Розничная торговля как подсистема торговой отрасли
Главная отличительная черта розничной торговли – перепродажа товара конечным потребителям (обычно штучно или мелкими партиями). В англоязычном варианте розничную торговлю обозначают термином "retail". Но в каждой стране существуют определенные особенности относительно того, какие виды деятельности кроме собственно продажи товаров в розницу следует учитывать в составе деятельности сферы розничной торговли. Так, в соответствии с указаниями Росстата, в состав деятельности розничной торговли включается и оказание некоторых видов бытовых услуг населению (см. табл. 7.1). В некоторых странах различные виды услуг (парикмахерские услуги, услуги автозаправочных станций и станций технического обслуживания, услуги бытового обслуживания и т.д.) включаются или не включаются в границы вида экономической деятельности "розничная торговля", но некоторые исследователи считают необходимым включать деятельность поставщиков (провайдеров) услуг в состав розничной торговли[1].
Розничная торговля завершает процесс распределения товарной массы среди потребителей, формирует обеспеченность населения товарами и некоторыми видами услуг, обеспечивает занятость и определенный уровень доходов населения, занятого в сфере розничной торговли, выполняет другие важные функции в экономике. В деятельности розничной торговли заинтересованы все участники экономической деятельности:
• население (как потребители и как работники торговых предприятий):
• государство (как комплекс органов управления, в ведение которых входит регулирование социально-экономического положения в интересах развития государства, формирования факторов устойчивого экономического роста и национальной безопасности);
• бизнес-сообщество (как производители и продавцы товаров, провайдеры услуг).
Розничная торговля реализует товары не только конечным потребителям, но и предприятиям и предпринимателям, которые используют их в своей предпринимательской деятельности (промежуточное потребление). При этом возможен только частичный учет объемов реализации товаров для промежуточного потребления через розничную сеть, так как по факту подобных продаж кроме кассового чека выдается и товарный чек, который является основанием для возмещения соответствующих расходов. Точно определить количество товаров, закупленных для целей промежуточного потребления и для целей личного потребления, не всегда возможно.
ПРИМЕР 7.1
Предприниматель закупает бутилированную воду для приготовления напитков в своем кафе – это закупка с целью промежуточного потребления. Закупка такой же воды для домашнего приготовления чая или кофе – закупка с целью личного потребления, несмотря на то что закупка может осуществляться в одном розничном (оптово-розничном) предприятии.
Предприятия розничной торговли классифицируют по разным признакам. В соответствии с ГОСТ Р 51773–2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий" выделяются следующие виды предприятий (табл. 7.5).
Розничные торговые предприятия можно классифицировать и по иным признакам[2].
По организационно-правовой форме:
• предприятия с правами юридического лица (коммерческие и некоммерческие организации разных организационных форм);
• предприятия без прав юридического лица (финансово- промышленные группы, товарищества, индивидуальные предприниматели, представительства и филиалы).
Таблица 7.5
Классификация предприятий розничной торговли
Предприятие розничной торговли |
Торговая площадь, м2, не менее |
Ассортимент товаров |
Формы торгового обслуживания |
|||
Вид |
Тип |
|||||
Универсальный магазин |
Гипермаркет |
5000 |
Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров |
Преимущественно самообслуживание |
||
Универмаг |
3500 – городская торговля, 650 – сельская торговля |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
|||
Универмаг "Детский мир" |
2500 |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
|||
Магазин- склад |
650 |
Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров |
Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары |
|||
Универсам (супермаркет) |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса |
Преимущественно самообслуживание |
|||
Гастроном |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
|||
Товары повседневного спроса |
100 |
Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса |
Преимущественно самообслуживание |
|||
Специализированный продовольственный магазин |
Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
||
Специализированный непродовольственный магазин |
Мебель, Хозяйственные товары. Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
||
Магазин прочей товарной специализации |
Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
||
Неспециализированный продовольственный магазин |
Продукты (мини-маркет) и т.п. |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
||
Неспециализированный непродовольственный магазин |
Дом торговли |
1000 |
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
||
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров |
650 |
Товарные комплексы соответствующей специализации |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
|||
Промтовары |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
|||
Комиссионный магазин |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
|||
Магазины со смешанным ассортиментом товаров |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
|||
По форме торговли:
• торговля в стационарных торговых объектах;
• торговля вне стационарных торговых объектов (включает торговлю на ярмарках, выставках, развозную торговлю, разносную торговлю, дистанционный способ продажи товаров, продажу товаров с использованием автоматов и др.).
По степени специализации:
• универсальная торговля (торговля смешанным ассортиментом);
• специализированная торговля (продажа одной группы товаров: одежда, алкогольные напитки, товары для ремонта и т.д.);
• узкоспециализированная торговля (продажа одной подгруппы товаров: детская одежда, мужская одежда, женская одежда и т.д.).
По масштабам деятельности: крупные предприятия; средние предприятия; малые предприятия; микропредприятия.
По степени организационной самостоятельности:
• сетевые (принадлежат к совокупности предприятий с управлением из единого центра);
• франшизные (находятся во франчайзинговых взаимоотношениях с владельцами франшизы);
• независимые (самостоятельно осуществляют все хозяйственные и финансовые операции, не относятся к первым двум видам).
