Розничная торговля
Розничная торговля – любая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Это конечный этап каналов сбыта.
Розничная торговля выполняет ряд функций:
• исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
• определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
• участвует в процессе сортировки, собирает ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков и предлагает их для продажи;
• осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
• представляет информацию потребителям через рекламу, витрины, надписи, персонал;
• осуществляет различные операции с товарами: хранит, устанавливает цену, располагает в торговых помещениях и пр.;
• завершает сделки товаров, используя выгодное расположение магазинов, время работы, кредит и пр.
Основные задачи маркетинга в розничной торговле представлены в табл. 8.6.
Таблица 8.6
Задачи маркетинга в розничной торговле
Направление деятельности |
Задачи |
Разработка маркетинговых стратегий |
• Размещение предприятия. • Формирование имиджа. • Создание розничной сети. • Определение уровня специализации. • Организация новых форм торговли. • Диверсификация деятельности |
Проведение маркетинговых исследований |
• Исследование магазинов-конкурентов. • Изучение опыта известных предприятий торговли. • Исследование поведения покупателей в торговом зале. • Анализ рынка поставщиков |
Маркетинг закупок |
• Оценка поставщиков по имиджу торговых марок товаров, деловой репутации. • Разработка политики закупок |
Разработка маркетинг-микс |
• Формирование товарной и ассортиментной политики розничного предприятия. • Решения по марочной политике. • Решения по ценовой политике. • Решения по форме продажи товаров. • Решения по уровню обслуживания. • Формирование коммуникативной политики. • Формирование сервисной политики |
Организация мерчандайзинга |
• Решения по планировке торгового зала. • Решения по размещению товаров. • Решения по дизайну торгового зала |
Маркетинговый аудит торговой деятельности |
* Организация ревизии товарного ассортимента. • Проведение работы с претензиями покупателей |
Подбор торгового персонала |
• Разработка требований к персоналу. • Обучение персонала. • Работа персонала в торговом зале |
Типы предприятий розничной торговли и основные их признаки отражены в Национальном стандарте РФ[1], в соответствии с которым предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе:
• по формам собственности;
• видам торговли;
• специализации торговой деятельности;
• способу организации торговой деятельности;
• виду торгового объекта;
• формам торгового обслуживания покупателей;
• условиям реализации товаров;
• типам предприятий торговли.
Классификация предприятий розничной торговли по различным признакам и характеристики предприятий розничной торговли представлены в табл. 8.7-8.8[2].
Таблица 8.7
Классификация предприятий розничной торговли
Классификационный признак |
Классификационные группы |
В зависимости от формы собственности |
• Частные. • Государственные. • Муниципальные. • Унитарные. • Кооперативные и др. |
В зависимости от специализации |
• Универсальные. • Специализированные. • Неспециализированные (с комбинированным ассортиментом; со смешанным ассортиментом) |
В зависимости от способа организации торговой деятельности |
• Сетевые (торговая сеть). • Автономные. • Фирменные и др. |
В зависимости от вида торгового объекта |
• Стационарные. • Не стационарные. |
В зависимости от формы обслуживания покупателей |
• С полным самообслуживанием. • С частичным самообслуживанием. • С индивидуальным обслуживанием (в том числе через прилавок). • С обслуживанием по предварительным заказам. • С обслуживанием по образцам. • С обслуживанием по каталогам и др. |
В зависимости от условий реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала) |
• Магазины. • Объекты мелкорозничной (торговой) сети |
В зависимости от типа предприятий торговли |
• Гипермаркет. • Универмаг. • Магазин-склад. • Универсам. • Супермаркет. • Гастроном. • Магазин "Товары повседневного спроса". • Магазин "Рыба", "Мясо", "Колбасы", "Минеральные воды", "Хлеб", "Овощи", "Фрукты" и т.п. • Магазин "Электротовары", "Одежда", "Обувь", "Ткани", "Хозяйственные товары", "Мебель", "Книги", "Зоотовары", "Семена", "Цветы" и пр. • Магазин "Продукты". • Павильон "Продукты". • Минимаркет. • Торговый дом. • Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для новобрачных, для молодежи и т.п. • Магазин "Промтовары". • Магазин "Дисконт"; "Дискаунтер". • Комиссионный магазин; "Секонд Хенд". • Стоковый магазин. • Магазин-бутик. • Магазин-салон и др. |
Таблица 8.8
Основные характеристики типов предприятий розничной торговли
Предприятия розничной торговли |
Площадь торгового объекта, м2, не менее |
Ассортимент товаров |
Формы торгового обслуживания покупателей |
Отличительные характеристики типа предприятия |
||
Специализация торговой деятельности |
Тип предприятия |
|||||
Универсальное предприятие торговли |
Гипермаркет |
4000 |
Продовольственные и непродовольственные товары в основном повседневного спроса, в том числе под собственными марками |
Преимущественно самообслуживание |
Широкая зона обслуживания, наличие парковки, цехов по производству продукции (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских и пр.). До 40% площади используется для продажи непродовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
Универмаг |
3500 – в городах; 650 – в сельской местности |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам, через прилавок |
Реализация широкого ассортимента непродовольственных товаров. Допускается продажа до 20% продовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
