РПСР-анализ
На всех этапах основного управленческого цикла находит применение РПСР-анализ. Метод управленческого анализа, позволяющий:
1) систематизировано классифицировать результаты реализации стратегии или принятых управленческих решений стратегического, тактического или оперативного характера;
2) устанавливать причины, позволившие или не позволившие обеспечить достижение поставленных целей;
3) выявлять сигналы о нежелательном развитии ситуации, а также о возникновении новых возможных вариантов развития на основании полученной структурированной информации;
4) вырабатывать рекомендации для принятия последующих решений стратегического, тактического или оперативного характера, используя выявленные причины полученных результатов и сигналы об опасностях и возможностях.
РПСР-анализ может быть реализован как на этапах реализационного цикла, так как в нем предусмотрен анализ полученных результатов принятых ранее управленческих решений, так и на этапе их разработки. Последнее связано с тем на основании анализа причин РПСР-анализ позволяет выявить явные и неявные сигналы о глубинных процессах и механизмах, определяющих развитие управленческой ситуации.
Главная задача РПСР-анализа состоит в том, чтобы понять движущие силы развития ситуации, дойти до момента истины, оценить идею целенаправленных действий объекта управления, способных обеспечить достижение поставленной цели. А на этапах формирования видения и целеполагания поставить ее.
Эффективное использование РПСР-анализа предусматривает сочетание управленческого мастерства и управленческого искусства, позволяющих развить интуицию управленца для верного понимания глубинных процессов развития управленческой ситуации.
Модель, описывающая последовательность этапов проведения РПСР-анализа, представлена на рис. 3.3.
РПСР-анализ начинается с получения данных о результатах реализации принятых ранее управленческих решений, анализа и оценки степени достижения поставленных целей. Результат такого анализа установление причин, обеспечивших или не позволивших обеспечить достижение целей. В свою очередь, все причины анализируются для более глубокого понимания сложившейся ситуации, механизмов ее развития и сил, способствующих или препятствующих достижению поставленных целей. Для выявления сигналов об истинных механизмах развития ситуации, не всегда лежащих на поверхности, а в
Рис. 3.3. Этапы РПСР-анализа
некоторых случаях скрытых за малозначащими или кажущимися причинами, необходимы не только опыт и управленческое мастерство, но и искусство управленца, его управленческое чутье и интуиция.
РПСР-анализ проводится в сложных управленческих ситуациях, особо важных для объекта управления, когда требуются более глубокое понимание ситуации и поиск идей, которые могут быть положены в основу стратегически важных управленческих решений. Технологии его проведения предполагают получение информации о результатах деятельности объекта управления (табл. 3.6). Поступившая информация должна быть систематизирована и структурирована. Это позволяет реализовать постоянно действующий мониторинг результатов деятельности объекта управления.
Таблица 3.6. Результаты деятельности объекта управления
№ п/п |
Наименование результата |
Краткая характеристика результата и его ожидаемое влияние |
Степень важности результата |
|
|||
Поставленные цели достигнуты |
|
||||||
1 |
|
||||||
|
|||||||
п |
|
||||||
Поставленные цели не достигнуты |
|
||||||
1 |
|
||||||
|
|||||||
п |
|
||||||
Положительные воздействия |
|
||||||
1 |
|
||||||
|
|||||||
п |
|
||||||
Отрицательные воздействия |
|||||||
1 |
|||||||
и |
|||||||
Следующий шаг — более детальный анализ результатов и воздействий с выделением основных факторов, оказывающих влияние на деятельность объекта управления (табл. 3.7).
На данном этапе РПСР-анализа дастся сравнительная оценка важности полученных результатов и воздействий. Они ранжируются по степени важности по шкале Харрингтона или по 5-баллыюй шкале. Это позволяет систематизировать результаты и воздействия по характеру и степени их влияния на объект управления. Постоянный мониторинг оценивает динамику изменения результатов и воздействий, определяет тенденции их влияния на объект управления.
Положительные и отрицательные факторы ранжируются отдельно.
Таблица 3.7. Факторы, влияющие на деятельность объекта управления
№ п/п |
Наименование фактора |
Краткая характеристика фактора и его влияния |
Ранг фактора |
Степень важности |
Положительные |
||||
1 |
||||
п |
||||
Отрицательные |
||||
1 |
||||
• |
||||
п |
Для более углубленного анализа положения объекта управления необходимо понимание причин, приведших к полученным результатам деятельности и вызвавших воздействие на его деятельность (табл. 3.8). Полученная информация о причинах успехов и неудач служит основанием для выработки последующих управленческих решений.