По функциональным особенностям: стационарные; передвижные; сезонные; посылочные; комиссионные.
В рамках классификации по форме торговли предприятия также различают по форме обслуживания: предприятия самообслуживания, предприятия индивидуального обслуживания, предприятия, реализующие товары но почте, по каталогам, через электронные ресурсы и т.п. Предприятия торговли часто сочетают разные формы обслуживания, чтобы повысить эффективность своей деятельности. Поэтому данная классификация может использоваться лишь как дополнение к предыдущим, но не может быть основной.
Основные экономические показатели деятельности розничной торговли за период 2005–2011 гг. представлены в табл. 7.6.
На основе имеющихся данных можно выявить влияние факторов на изменение товарооборота розничной торговли.
ПРИМЕР 7.2
Прирост оборота розничной торговли за семь лет в общей сумме 14278 млрд руб. обусловлен действием двух факторов:
• роста цен на товары, что привело к увеличению товарооборота на 9200 млрд руб. (21320–12 120);
• увеличения физической массы реализуемых товаров на сумму 5078 млрд руб. (12 120–7042).
В относительном измерении влияние составило:
• влияние роста цен на товары: 9200/14 278 × 100 = 64,43%;
• влияние увеличения физической массы реализуемых товаров: 5078/14 278 × 100 = 35,57%.
Также мы видим, что индекс цен и индекс физического объема товарооборота в совокупности дают индекс товарооборота за семь лет: 1,7591 × 1,7211 =3,0276.
Средний темп роста товарооборота в текущих ценах составил:
= 1,171, или 117,10%, в сопоставимых ценах: = 1,0806, или 108,06%.
Кроме рассмотренных факторов на изменение оборота розничной торговли оказывали влияние изменение платежеспособного спроса и покупательной способности населения и другие факторы.
Достигнутые розничной торговлей темпы роста можно признать высокими, но следует учитывать, что рост происходит в основном за счет ценового фактора. В ближайшей перспективе (5–10 лет) ожидается снижение темпов роста, которое происходит из-за равномерного территориального распространения современных форматов, роста уровня консолидации отрасли, повышения уровня розничного предложения и конкуренции.
Таблица 7.6
Динамика товарооборота и валовой добавленной стоимости (ВДС) розничной торговли в 2005-2012 гг.
Показатель |
2005 г. |
2007 г. |
2009 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г., % |
|
к 2005 г. |
к 2011 г. |
||||||
Оборот розничной торговли в фактических ценах, млрд руб. |
7042 |
10 869 |
14 599 |
19 083 |
21 320 |
302,75 |
111,72 |
ВДС розничной торговли в текущих ценах, млрд руб. |
3611 |
5745 |
6061 |
9330 |
10514 |
291,17 |
112,69 |
ВДС к обороту розничной торговли, % |
51,28 |
52,86 |
41,52 |
48,89 |
49,31 |
- |
- |
Индекс цен на товары (цепной), % |
- |
106,90 |
110,40 |
108,91 |
105,50 |
- |
- |
Индекс цен на товары (базисный), % |
- |
116,51 |
145,04 |
166,73 |
175,91 |
- |
- |
Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах, млрд руб. |
7042 |
9329 |
10056 |
11445 |
12120 |
172,11 |
105,9 |
Темпы роста цепные, % |
- |
116,10 |
94,90 |
107,00 |
105,90 |
- |
- |
Развитие розничной торговли будет сталкиваться с такими проблемами, как неразвитая инфраструктура и непривлекательные условия ведения бизнеса в отдаленных населенных пунктах, недостаток квалифицированных кадров, низкая эффективность государственного регулирования отрасли, существенные ограничения развития малого и среднего бизнеса. Для решения этих проблем в Стратегии развития торговли предусмотрены меры, которые позволят оказывать косвенную поддержку развитию торговли без существенных финансовых вложений. Например, для развития торговли в малонаселенных и удаленных территориях и развития торговой инфраструктуры предлагается:
• предоставлять розничным торговым предприятиям земли на льготных условиях или бесплатно (в зависимости от степени инвестиционной привлекательности региона);
• включать в условия тендера на привлекательный рынок обязательство открыть магазин (другое торговое предприятие соответствующего профиля) на непривлекательной с экономический точки зрения территории;
• предоставлять льготы по налогу на имущество и другим региональным и местным налогам;
• льготировать часть налога на прибыль организациям розничной торговли (например, при условии инвестирования средств в развитие торговли на экономически непривлекательных территориях).
Для сокращения кадрового дефицита предлагается расширять практику согласования образовательных программ, реализуемых вузами, с работодателями, ввести налоговые льготы (например, освобождение от налога на прибыль но финансовым средствам, предоставленным торговыми предприятиями образовательным учреждениям, устранить двойное налогообложение сумм, предоставленных жертвователями в фонды образовательных учреждений и научных организаций).
Развитие розничной торговли является комплексной социально-экономической задачей, объединяющей множество аспектов, затрагивающей интересы всех слоев населения, всех членов бизнес-сообщества. И наравне с государством население и бизнес-сообщество могут участвовать в решении проблем, связанных с развитием торговой деятельности на местном и региональном уровнях, что обеспечит предпосылки как для устойчивого роста экономики за счет развития отечественного производства, так и для достижения продовольственной безопасности страны.