||
Магазин- склад |
650 |
Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров |
Самообслуживание |
Реализация товаров преимущественно из транспортной тары. Широкая зона обслуживания. Наличие парковки, возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
||
Универсальное предприятие торговли |
Универсам |
200 |
Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный – непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе иод собственными торговыми марками |
Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок |
Возможно наличие мини-цехов по производству продукции (полуфабрикатов, кулинарии и пр.) с соответствующими отделами по реализации, возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
Супермаркет |
600 |
Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками |
Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок |
Непродовольственные товары составляют не более 30% всего ассортимента. Возможно наличие мини-цехов по производству продукции (полуфабрикатов, кулинарии и пр.) с соответствующими отделами по реализации, возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
||
Гастроном |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных и узкий ассортимент непродовольственных товаров |
Преимущественно индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием |
Гастрономические товары составляют не менее 40% всего ассортимента. Наличие отдела по реализации полуфабрикатов, кулинарии и пр. |
||
Специализированное продовольственное предприятие торговли |
Магазин "Рыба", "Мясо", "Колбасы", "Минеральные воды", "Хлеб", "Овощи", "Фрукты" и т.п. |
18 |
Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия |
Самообслужи ван ие, индивидуал ьное обслуживание через прилавок |
Возможна реализация товаров дистанционным способом |
|
Специализированное непродовольственное предприятие торговли |
Магазин "Электротовары", "Одежда", "Обувь", "Ткани", "Хозяйственные товары", "Мебель", "Книги", "Зоотовары", "Семена", "Цветы" и пр. |
18 |
Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия |
Самообслуживание, обслуживание по образцам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
Неспециализированное предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров |
Магазин товаров повседневного спроса |
60 |
Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса |
Преимущественно самообслуживание |
Реализация социально значимых товаров потребительской корзины, размещается в шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом |
|
Неспециализированное продовольственное предприятие торговли |
Магазин (павильон) "Продукты" |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса |
Индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием |
||
Неспециализированное предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров |
Минимаркет |
40 (не более 50) |
Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, винно- водочные, безалкогольные, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса |
Самообслуживание |
||
Неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров |
Торговый дом |
1000 |
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, женщин и детей |
Преимущественно – самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам, через прилавок |
Многопрофильное предприятие торговли, парковка. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для новобрачных, для молодежи и т.п. |
650 |
Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам, через прилавок |
Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
|
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли |
Магазин "Промтовары" |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежда, обувь, галантерея и пр. |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
|
|
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли |
Комиссионный магазин; "Секонд Хенд" |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварных |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Реализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении, которые принимаются у населения на основании договора комиссии |
|
Стоковый магазин |
Не нормируется |
Ограниченный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание |
Реализация непродовольственных товаров, морально устаревших |
||
Неспециализированное предприятие торговли |
Магазин "Дисконт"; "Дискаунтер" |
Не нормируется |
Широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров |
Самообслуживание |
Реализация товаров с невысоким уровнем наценок |
|
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли |
Магазин- бутик |
18 |
Ограниченный ассортимент модных непродовольственных товаров одной группы |
Индивидуальное обслуживание, самообслуживание |
Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр. Оказание дополнительных услуг торговли |
|
Магазин- салон |
18 |
Ограниченный ассортимент товаров одной группы, например, автомобилей, одежды, цветов и пр. |
Индивидуальное обслуживание |
Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров. Оказание дополнительных услуг торговли |
В настоящее время популярность получили следующие основные форматы розничных магазинов:
• гипермаркет;
• супермаркет;
• дискаунтер;
• специализированный магазин;
• магазин у дома.
Кроме того, большое развитие получили торговые центры, представляющие собой совокупность торговых предприятий и организаций по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных па определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
Рассмотрим их более подробно.