Таблица 3.8. Причины результатов деятельности объекта управления
Результаты деятельности объекта управления и оказанные на него воздействия со стороны внешней и внутренней среды должны подвергаться анализу не только с целью выяснения причин, вызвавших их, но и с целью своевременного выявления сигналов о вновь возникших возможностях или угрозах. Своевременная реакция на них со стороны руководителя, т.е. своевременно принятые решения и предпринятые действия, могут устранить или ослабить действие появившихся угроз, а так же позволяют не упустить и использовать вновь появившиеся возможности.
Сигналы о возможностях и угрозах также ранжируются и оцениваются по степени важности и служат основанием для принятия своевременных управленческих решений стратегического характера (табл. 3.9).
Таблица 3.9. Сигналы о возможностях и угрозах
№ п/п |
Наименование результата (воздействия) |
Сигналы |
Ранг сигнала |
Степень важности |
|||||
Поставленные цели достигнуты |
|||||||||
1 |
1 |
||||||||
• |
|||||||||
н п т |
|||||||||
Поставленные цели не достигнуты |
|
||||||||
1 |
1 т |
|
|||||||
• |
|
||||||||
п |
п пт |
|
|||||||
Положительные воздействия |
|
||||||||
1 |
I т |
|
|||||||
|
|||||||||
п |
п пт |
|
|||||||
Отрицательные воздействия |
|
||||||||
1 |
1 т |
|
|||||||
|
|||||||||
п |
п1 пт |
|
|||||||
Информация, содержащаяся в табл. 3.6—3.9, дает достаточно полно представление возможностях и угрозах, возникших при реализации принятых управленческих решений стратегического характера и под воздействием внешней и внутренней среды, позволяет скорректировать стратегические решения, а также стратегию развития объекта управления и получить более точные результаты по сравнению с запланированными.
Возникшие угрозы требуют принятия своевременных мер по их устранению. Обнаружившиеся факты невыполнения поставленных задач и недостижения поставленных целей в намеченные сроки могут привести к снижению "планки" поставленных стратегических целей или продлению сроков их достижения. Эти факты ставят перед руководителем задачу принятия дополнительных мер, а возможно и изыскания дополнительных ресурсов, корректировки решений, принятых ранее, для своевременного достижения поставленных стратегических целей.
Одна из главных задач РПСР-анализа — подготовка рекомендаций на основании полученных сигналов о возникших в процессе реализации принятых управленческих решений и изменениях внешней и внутренней среды возможностях и угрозах. Они необходимы для корректировки ранее принятых планов и решений или принятия новых. То есть для реализации одной из ключевых задач стратегического управления — своевременной корректировки стратегии и принятых ранее стратегических решений.
Для выработки рекомендаций могут быть использованы методы "мозговой атаки" или других методов работы с экспертами. Требования РПСР-анализа состоят в том, чтобы вырабатываемые рекомендации основывались:
1) на определении результатов принятых ранее стратегических решений и воздействий внешней и внутренней среды;
2) оценке результатов и воздействий;
3) выявлении их причин;
4) установлении сигналов об открывшихся в процессе реализации принятых ранее стратегических решений новых возможностях и угрозах.
При подготовке рекомендаций должны учитываться технологии и ресурсы, которыми располагает объект управления, организационные возможности его системы управления, факторы внешней среды.
Разработанные в процессе РПСР-анализа таблицы и полученная информация служат основанием для формирования у управленца более глубокого представления о факторах, механизмах, силах, оказывающих влияние на развитие управленческой ситуации. В свою очередь более глубокое понимание ситуации принятия решения способствует появлению новых идей по достижению поставленных целей. Именно такие идеи составляют главную ценность рекомендаций, получаемых при РПСР-анализе.
Подготавливаемые в результате РПСР-анализа рекомендации предназначены для использования при стратегическом управлении развитием объекта управления, как на стадии формирования видения путей развития объекта управления, так и на стадии реализации принятых стратегических решений.
Проведение РПСР-анализа позволяет получить более глубокое представление о ситуации принятия решения и способствует выработке эффективных управленческих решений, использующих идеи достижения поставленных целей, возникших при его появлении.
Пример использования технологий РПСР-анализа приведен в [72], где проанализированы ошибки топ-менеджеров, приведших к банкротству компаний-лидеров мирового бизнеса либо к ощутимым для них потерях.
РПСР-анализ целесообразно использовать при формировании видения управленцем путей решения важных для объекта управления проблем па основных этапах управленческого цикла при стратегическом управлении развитием объекта управления.
Проведенный анализ эффективен, если он позволил управленцу верно попять истинное положение дел в сложившейся управленческой ситуации и найти решение, способное привести к достижению поставленной цели.