в России появляются первые переводы сочинений Канта.

Яркой и трагической фигурой в истории русской философии и литературы был Александр Николаевич Радищев (1749–1802). Его знаменитое сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) утверждало идеи равноправия, человеческого достоинства, личной свободы и социальной справедливости. Радищев получил образование в Германии, и в его творчестве заметно влияние таких немецких философов, как Гердер и Лейбниц. Он также проявлял интерес к французским сенсуалистам и английской эмпирической философии. Вслед за европейскими мыслителями Радищев считает, что основанием всего естественного познания является опыт. Чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с "опытом разумным". Мир материален, телесен, утверждает Радищев, и человек является существом телесным, как и вся природа, и живет по законам, одинаковым для всего тварного мира. Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, однако более важное отличие заключается в способности человека к моральным оценкам и действиям. Человек – единственное существо на земле, понимающее, что такое добро и зло. Из всех живых существ только человек может беспредельно совершенствоваться или развращаться. Радищев не принимал просветительскую идею "разумного эгоизма", считая, что себялюбие не может быть источником нравственного чувства. В основе нравственного поведения лежит чувство сострадания, помощи ближнему.

В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев рассматривает человека как природное существо, признавая неразрывность природного и духовного, единство тела и души. Говоря о бессмертии, Радищев позиционирует себя скорее как агностик, чем атеист, что вполне отвечает его мировоззрению, ориентированному на "естественность" миропорядка, но не склонному к богоборчеству.