Лекция 13. Российское избирательное право и процесс

В результате изучения главы студент должен:

знать

• конституционные принципы избирательного права;

• виды избирательных систем;

• избирательное законодательство;

уметь

• давать характеристику стадий избирательного процесса, выделять их отличительные особенности;

• анализировать избирательное законодательство;

• анализировать судебную практику Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ но избирательным спорам;

владеть

• понятийным аппаратом по теме;

• навыками участия в избирательном процессе в качестве избирателя, наблюдателя;

• способами защиты избирательных прав.

Понятие выборов и избирательного права

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах вопрос об избрании решают сами граждане, а при косвенных – избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения всеобщих выборов в них участвуют все избиратели страны (например, выборы президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают национальными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (по выборам органов местного самоуправления).

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это называется повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные – проводимые в установленные законом сроки и внеочередные – назначенные в случае досрочного роспуска парламента или отставки президента.

В юридической литературе термин "избирательное право" применяется в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права могут быть конституции, законы и положения о выборах различных органов власти, в случае пробелов в законодательном регулировании – отдельные акты центральной избирательной комиссии.

Субъективное избирательное право – это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть избранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активное (избирать) и пассивное (быть избранным).

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в Российской Федерации (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях) является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В Российской Федерации на федеральном уровне осуществляется регулирование выборов Президента РФ и депутатов Госдумы.

Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции РФ. Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации не позднее чем за четыре месяца до дня выборов после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" все 450 депутатов Госдумы избираются по партийным спискам.