Лекция 29. Российский постмодернизм
Применимость понятия "постмодернизм" для характеристики отечественной культуры сводится к вопросу о его постепенной, но все еще не окончательной легитимации. Несмотря на длительный период существования постмодернистской теории, разработанной западными авторами, в отечественной научной и публицистической литературе все еще встречаются резкие выпады против нее и огульное отрицание того, что парадоксальным образом сосуществует наряду с рядом серьезнейших теоретических исследований культуры постмодерна. В ряде публикаций не только обосновывается правомерность применения этой теории к анализу отечественной ситуации, но и продуктивно анализируются отдельные феномены культуры, в частности художественная практика, наглядным образом запечатлевшая постмодернистское мироощущение отечественных авторов. При этом ставится вопрос о своеобразии отечественной постмодернистской ситуации, несмотря на то, что постмодерн расценивается как интернациональное явление, характерное для развитых стран.
О времени появления понятия "постмодернизм" в России
Пожалуй, первая информация о постмодернизме "из первых рук", доступная широким кругам отечественного читателя, была опубликована в сборнике "Называть вещи своими именами" (1986), где были помещены фрагменты из предисловия У. Эко к роману "Имя розы" - тексту, который порой расценивается в качестве программного документа постмодернизма; впоследствии он увидел свет уже без купюр в журнале "Иностранная литература" в связи с публикацией романа (1988. № 10).
Одним из первых, кто обратился в советской стране к изучению постмодернизма, был Виктор Язепович Ивбулис, который сделал весьма осторожное освещение этого феномена в печати. Предваряло эти публикации проведение теоретического семинара в Латвийском государственном университете (октябрь 1988 г.), на котором предметом рассмотрения была зарубежная литература 1970-80-х гг. с точки зрения эстетики постмодернизма. На нем выступили ученые из разных городов нашей страны. Главным итогом семинара, как отмстил В. Я. Ивбулис, стало то, что у большинства участников не осталось сомнений в существовании постмодернизма, и что настала пора заговорить о нем во весь голос. Заметим, постмодернизм в то время трактовался лишь как новая конформистская эстетика.
Весной 1991 г. в Москве в Литературном институте им. М. Горького состоялась большая конференция о постмодернизме, что свидетельствовало о возрастающей степени заинтересованности в его исследовании. Обратился к этой теме применительно к литературе И. П. Ильин, что в итоге вылилось в издание ряда статей и справочных пособий по постмодернизму. Появился первый специальный сборник, посвященный проблематике постмодернистской культуры и отдельных видов искусства, с переводными статьями Ж. Деррида и Ю. Кристевой. Значительным вкладом в осмысление постмодернистской проблематики стали работы В. Н. Курицына, который не только обращался к анализу соответствующих западных источников, но и осуществил ретроспективный анализ ряда явлений, присущих русской художественной культуре.
Значительным событием в осмыслении проблем постмодернизма можно считать произошедшее в редакции журнала "Вопросы философии" заседание "круглого стола", на котором речь шла о нем, как о своевременном теоретическом воззрении и о возможности его применения к анализу отечественной ситуации. Итак, постмодернизм прочно вошел в поле зрения философов, искусствоведов, эстетиков, социологов, культурологов, свидетельством чему стали многочисленные публикации. Однако запоздалый факт обращения отечественных теоретиков к изучению этого феномена дал основание для иронии В. В. Бибихину, который по понятным причинам охарактеризовал его как "наш только что протерший глаза постмодерн".