Российско-китайские отношения в новой геополитической ситуации
Отношения Китая с Россией в последние годы развиваются достаточно активно: в Совместной российско-китайской декларации (1996) был выдвинут тезис о возможности стратегического взаимодействия России и Китая в XXI столетии. Россия и Китай выступают в области международной политики за демократический многополярный мир, в котором каждая страна имеет возможность отстаивать свои национальные интересы. Как отмечает заместитель Генерального секретаря Китайской ассоциации по контролю над вооружениями Чжай Дэцюань, "в современной ситуации США не имеют возможности слепить антироссийскую или антикитайскую коалицию и вернуться к эре "холодной войны". Тем более вряд ли это будет возможно в будущем. Со своей стороны ни Россия, ни Китай, ни в одиночку, ни объединившись, не пойдут на прямую конфронтацию или конфликт с США, потому что их фундаментальные национальные интересы не позволяют им, или скорее, не могут позволить им это сделать... для развития своих экономик как Россия, так и Китай нуждаются не только в международной стабильности, но также в финансовых ресурсах, технологиях и западных управленческих навыках, особенно из США".
Однако помимо общих стратегических задач сохранения мира и противостояния гегемонии российско-китайские отношения имеют немало подводных камней и противоречий.
Россию серьезно беспокоит проникновение па российский Дальний Восток китайских иммигрантов и торговцев во все увеличивающихся масштабах, что создают угрозу массового заселения этих территорий китайцами. Территориальные претензии Китая к России, пока не актуализированные, но и не забытые, также являются основанием для беспокойства российского руководства. Российские эксперты предполагают, что в случае усиления Китая в Средней Азии он может найти поддержку в лице Узбекистана - государства, которое проявляет наибольшую решимость противостоять политическому влиянию России в Азии; такую же позицию может занять Туркменистан и, возможно, этнически расколотый и, следовательно, в области национальных отношений более уязвимый Казахстан. Став настоящим политическим и экономическим гигантом, Китай сможет также оказывать более откровенное политическое влияние на российский Дальний Восток, в то же время поддерживая объединение Кореи под своим покровительством.
В ответ на это со стороны России возможна активизация военно-политического сотрудничества с другими странами АТР. Уже сегодня можно констатировать активную вовлеченность России в политические и экономические процессы регионального сотрудничества АТР. За последние годы здесь была создана сеть диалоговых структур, форумов и механизмов экономического взаимодействия, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), АСЕАН, Форум по безопасности АСЕАН (АРФ), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Восточноазиатские саммиты, Диалог по сотрудничеству в Азии, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Подобная мозаика многосторонних структур, по мнению российских экспертов, является отражением здоровой тенденции демократизации международных отношений1.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована в 1967 г. в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины. Позднее присоединились султанат Бруней (1964), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). В октябре 2003 г. к АСЕАН присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. - Россия и Южная Корея, в июле 2005 г. - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. Уставными целями АСЕАН определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран - членов Ассоциации, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящий и координирующий механизм - регулярные совещания министров иностранных дел. Основным документом, обозначившим основные политические и экономические ориентиры организации на обозримую перспективу, является программа развития АСЕАН до 2020 г. "Партнерство в динамичном развитии". Сегодня АСЕАН с ее 570-миллионным населением, совокупным ВВП в 1,1 трлн долл. США, внешнеторговым оборотом в 1,4 трлн долл. и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, представляет собой центр интеграционных процессов в АТР и складывающейся там новой расстановки сил.
Существенную роль играет Региональный форум АСЕАН по безопасности, созданный в 1994 г. и объединяющий 27 государств региона. Сегодня этот форум утвердился в качестве ведущей площадки общерегионального диалога по вопросам предупреждения и урегулирования конфликтов, выработки мер доверия, противодействия угрозам нового поколения. Многие видят в этом форуме прообраз будущей системы безопасности в АТР.
