Розничная торговля как подсистема торговой отрасли

Главная отличительная черта розничной торговли – перепродажа товара конечным потребителям (обычно штучно или мелкими партиями). В англоязычном варианте розничную торговлю обозначают термином "retail". Но в каждой стране существуют определенные особенности относительно того, какие виды деятельности кроме собственно продажи товаров в розницу следует учитывать в составе деятельности сферы розничной торговли. Так, в соответствии с указаниями Росстата, в состав деятельности розничной торговли включается и оказание некоторых видов бытовых услуг населению (см. табл. 7.1). В некоторых странах различные виды услуг (парикмахерские услуги, услуги автозаправочных станций и станций технического обслуживания, услуги бытового обслуживания и т.д.) включаются или не включаются в границы вида экономической деятельности "розничная торговля", но некоторые исследователи считают необходимым включать деятельность поставщиков (провайдеров) услуг в состав розничной торговли[1].

Розничная торговля завершает процесс распределения товарной массы среди потребителей, формирует обеспеченность населения товарами и некоторыми видами услуг, обеспечивает занятость и определенный уровень доходов населения, занятого в сфере розничной торговли, выполняет другие важные функции в экономике. В деятельности розничной торговли заинтересованы все участники экономической деятельности:

• население (как потребители и как работники торговых предприятий):

• государство (как комплекс органов управления, в ведение которых входит регулирование социально-экономического положения в интересах развития государства, формирования факторов устойчивого экономического роста и национальной безопасности);

• бизнес-сообщество (как производители и продавцы товаров, провайдеры услуг).

Розничная торговля реализует товары не только конечным потребителям, но и предприятиям и предпринимателям, которые используют их в своей предпринимательской деятельности (промежуточное потребление). При этом возможен только частичный учет объемов реализации товаров для промежуточного потребления через розничную сеть, так как по факту подобных продаж кроме кассового чека выдается и товарный чек, который является основанием для возмещения соответствующих расходов. Точно определить количество товаров, закупленных для целей промежуточного потребления и для целей личного потребления, не всегда возможно.

ПРИМЕР 7.1

Предприниматель закупает бутилированную воду для приготовления напитков в своем кафе – это закупка с целью промежуточного потребления. Закупка такой же воды для домашнего приготовления чая или кофе – закупка с целью личного потребления, несмотря на то что закупка может осуществляться в одном розничном (оптово-розничном) предприятии.

Предприятия розничной торговли классифицируют по разным признакам. В соответствии с ГОСТ Р 51773–2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий" выделяются следующие виды предприятий (табл. 7.5).

Розничные торговые предприятия можно классифицировать и по иным признакам[2].

По организационно-правовой форме:

предприятия с правами юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации разных организационных форм);

• предприятия без прав юридического лица (финансово- промышленные группы, товарищества, индивидуальные предприниматели, представительства и филиалы).

Таблица 7.5

Классификация предприятий розничной торговли

Предприятие розничной торговли

Торговая площадь, м2, не менее

Ассортимент

товаров

Формы торгового обслуживания

Вид

Тип

Универсальный магазин

Гипермаркет

5000

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

Преимущественно самообслуживание

Универмаг

3500 – городская торговля, 650 – сельская торговля

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Универмаг "Детский мир"

2500

Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин- склад

650

Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров

Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары

Универсам (супермаркет)

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Гастроном

400

Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Товары повседневного спроса

100

Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса

Преимущественно самообслуживание

Специализированный продовольственный магазин

Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Специализированный непродовольственный магазин

Мебель, Хозяйственные товары. Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Магазин прочей товарной специализации

Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.

18

В соответствии со специализацией магазина

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный продовольственный магазин

Продукты (мини-маркет) и т.п.

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Неспециализированный непродовольственный магазин

Дом торговли

1000

Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров

650

Товарные комплексы соответствующей специализации

Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.

Промтовары

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия

Индивидуальное обслуживание через прилавок

Комиссионный магазин

18

Узкий ассортимент непродовольственных товаров

Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок

Магазины со смешанным ассортиментом товаров

18

Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса

Индивидуальное обслуживание через прилавок

По форме торговли:

• торговля в стационарных торговых объектах;

• торговля вне стационарных торговых объектов (включает торговлю на ярмарках, выставках, развозную торговлю, разносную торговлю, дистанционный способ продажи товаров, продажу товаров с использованием автоматов и др.).

По степени специализации:

универсальная торговля (торговля смешанным ассортиментом);

• специализированная торговля (продажа одной группы товаров: одежда, алкогольные напитки, товары для ремонта и т.д.);

• узкоспециализированная торговля (продажа одной подгруппы товаров: детская одежда, мужская одежда, женская одежда и т.д.).

По масштабам деятельности: крупные предприятия; средние предприятия; малые предприятия; микропредприятия.

По степени организационной самостоятельности:

• сетевые (принадлежат к совокупности предприятий с управлением из единого центра);

• франшизные (находятся во франчайзинговых взаимоотношениях с владельцами франшизы);

• независимые (самостоятельно осуществляют все хозяйственные и финансовые операции, не относятся к первым двум видам).

