Российский и зарубежный опыт реализации социальной ответственности

Уровень осознания необходимости КСО существенно зависит от размера и направленности действий компаний[1]. Чем они крупнее, тем выше вероятность того, что там практикуют корпоративную социальную ответственность. Согласно материалам исследований Л. М. Никитиной, о наличии таковой сообщили 81,8% участников опроса, представляющих компании с численностью сотрудников более 10 000 человек. Об этом же свидетельствуют данные национального регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей)[2]. Кроме того, ее чаще можно встретить в компаниях, которые существуют уже достаточно долгое время. Так, о ней заявили 67,9% участников опроса из компаний со стажем более 20 лет. К практике корпоративной социальной ответственности более системно и глубоко подходят компании, чья продукция или процесс производства способны нанести вред физическому или психологическому здоровью потребителей или окружающей среде. Кроме крупных компаний программы КСО чаще других реализуют предприятия торговли, промышленности и сферы услуг. Среди представленных респондентами организаций 88,9% имеют программы по КСО. Между тем о существовании практики создания социального отчета в соответствии с общепринятыми международными стандартами и ознакомления с ним целевых аудиторий говорят только 11,5% опрошенных сотрудников компаний. 85,2% признают, что ее нет в их компании, а 3,3% заявляют, что "планируют эту деятельность в будущем".

В компаниях обрабатывающей отрасти идет постепенное развитие систем КСО. Однако анализ сайтов показывает низкий уровень развитости систем взаимодействия с заинтересованными сторонами по большинству сфер ответственности. В исследовании[3] рассматривались корпоративные сайты таких крупных машиностроительных компаний, как Группа АВТОВАЗ, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, Группа ГАЗ, Группа КамАЗ и т.д. (табл. 16.4).

Таблица 16.4

Результаты реализации КСО, представленные на сайтах машиностроительных корпораций

Показатель

Представленность на сайтах

Характеристика

информации

Наличие информации по стратегии компании

33%

В основном в виде миссии, корпоративная философия, политика

Интерактив

(чат/форум)

33%

Обратная связь

100%

Электронная почта

Наличие энтранета

12%

Информация для инвесторов

77%

Предусмотренная законом

Информация для персонала

100%

В основном информация о вакансиях

Информация для потребителей

12%

Описание продукции

Информация для сообщества

100%

СМИ о компании

С 2011 г. корпоративная социальная ответственность признается практически всеми руководителями компаний как необходимая составляющая долгосрочной стратегии развития бизнеса, однако на практике она реализуется не столь часто. Еще реже встречается практика ведения открытой нефинансовой отчетности, хотя менеджмент компаний учитывает такие ее положительные моменты, как укрепление репутации компании, но одновременно признает, что это требует дополнительных издержек. Наиболее развитые компании все же делают попытки использования международных стандартов корпоративной социальной ответственности. Рассмотрим некоторые примеры.

ГМК "Норильский никель". Основными видами деятельности ГМК "Норильский никель" являются поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов. ГМК "Норильский никель" является крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, одним из крупнейших производителей платины и меди. Среднесписочная численность предприятий Группы компаний "Норильский никель" в 2011 г. составила 81,1 тыс. человек, включая 2,2 тыс. зарубежных работников. Социальная миссия "Норильского никеля" – производство необходимой обществу продукции – цветных и драгоценных металлов – наиболее эффективным и безопасным способом на устойчивой долгосрочной основе для содействия социальному прогрессу, росту благосостояния общества, стабильному развитию территорий и благополучию населения регионов хозяйствования, повышению уровня жизни своих работников.

В компании формирование программы КСО ведется по задачам. Фрагмент такой программы приведен в табл. 16.5. Руководство оперативной деятельностью в области корпоративной социальной ответственности осуществляется профильными подразделениями компании в рамках их функциональной ответственности в процессах выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Социальные права и гарантии персонала на АВТОВАЗе. Эта компания особенно интересна тем, что российский Автопром переживает достаточно глубокий кризис. Но даже в этих условиях крупнейшая компания отечественного автомобилестроения несет тяготы КСО. Основой реализации социальных прав и гарантий персонала во взаимоотношениях между работодателем и работниками АВТОВАЗа является коллективный договор. Примечательно, что впервые он

Таблица 16.5

Фрагмент программы реализации КСО ГМК "Норильский никель"

Задачи на 2011 г.

Выполнение задач

Задачи на 2012 г.

Подготовить Отчет о корпоративной социальной ответственности ГМК "Норильский никель" за 2011 г.

Подготовлен Отчет о корпоративной социальной ответственности ГМК "Норильский никель" за 2011 г.

Подготовить Отчет о корпоративной социальной ответственности ГМК "Норильский никель" за 2012 г.