Другой пример - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Несмотря на молодость, она уже добилась очевидного прогресса в координации усилий России, Китая и четырех Центрально-Азиатских государств в самых разных сферах - от обеспечения стабильности и безопасности до экономики, культуры и образования. При этом IIIOC - незамкнутый блок, а региональная организация, открытая для подключения других стран, в том числе в качестве наблюдателей или партнеров но диалогу. Сегодня ШОС объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. принята Хартия ШОС 1 - базовый уставный документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности организации. Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке 16 августа 2007 г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который создает предпосылки для вывода разностороннего взаимодействия на качественно новый уровень. Высший орган ШОС - Совет глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС).
В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион - зона особых интересов России, поскольку активная политика сотрудничества со странами региона позволяет использовать внешний ресурс для внутреннего развития Сибири и Дальнего Востока. В то же время, по мнению отечественных экспертов, меры по укреплению экономической связки восточных регионов России с АТР остаются недостаточно эффективными, запаздывают, осуществляются несбалансированно. В ближайшие время предстоит приложить большие усилия, направленные на подготовку к председательству России в 2012 г. на форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Мы должны воспользоваться открывающимися в этой связи возможностями для того, чтобы наглядно продемонстрировать партнерам но АТЭС потенциал экономического взаимодействия восточных территорий России со странами АТР. Наиболее очевидное конкурентное преимущество Сибири и Дальнего Востока - их богатые природные ресурсы - приобретает особую ценность в условиях растущего дефицита энергоносителей и других сырьевых товаров в бурно развивающихся странах АТР. Вместе с тем российские эксперты подчеркивают, что продолжать и в долгосрочной перспективе делать ставку на экспорт этих товаров - значит увековечивать сырьевой характер экономики российских восточных регионов, обрекать себя на отставание. В новых условиях необходимо ориентироваться на движение по инновационному пути развития экономики, что поможет найти достойное место Сибири и Дальнему Востоку в АТР.
Геополитические сценарии развития ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В настоящее время можно прогнозировать два наиболее вероятных геополитических сценария развития событий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сценарий первый - Китай и США против России и Индии. Этот американский сценарий, который прогнозирует З. Бжезинский, интерпретирует в духе мудростей древнего китайского стратега Сунь Цзы главную линию китайской геостратегии: "...размыть американскую власть в регионе до такой степени, чтобы ослабленная Америка почувствовала необходимость сделать пользующийся региональным влиянием Китай своим союзником, а со временем иметь Китай, ставший влиятельной мировой державой, своим партнером. К этой цели нужно стремиться и се нужно добиваться таким образом, чтобы не подстегнуть ни расширения оборонительных масштабов американо-японского альянса, ни замены американского влияния в регионе японским".
Действительно, процесс объединения Китая развивается быстрыми темпами и в случае благоприятного завершения может привести к тому, что США и Япония не смогут ему противостоять, и им останется только стремиться держать его под контролем через стратегическое сближение с Китаем. Все это необычайно усилит региональную роль объединенного Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что неминуемо приведет к развитию противоречий. США будут провоцировать Китай на расширение его геополитической экспансии за счет давления на Россию и Индию в зонах пересечения геополитических интересов. В свою очередь, такой расклад сил приведет Индию и Россию к более тесному военно-политическому сотрудничеству. Противодействием этому сценарию может стать сотрудничество России, Индии и Китая по линии РИК и БРИК.
Сценарий второй - "морская сила" против "континентального блока" (США, Япония и Объединенная Корея против Китая, России и Индии). Этот сценарий предполагает укрепление существующего союза США и Японии, что приведет к объединению двух Корей под эгидой американского влияния. В результате обострятся противоречия как на российском Дальнем Востоке, так и внутри АТР: между Китаем, Японией и США. В итоге геополитические интересы России и Китая значительно сблизятся: они будут вынуждены пойти на более тесный военно-политический союз для защиты от американского давления в регионе.
При развитии этого сценария в АТР могут образоваться две сферы влияния - американо-японско-корейская (западная) и китайско-индийско-российская (восточная). Трудно предположить, что это равновесие окажется мирным и устойчивым. Скорее всего, такой геополитический раскол может способствовать гонке вооружений и стимулировать образование более обширных военных блоков, что чревато эскалацией напряженности в данном регионе.