По функциональным особенностям: стационарные; передвижные; сезонные; посылочные; комиссионные.

В рамках классификации по форме торговли предприятия также различают по форме обслуживания: предприятия самообслуживания, предприятия индивидуального обслуживания, предприятия, реализующие товары но почте, по каталогам, через электронные ресурсы и т.п. Предприятия торговли часто сочетают разные формы обслуживания, чтобы повысить эффективность своей деятельности. Поэтому данная классификация может использоваться лишь как дополнение к предыдущим, но не может быть основной.

Основные экономические показатели деятельности розничной торговли за период 2005–2011 гг. представлены в табл. 7.6.

На основе имеющихся данных можно выявить влияние факторов на изменение товарооборота розничной торговли.

ПРИМЕР 7.2

Прирост оборота розничной торговли за семь лет в общей сумме 14278 млрд руб. обусловлен действием двух факторов:

• роста цен на товары, что привело к увеличению товарооборота на 9200 млрд руб. (21320–12 120);

• увеличения физической массы реализуемых товаров на сумму 5078 млрд руб. (12 120–7042).

В относительном измерении влияние составило:

• влияние роста цен на товары: 9200/14 278 × 100 = 64,43%;

• влияние увеличения физической массы реализуемых товаров: 5078/14 278 × 100 = 35,57%.

Также мы видим, что индекс цен и индекс физического объема товарооборота в совокупности дают индекс товарооборота за семь лет: 1,7591 × 1,7211 =3,0276.

Средний темп роста товарооборота в текущих ценах составил:

= 1,171, или 117,10%, в сопоставимых ценах: = 1,0806, или 108,06%.

Кроме рассмотренных факторов на изменение оборота розничной торговли оказывали влияние изменение платежеспособного спроса и покупательной способности населения и другие факторы.

Достигнутые розничной торговлей темпы роста можно признать высокими, но следует учитывать, что рост происходит в основном за счет ценового фактора. В ближайшей перспективе (5–10 лет) ожидается снижение темпов роста, которое происходит из-за равномерного территориального распространения современных форматов, роста уровня консолидации отрасли, повышения уровня розничного предложения и конкуренции.

Таблица 7.6

Динамика товарооборота и валовой добавленной стоимости (ВДС) розничной торговли в 2005-2012 гг.

Показатель

2005 г.

2007 г.

2009 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г., %

к 2005 г.

к 2011 г.

Оборот розничной торговли в фактических ценах, млрд руб.

7042

10 869

14 599

19 083

21 320

302,75

111,72

ВДС розничной торговли в текущих ценах, млрд руб.

3611

5745

6061

9330

10514

291,17

112,69

ВДС к обороту розничной торговли, %

51,28

52,86

41,52

48,89

49,31

-

-

Индекс цен на товары (цепной), %

-

106,90

110,40

108,91

105,50

-

-

Индекс цен на товары (базисный), %

-

116,51

145,04

166,73

175,91

-

-

Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, млрд руб.

7042

9329

10056

11445

12120

172,11

105,9

Темпы роста цепные, %

-

116,10

94,90

107,00

105,90

-

-

Развитие розничной торговли будет сталкиваться с такими проблемами, как неразвитая инфраструктура и непривлекательные условия ведения бизнеса в отдаленных населенных пунктах, недостаток квалифицированных кадров, низкая эффективность государственного регулирования отрасли, существенные ограничения развития малого и среднего бизнеса. Для решения этих проблем в Стратегии развития торговли предусмотрены меры, которые позволят оказывать косвенную поддержку развитию торговли без существенных финансовых вложений. Например, для развития торговли в малонаселенных и удаленных территориях и развития торговой инфраструктуры предлагается:

• предоставлять розничным торговым предприятиям земли на льготных условиях или бесплатно (в зависимости от степени инвестиционной привлекательности региона);

• включать в условия тендера на привлекательный рынок обязательство открыть магазин (другое торговое предприятие соответствующего профиля) на непривлекательной с экономический точки зрения территории;

• предоставлять льготы по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам;

• льготировать часть налога на прибыль организациям розничной торговли (например, при условии инвестирования средств в развитие торговли на экономически непривлекательных территориях).

Для сокращения кадрового дефицита предлагается расширять практику согласования образовательных программ, реализуемых вузами, с работодателями, ввести налоговые льготы (например, освобождение от налога на прибыль но финансовым средствам, предоставленным торговыми предприятиями образовательным учреждениям, устранить двойное налогообложение сумм, предоставленных жертвователями в фонды образовательных учреждений и научных организаций).

Развитие розничной торговли является комплексной социально-экономической задачей, объединяющей множество аспектов, затрагивающей интересы всех слоев населения, всех членов бизнес-сообщества. И наравне с государством население и бизнес-сообщество могут участвовать в решении проблем, связанных с развитием торговой деятельности на местном и региональном уровнях, что обеспечит предпосылки как для устойчивого роста экономики за счет развития отечественного производства, так и для достижения продовольственной безопасности страны.