Развитие системы институционального взаимодействия с заинтересованными сторонами

Расширение и укрепление взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в рамках действующего законодательства РФ па основе партнерства и взаимного диалога.

Обеспечение регулярного и систематического проведения консультаций и переговоров сторон социального партнерства, совершенствование работы комиссий по коллективным договорам в целях развития прямого диалога менеджмента и работников, продолжение практики проведения собраний трудовых коллективов с участием руководства

В ходе выполнения социальных обязательств, взятых на себя Компанией в рамках Соглашений, совместно с органами власти различного уровня создана необходимая нормативноправовая база деятельности и механизмы ее регулирования, отработаны взаимоприемлемые способы организационного оформления и порядок контроля за расходованием средств. Для регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях Компании действуют коллективные договоры, локальные акты. Наряду с этим действуют совместные комиссии, сформированные на паритетной основе из представителей работников и работодателя. В Заполярном филиале действуют три комиссии: Комиссия по коллективному договору, Совместная комиссия по охране труда и Единая комиссия по социальным выплатам. На Кольском ГМК действуют две комиссии: Комиссия по коллективному договору и Комиссия по трудовым спорам

Расширение и укрепление взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, а также органами местного самоуправления в рамках действующего законодательства РФ на основе партнерства и взаимного диалога. Создать необходимые условия для обеспечения деятельности законно избранных представительных органов работников Компании, в том числе путем выполнения обязательств работодателя в рамках Трудового кодекса РФ, коллективных договоров и совместных решений. Установить диалог с новой профсоюзной организацией "Норильский никель" с целью решения социально-трудовых вопросов

был одобрен на профсоюзной конференции сотрудников завода, состоявшейся 27 января 1971 г. Этот документ представляет собой перечень реальных задач с четким указанием графиков их выполнения. Контролирует выполнение коллективного договора профсоюз, но оценивают проделанное за год работники. Они же определяют новые цели и задачи.

На отчетной профсоюзной конференции по результатам работы за 2011 г. коллектив компании получил от руководства информацию о том, что выделены средства для поощрения работников АВТОВАЗа в объеме 100% тарифных ставок для рабочих, решилась проблема с невыплаченными премиями работникам, заслужившим звание "Ветеран АВТОВАЗа". Администрацией завода были увеличены сверх планового уровня суммы средств, предусмотренные на покупку путевок для отдыха детей работников. Благодаря "давлению" менеджмента АВТОВАЗА администрация г. Тольятти начинает приобретать новые автобусы для работы на маршрутах, связанных с доставкой работников па работу и с работы. Для обеспечения благоприятных условий труда в коллективный договор были включены и реализованы задачи по совершенствованию системы закупок спецодежды и обуви, несмотря на значительное подорожание хлопка на мировом рынке. Даже такие, казалось бы, незначительные задачи, как обеспечение нормального температурного режима в особо жаркие и холодные периоды, включены в коллективный договор. В 2012 г. администрация завода решала задачи по созданию соответствующих рабочих мест для людей, получивших инвалидность или профзаболевание при работе на АВТОВАЗе.

Корпоративное волонтерство в России и за рубежом. Треть населения планеты регулярно жертвует деньги на благотворительность, а еще 20% работают волонтерами, выяснил международный фонд Charities Aid Foundation (CAF) в совместном с Gallup исследовании World Giving Report – 2010[4]. К сожалению, по уровню благотворительности Россия стоит на 138-м месте из 153, в том числе за беднейшими странами Африки[5]. Основными причинами являются отсутствие меры россиян в бескорыстие компаний и налоговая политика государства в отношении благотворительности. Однако в последние годы растет число россиян, готовых бесплатно поработать в благотворительном социальном проекте или подать милостыню нищему.

По данным ООН, в 2001 г. в мире количество добровольцев составляло 109 млн человек[6]. Из них примерно две трети занимались волонтерством при поддержке компании, в которой работают. В США (данные за 2007 г.) около 50% взрослого населения отдает не менее четырех часов в неделю местным сообществам. 87% опрошенных американцев считают, что работодателю следует поощрять добровольчество, а 63% – что волонтерство положительно повлияло на их карьеру. Массовый характер корпоративного волонтерства говорит о его роли для компаний в реализации их социальной ответственности. Участие в добровольческих акциях при поддержке работодателя способствует развитию социальной компетенции сотрудников и повышению их мотивации, усиливает "командный дух" и лояльность сотрудников к компании, улучшает социальный климат, повышает привлекательность компании как работодателя.

Самостоятельная работа

Найдите в сети Интернет специализированные сайты с представлением практик КСО и рассмотрите наиболее инновационную на ваш взгляд практику.